Тема: Эмоционально-волевая сфера личности
Введение
1. Понятие эмоции, функции, виды.
2. Высшие чувства человека. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности.
3. Понятие о воле, волевое действие, волевые качества личности
4. Приемы развития воли. Эмоциональная саморегуляция.
5. Проанализировать свои волевые качества: наличие качеств и уровень проявления, сильные и слабые стороны эмоциональной саморегуляции, способы саморазвития воли
Заключение
Методические рекомендации:
Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.
Раскрывая данную тему, следует описать эмоциональные состояния человека, отличия эмоций и чувств, дать характеристику основным эмоциям (радость, горе, удивление, гнев, страх и т.д), выделить особенности высших чувств человека, их связь с практической деятельностью. Раскрыть понятия воля, волевой акт, охарактеризовать качества (целеустремленность, выдержка, дисциплинированность и т.д.), описать методы и приемы развития воли, борьбы с ленью.
Для определения индивидуальных особенностей эмоциональной саморегуляции следует проанализировать свое поведение в ситуациях достижения цели при наличии трудностей и препятствий, указать пути и способы самосовершенствования.
В заключении обобщить информацию об особенностях эмоционально – волевых процессах личности, обосновать их взаимозависимость, подчеркнуть значимость в жизни человека
Литература.
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
3.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 кн. - М.: Мир, 1992.
4.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 1999.- 464 с.
5.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. - М., 1994.
6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
7.Психология человека. /Под ред. И.А.Домашенко, Т.А.Ражанова. - М., МГОПУ.
АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
8.Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Владос, 1999. - 320 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с
10.Столяренко Л.Я. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1997. - 736 с.
11. Юркевич В. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. 1986.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол № 1 от 21.09.15
Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина
Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»
специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
3 курс заочного отделения.
Преподаватель Матвеева Н.Я.
Вариант 6
Тема: Индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании
Введение
1. Закономерности психического развития. Понятие индивидуальность.
2. Гендерный подход в образовании, психологические особенности девочек и мальчиков
3. Типологические особенности детей, их учет в обучении и воспитании
4. Личностно-ориентированное образование, психологические основы индивидуального подхода к детям
5. Составить индивидуальную характеристику ребенка(на выбор), рекомендации воспитателю (родителям) по организации индивидуального подхода к нему.
Заключение
Методические рекомендации:
Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.
Раскрывая данную тему, следует описать закономерности психического развития (неравномерность, гетерохронность, возрастные особенности, интеграция и дифференциация функций, пластичность, компенсации), рассмотреть особенности развития по гендерному признаку, дать характеристику детей с разным типом темперамента и их учет в процессе воспитания и обучения, учитывать особенности связанные с ассиметрией полушарий (левши-правши).
Раскрыть суть индивидуального подхода к детям в образовательном процессе.
Для составления характеристики провести наблюдения за ребенком( по выбору студента), при необходимости провести диагностику индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, черты характера, особенности поведения и т.д.)
В заключении обобщить информацию по теме, подчеркнуть значимость понимания половых, возрастных, типологических особенностей детей при организации процессов воспитания и обучения, осуществление индивидуального подхода как условие психологического здоровья детей.
Литература.
1.Акимова М.К., Козлова В.Т., Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. - М.: «Академия», 2002.-160с.
2.Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 64 с.
3.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.
4.Практическая психология. /Под. Ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1998. – 336с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 1998. – 480 с.
6.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофиз-кое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 288с.
7.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2000. – 549с.
8.Купер К. Индивидуальные различия. Пер с англ. Т.М.Марютиной Под. Ред. И.В, Равич-Щербо.- М.: Аспект Пресс 2000. – 527с.
9.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. – 192с.
10. Федоренко Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.-СПб.:КАРО,2003,-203с.
11.Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: «Совершенство», 1998. – 432с.
12.Л.Широкова Дети с разным типом высшей нервной деятельности./Дошкольное воспитание, 1976.-№12, с.66-71., 1977.- №1, с.82-87.
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол № 1 от 21.09.15
Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина
Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»
специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
3 курс заочного отделения.
Преподаватель Матвеева Н.Я.
Вариант 7