Структура морального сознания
3.3.1. Моральный кодекс.
Кодекс – свод нравственных норм, отражающих нравственные требования, которые уже выработало стихийно моральное сознание группы. Кодекс охватывает как те нормы поведения, которые практикуются людьми, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, обязательными.
3.3.2. Моральные качества личности.
Моральные качества – понятие морального сознания, с помощью которого характеризуются поступки и выделяются наиболее типичные черты поведения людей, выступающие как свойства характера.
Моральные качества делятся на:
1) Положительные – добродетели;
2) Отрицательные – пороки.
3.3.2.1. Наличие моральных принципов.
Принципы – форма нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно, раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные моральные требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
a. Идейные качества: демагогия, принципиальность, сознательность, косность, зазнайство, целенаправленность, убежденность, беспринципность и т.д.
b. Качества взаимоотношения между людьми и сущности личности: благородство, вежливость, великодушие, верность, высокомерие, гордость, грубость, доверие, зависть, ревность, самолюбие, скромность, смирение, сочувствие, терпимость, требовательность, тщеславие, уважение, ханжество, цинизм, чванство, человечность, честолюбие, чуткость, эгоизм и т.д.
c. Качества смысла жизни: бережливость, карьеризм, корыстолюбие, потребительство, скупость, щедрость, трудолюбие, тунеядство, леность, верность, вероломство, измена, искренность, клевета, лицемерие, правдивость, честность и т.д.
d. Волевые качества: выдержка, малодушие, мужество, самообладание, смелость, трусость и т.д.
3.3.2.2. Наличие нравственных идеалов.
Идеал – понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, воплотившей в себе все наиболее высокие моральные качества, указывает на конечную цель совершенствования.
3.3.2.3. Наличие нравственной оценки.
Оценка – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а так же мотива или поведения в целом), черт характера личности, образа жизни определенным моральным требованиям.
Оценки выражаются в виде: похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или неприязни, любви или ненависти, а так же посредством различных действий и эмоций.
3.3.2.4. Наличие достоинства.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, способ осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью.
3.3.2.5. Наличие душевности.
Душевность– этопотребность жить, действовать «для других»
Характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям: заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить горе и радость. Это отношение распространяется на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой».
2-я структура.
ОСОБЕННОСТЬ.
(система ценностей)
Особенность несет в себе уровень индивидуальность культуры и духовности.
Состоит из: знаний, навыков, умений, привычек, чувств, стремлений, традиций.
Культура– это потребность совершенствования мира и себя, стремление к высокому духовному наслаждению через субъективное понимание красоты, гармонии, удовольствия, наслаждения на основе созданной суммы эстетических отношений и системы эстетических ценностей.
Культура несет в себе этнографические, фольклорные и художественно-эстетические традиции, охватывая с внешней стороны все предметные результаты человеческой деятельности; по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека, способ его существования в быту, на досуге; а также мера его индивидуально-творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования.
Духовность– это потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служат удовольствие, доставляемое процессом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказанием являются угрызения совести и чувство вины.
Система ценностей.
В системе ценностей выражены ориентации знаний, стремлений, традиций различных социальных групп в конкретно данное время.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Это политические, мировоззренческие, религиозные, научные, духовные, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, выборе стремлений, выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Это призма восприятия внешнего и внутреннего мира человека. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов.
Ценностные ориентации – это сфера самоутверждения личности.
Система ценностей объединяет шесть структур ценностей:
1. Моральные ценности.
2. Духовные ценности.
3. Эстетические ценности.
4. Социальные ценности.
5. Личностные ценности.
6. Утилитарные ценности.
1. Моральные ценности.
1.1. Нравственное значение, достоинство личности.
1.2. Нравственное значение поступков.
1.3. Нравственное значение ценностных представлений.
1.3.1. Идеалы.
1.3.2. Принципы.
1.3.3. Нормы.
1.3.4. Понятия.
2. Духовные ценности.
2.1. Как стремление к истине.
2.1.1. В познании бытия.
2.1.2. В познании мира.
2.1.3. В познании смысла жизни.
2.1.4. В познании себя.
2.1.5. В познании своего предназначения.
2.2. Как поиск истины.
2.2.1. В философии.
