Профессиональный отбор социальных работников
Профессиональный отбор — это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности.
В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью
В процессе отбора можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:
1) социально-психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку; такое изучение завершается подробной профессиограммой.
Профессиограмма – описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.
Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия, направленная на решение проблем в отношениях между людьми и способствующая социальным переменам в обществе.
Содержание деятельности социального работника
ü оказание помощи индивидуумам, семьям, группам и сообществам (социальная поддержка, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика);
ü содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
ü изучение социальных и психосоциальных проблем;
ü разработка и реализация социальных программ по решению проблем социально уязвимых групп населения, и оценка эффективности данных программ.
Социальный работник должен обладать знаниями:
ü об основных принципах социальной политики в РФ, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;
ü о социальной работе как профессиональной деятельности;
ü о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;
ü о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;
ü о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;
ü о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;
ü о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;
ü о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;
ü о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);
ü о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т.д.
Профессионально-личностные качества, необходимые социальным работникам
Социальный работник должен обладать следующими профессионально-личностными качествами, их развивать и демонстрировать:
ü безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;
ü толерантность;
ü развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;
ü эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);
ü рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);
ü умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;
ü чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;
ü настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;
ü оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;
ü умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;
ü навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.
Социальные работники обязаны:
ü защищать права и содействовать интересам клиентов социальной работы;
ü стремиться к установлению и сохранению доверия у клиентов и соблюдать правило конфиденциальности;
ü содействовать развитию самоопределения и независимости у клиентов, пользующихся услугами;
ü защищать клиентов от опасности и причинения им вреда, насколько это возможно;
ü учитывать в практике культурные, этнические, возрастные, гендерные различия между людьми;
ü знать и уважать права клиентов, быть уверенным, что поведение социального работника и использующиеся в работе подходы не повредят клиентам;
ü поддерживать общественное доверие к социальным службам;
ü быть ответственными за качество своей работы и за сохранение и улучшение своих знаний и навыков;
ü отвергать и препятствовать проявлению любых форм дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических особенностях, привилегиях, персональных характеристиках и другие.