2.2.2. В науке.
2.2.3. В религии.
2.2.4. В жизненном опыте.
3. Эстетические ценности.
3.1. Эстетическими ценностями могу обладать:
3.1.1. Предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию.
3.1.2. Человек.
3.1.2.1. Облик.
3.1.2.2. Действия.
3.1.2.3. Поступки.
3.1.2.4. Поведение.
3.1.3. Предметы материального мира и вещи.
3.1.4. Продукты духовной деятельности.
3.1.5. Произведения искусства.
3.2. Виды эстетических ценностей:
3.2.1. Прекрасное.
3.2.1.1. Изящное.
3.2.1.2. Грациозное.
3.2.1.3. Миловидное.
3.2.1.4. Великолепное и т.д.
3.2.2. Возвышенное.
3.2.2.1. Величественное.
3.2.2.2. Величавое.
3.2.2.3. Грандиозное и т.д.
3.2.3. Низменное.
3.2.3.1. Тирания.
3.2.3.2. Насилие.
3.2.3.3. Унижение.
3.2.3.4. Оскорбление.
3.2.3.5. Лесть.
3.2.3.6. Предательство.
3.2.4. Безобразное.
3.2.4.1. Уродливое.
3.2.4.2. Неряшливое.
3.2.4.3. Неуклюжее.
3.2.4.4. Грязное и т.д.
3.2.5. Трагическое.
3.2.6. Комическое.
4. Социальные ценности.
4.1. Общение людей.
4.2. Взаимодействие людей.
4.3. Линия поведения.
4.4. Социальный престиж.
4.5. Социальный статус.
4.5.1. Права.
4.5.2. Обязанности.
4.5.3. Возможности.
4.5.4. Привилегии.
5. Личностные ценности.
Имеют субъективный, индивидуальный критерий ценности и несет в себе личный жизненный опыт, связанный с личной жизнью.
6. Утилитарные ценности.
Имеют в объективном и субъективном значении практическую выгоду или пользу.
3-я структура.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
(совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств)
Индивидуальность несет в себе уровень способностей и формируется через синтез отношений и способов поведения в характер.
Состоит из: памяти, внимания, эмоции, ощущения, мышления, восприятия, воли, отношения, поведения.
СПОСОБНОСТИ.
Способности– индивидуально-психологические, реинкарнационные, сущностные и наследственно-генетические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и являющиеся условием легкости или возможности ее выполнения.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Различают способности элементарные и сложные, общие и частные, потенциальные и актуальные. Способности различаются не только по степени выраженности – от простой способности до таланта, - но и могут развиваться от слабо выраженных до ярко проявляемых.
1. Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
2. Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Способности делятся на три основных уровня:
a. репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
b. творческий – обеспечивает создание нового, оригинального;
c. сенситивный – обеспечивает экстрасенсорное и экстрамундальное восприятие.
1.1. Общие способности (репродуктивный уровень).
1.1.1. Коммуникативные способности:
-коллективизм – эгоцентризм;
- профессионализм – дилетантизм;
-общительность – скрытность;
-доброжелательность – злонамеренность;
-скромность – нахальство;
-требовательность – беспечность;
-самообладание – невыдержанность;
- сообразительность – тугодумие;
- организованность – распущенность и т.д.
1.1.2. Гностические способности (способность понимать других): стремление к пониманию, умение слушать партнера, наблюдательность и т.д.
1.1.3. Экспрессивные способности (способности к самовыражению): стремление быть понятым, правдивость, культура речи, доверчивость, последовательность и т.д.
1.1.4. Интеракционные способности (способности адекватного влияния): требовательность – пассивность, вежливость – наглость, тактичность- бестактность, дисциплинированность – расхлябанность, решительность- слабоволие и т.д.
1.1.5. Организаторские способности: коммуникативность, практический ум, способность заражать, способность активизировать, критичность, тактичность, инициативность, самообладание, настойчивость, уверенность и т.д.
1.1.6. Учебные способности: к приобретению знаний, навыков, умений; к их усвоению; к применению; к выполнению.
1.1.7. Умственные способности: к умственной активности, критичности, аналитичности, систематичности, быстрой умственной ориентации, синтетической умственной деятельности, сосредоточенности внимания и т.д.
1.1.8. Функциональные способности: бытовые, трудовые, спортивные.
1.1.9. Экстрасенсорные и экстрамундальные способности: ясновидение, яснослышание, ясночувствование, телепатия, телекинез, телепортация, левитация, переход на другие планы Бытия и т.д.
1.2. Специальные способности.
Творческий уровень.
1.2.1. Творческие способности: к созданию нового, к нахождению новых способов выполнения и т.д.
1.2.2. Музыкальные способности: слух, чувство ритма, чувство лада, музыкальная память, восприятие музыки, чувство гармонии и т.д.
1.2.3. Литературные способности: наблюдательность, впечатлительность, образное восприятие, творческое воображение, эмоциональность языка, выразительность языка и т.д.
1.2.4. Сценические способности.
1.2.4.1. Актерские способности: творческое воображение, творческая фантазия, творческая интуиция, творческое вдохновение, подвижность нервно-психических процессов, подвижность темперамента, нервно-мышечный контроль, психическая саморегуляция, ассоциативная память, эмоциональная память, ассоциативное мышление, конкретно-чувственное, образное мышление, поисковая активность, лабильность, сенситивность, переключение произвольного внимания, подвижность навыков, преобладание синтеза над анализом, сопереживание, воля, самообладание, сценическая наивность, сценическое обаяние, сценическая заразительность, чувственное восприятие, чувственная выразительность, чувство действия, чувство ритма, музыкальный слух, мышечная пластичность.
1.2.4.2. Режиссерские способности: творческая фантазия, воображение, творческая интуиция, творческое вдохновение, к обобщениям, к импровизации, к образной выразительности, активность надситуативная, ориентации, пространственно-образное мышление, адекватное мышление, ассоциативное мышление, организаторская активность, аналитический ум, поисковая активность, воля, подвижность нервно-психических процессов, психическая реактивность, психическая устойчивость, чувственное восприятие, чувство гармонии, чувство композиции, чувство целого, чувство действия, чувство ритма, потребность самовыражения, наблюдательность, впечатлительность, сопереживание, самообладание, музыкальный слух, визуальная и аудивная способность.
1.2.5. Художественно-изобразительные: чувство пропорции, чувство перспективы, чувство цвета, творческое воображение, творческая фантазия и т.д.
1.2.6. Конструктивно-технические и т.д.: наблюдательность, умение различать достоинства и несовершенства, пространственные представления, комбинаторность, техническое мышление, стремление к ясности, простоте, стремление к экономности, рациональности решений и суждений и т.д.
Формирование способностей происходит на основе задатков.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, составляющие природную основу и создающие определенные предпосылки для развития способностей.
2. ХАРАКТЕР.
Характер – это сложившаяся и укрепившаяся под влиянием жизненных воздействий и восприятий совокупность индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в типичных для данной личности способах деятельности и формах общения, выражающая отношение человека к действительности и обуславливающая образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
2.1. Признаки характера.
2.1.1. Поступки (как социально значимые и осознанные личностью действия).
2.1.2. Линия поведения (как способ приспособления к среде).
2.1.3. Сумма отношений (как атрибут сознания).
Сумма отношений определяет: характер переживания личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций.
2.1.3.1. Отношения личностные (как мотив).
2.1.3.2. Отношения психические (как общение).
2.1.3.3. Отношения сознательные (как знания).
2.1.3.4. Отношения эмоциональные (как переживание).
2.1.3.5. Отношения духовные (как устремленность).
2.2. Черты характера.
2.2.1. По направленности: эгоизм – альтруизм, равнодушие – чуткость, грубость – нежность, замкнутость – общительность и т.д.
2.2.2. По отношению к делу: трудолюбие – леность, аккуратность – небрежность, активность – пассивность, прогрессивность – консервативность, бережливость – расточительность и т.д.
2.2.3. По отношению к себе: скромность – хвастливость, самокритичность – самовлюбленность, чувство собственного достоинства, беспринципность, бесхарактерность и т.д.
2.2.4. По волевым качествам: целеустремленность – бесцельность, самостоятельность – внушаемость, решительность – уступчивость, настойчивость – упрямство, выдержанность – импульсивность, мужественность – слабость, смелость – трусость, дисциплинированность – неуравновешенность и т.д.
2.3. Акцентуации характера (по К. Леонгарду).
Акцентуация характера – выраженность отдельных черт характера и их сочетаний с возможным переходом акцента, сглаживанием и компенсацией в зависимости от возрастных и ситуативных особенностей.
2.3.1. Циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным переходом).
2.3.2. Гипертиленный (постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца).
2.3.3. Лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации).
2.3.4. Астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии).
2.3.5. Сенситивный (повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство неполноценности).
2.3.6. Психастенический (высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию навязчивых состояний и ритуальных действий).
2.3.7. Шизоидный (отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоционального контакта, недостаток интуиции в процессе общения).
2.3.8. Эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющийся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность).
2.3.9. Застревающий /параноидальный/ (повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность).
2.3.10. Демонстративный /истероидный/ (выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, ипохондрией при неудовлетворенной потребности в признании).
2.3.11. Дистильный (преобладание пониженного настроения, склонности к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни).
2.3.12. Неустойчивый (склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер).
2.3.13. Конформный (чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму).
2.3.14. Промежуточный (результат одновременного развития нескольких типичных черт).
2.3.15. Амальгамный (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру).
ВОЛЯ.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
При появлении объективной цели рождаются стимулы ее достижения через возникающие объективные препятствия, мешающие ее достижению.
Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах как прямо (в виде фраз, слов, жестов), так и косвенно (в виде образов, представлений).
Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует осознание ряда возможностей достичь цели, появление мотивов, подкрепляющихся или отвергающих эти возможности, борьба мотивов и выбор, принятие одной из возможностей в качестве версии, возникновение намерения ее осуществить, учет последствий, составление плана осуществления и реализация принятого решения.
4-я структура.
ВРОЖДЕННОСТЬ
(система природных свойств)
Врожденность несет в себе: свойства темперамента, пола, возраста, возможностей.
1. ТЕМПЕРАМЕНТ.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующая динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
1.1. Сангвиник.
Сангвиник – субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях подвижность вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
1.2. Флегматик.
Флегматик – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматиков может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
1.3. Холерик.
Холерик – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Недостаточная эмоциональная уравновешенностью может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
1.4. Меланхолик.
Меланхолик – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
1. Качества проявления личностной морали.
(Благородство, бережливость, вежливость, вероломство, великодушие, верность, высокомерие, гордость, грубость, доверие, демагогия, зависть, зазнайство, измена, искренность, косность, корыстолюбие, лицемерие, лукавство, правдивость, принципиальность, пуританство, пессимизм, ревность, самолюбие, скромность, смирение, сочувствие, терпимость, требовательность, тщеславие, уважение, ханжество, цинизм, чванство, человечность, честность, честолюбие, чуткость, эгоизм и т.д.).
2. ЧУВСТВА.
Чувства - форма психического отражения зависимости через отношение к феноменам по нуждам и мотивам личности. Чувства – это бинер эмоций и понятий, т.к. понятия превращают эмоции в чувства.
Мотивы, идеалы и нормы формируют чувства, а затем побуждают к деятельности для замещения отрицательных чувств положительными. Поэтому чувства в прямой зависимости от представлений, образа жизни и характера личности.
Чувства бывают конкретные, обобщенные и абстрактные.
1. Чувства личностной морали.
(Антипатии, беспомощности, безнаказанности, величия, безразличия, вины, взаимопомощи, греха, гордости, долга, достоинства, зависти, любви, нежности, ничтожности, ответственности, общности, одиночества, ревности, раскаяния, скорби, угрызения совести,, стыда, сострадания, симпатии, сочувствия, тщеславия, убежденности, уверенности, уважения, утраты, чести, честолюбия и т.д.).
2. Чувства эстетические.
(Безобразного, брезгливости, возвышенного, восторга, восхищения, гармонии, комичного, красоты, лиризма, мелодраматического, низменного, отвращения, прекрасного, трагического, стиля, уродства, целостности, юмора и.т.д.).
3. Чувства интеллектуальные (познавательные).
(Вдохновения, интереса, любознательности, непонимания, любопытства, непостижимого, открытия, постигнутого, растерянности, свершения, сомнения, сосредоточенности, удивления, успеха и т.д.).
4. Чувства практические.
(Азарта, безопасности, безмятежности, времени, мучения, опасности, потери, силы, скуки, сохранения, увлеченности, удовлетворения, усталости, сытости и т.д.).
ЭМОЦИИ.
1.Эмоции – форма психического отражения ситуации и явлений через переживание и реакции, связанные с темпераментом личности.
Эмоции регулируют поведение. Астенические эмоции снижают активность жизнедеятельности, а стенические – повышают.
Существует два основных эмоциональных тона:
a) эмоциональный тон ощущений органов чувств;
b) эмоциональный тон жизненного опыта, впечатлений и памяти.
(Восторг, гнев, гордость, испуг, ликование, надежда, негодование, ностальгия, огорчение, отвращение, печаль, радость, раздражение, страх, тревога, увлеченность, удивление, умиление и т.д.).
2. Настроение – эмоциональная реакция на значение событий в контексте его общих жизненных планов, интересов и ощущений.
(Апатия, игривость, легкость, мрачность, праздничность, приподнятость, подавленность, светлое, торжественность, тревожность, траурное, тяжесть и т.д.).
3. Состояние – функция адаптации к окружающей ситуации, обстоятельствам и среде через ощущение. Состояния могут быть внутренними и внешними.
(Благополучие, депрессия, дискомфорт, комфортность, неблагополучие, паника, рассеянность, ступор, сонливость и т.д.).
4. Переживание – эмоционально – окрашенное состояние отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. Является атрибутом сознания.
5. Аффект– возникает в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией.
6. Страсть – сильное, абсолютно доминирующее чувство, приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Орел – Днепропетровск
1990 – 1997 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВОДНОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
(Адаптация)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
1.
Введение в теорию режиссуры.
Есть профессии, вводящие в соблазн обывателя: тренер, врач и режиссер.
Ведь все элементарно просто - режиссер от французского слова разводящий, разведи актеров по сцене… Но почему-то Вахтанговы и Мейерхольды появляются не каждый день.
Нередко режиссер представляется окружающим эдаким знахарем, либо шарлатаном, либо гуру, владеющим какими-то одному ему известными секретами, либо и тем, и другим, и третьим одновременно.
Итак, что же делает режиссер, и как он это делает. О, это совсем просто. Это – банальные истины. Это как алфавит.
"Я хочу, что бы молодые люди, которые только что, как новички, приступили к живописи, делали то же самое, что, как мы видим, делают те, которые учатся писать. Они сначала учат формы всех букв в отдельности, то, что у древних называлось элементами, затем учат слоги и лишь после этого - как складывать слова" - писал Леон Баттиста Альберти в трактате "Десять книг о зодчестве". Речь пойдет о том, как писать буквы, составлять слога и слова в режиссуре. Человек, который может писать, может написать поэму, но человек не умеющий писать... Это элементарно простая задача - научиться делать табуретки. И лишь когда вы будете уверенны, что это именно табуретка, и стоит она на четырех ногах, и гарантированно не упадет, лишь тогда позволительно приступать к художественной резьбе по ней. Иначе это будет всего лишь штабель испорченных досок.
Таинственное слово "режиссура" окутано роем мифов, порожденных незнанием, дилетантизмом и в некоторых случаях сознательным желанием придать себе некоторую загадочность.
Одним из таких мифов является глубочайшее заблуждение, что, искусство режиссуры порождено ХХ веком. Его история уходит в глубь веков, к самым первым, ритуальным формам театра.
Ритуалы - это своего рода плод режиссуры самой исторической жизни. Жизнь человека всецело подчинялась всевозможным регламентам. Она была насквозь "ритуализированна" а человек подвластен "режиссуре", имя которой - вековая традиция. " Все древние цивилизации имели своих церемониймейстеров, чиновников высшего ранга, на которых возлагалась обязанность увековечивать традиционные обряды". (Г.Тард).
На миниатюре 15 века изображен такой человек - в мантии до пола, с книгой (вероятно, пьесой) в одной руке и палкой в другой он в центре событий. Вокруг кипит работа, по мановению его палки гремит оркестр, пытают какую-то святую, беснуются черти, шут вызывает смех малопристойным жестом. Это был, по-видимому, тяжелый труд - приходилось торговаться с гильдиями (богатые всегда с трудом расставались с деньгами, а особенности, когда их приходилось давать на искусство), сверять тексты, следить, чтобы здоровенные мастеровые, изображавшие чертей войдя в раж, и взаправду не содрали со "святой" кожу.
В некоторых странах, например в Китае, существовали даже специальные ведомства этикета и обрядов. Эта режиссура социального бытия и трансформировалась в театральное творчество. В структуре сценических представлений продолжали жить магическая обрядность, а так же ритуальность карнавальная, церковно-христианская (из литургических действ выросли средневековые мистерии и ауто испанского барокко), придворно-аристократическая (этикет двора активно преломлялся в итальянских и французских балетных и оперных представлениях 16 - 17 веков, в классицистических трагедиях). Заранее заданные, строго нормированные традицией, ритуализированные стереотипы поведения людей давали на протяжении веков обильную пищу постановочным началам театрального искусства.
Своеобразным "отклонением от нормы" был, по-видимому, античный театр. Здесь режиссура имела индивидуально-творческий, неканонический характер, предваряя тем самым современную. Свидетельство тому - выделение в античной (в частности платоновской) эстетике орхестрики как особого вида пластических и хоровых игр, осуществляемых "хорегами" - говоря современным языком, режиссерами-постановщиками.
Однако, режиссура в современном понимании - как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки - перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем - в специально построенные здания.
Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика. Это, однако, был не столько режиссер в современном смысле, сколько создатель разного рода театрально-зрелищных эффектов. Декораторы творили на сцене подлинные чудеса: сценические бури, грозы, пожары, кораблекрушения, наводнения, восходы и заходы солнца, всякого рода превращения и чудеса и т.п. "Маги" сцены - от прославленных в 17 веке театральных архитекторов и декораторов Джакомо Торелли да Фано (Италия) и Иниго Джонсо (Англия) и до Михаила Лентовского в России 19 века - заложили прочный фундамент, позволивший режиссуре развиться в самостоятельное искусство в 20 веке.
Вообще живописцы (и не только те, кто отдали свою кисть театру), внесли свой значительный вклад в его тысячелетнее искусство. Дело не только в том, что в картинах Жака Калло были показаны картинки театральных представлений, дело в том, что его образы отличала особая театральная действенность. Он усиливал контрасты, и без того яркие в самой жизни, обострял движение, делал его фантастическим. Калло был горожанин и путешественник; он видел жизнь Франции 17 века, сам, находясь в толпе, суете городских площадей. "Его взгляд принадлежал новой эпохе: он улавливал резкость изменений, размах перемен. Перед ним проходила неустроенная, наспех сшитая из клочков старого и нового жизнь больших городов, войны, нищета. Он показал природу своего века: дуб, на каждой ветви повешенные; уличную жизнь - палачи свежуют тела на лобном месте; по площади, без особого интереса к казни, бродят горожане; идет торговля, босяки просят подаяние". (Г.Козинцев). Он настолько захвачен стихией движения, что даже балаганные ужимки комедиантов, казались ему медленными. " Виды кажутся как бы снятыми из большого отдаления и высоты ... - замечал Пауль Кристеллер. - Эта новая микроскопическая манера изображения сложилась, очевидно, под влиянием глубокой сцены итальянского театра". Искусство Калло, не похожее на живопись его времени, образовалось на стыке живописи и театра.
В поисках выражения резкости жизненных контрастов, драматичности художники переходили границы, разделявшие искусства.
Исступленный взгляд Иеронима Босха был по-деревенски тяжел и медлителен; живописец сочинял ужасы ада, останавливаясь на технических подробностях, разворачивая их во времени. Каждая его картина - своеобразный спектакль, или, если хотите кинофильм.
Страсть к театру владела Хогартом, художник не скрывал этого: " Я старался разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель", - пояснял он. Хогарт дружил с Гарриком, был внимательным зрителем "Оперы нищих" Джона Гея, шекспировских спектаклей. Однако дело не ограничивалось выбором театральных сюжетов: художник не переносил сценическое положение на полотно, а превращал саму живопись в театр:
"... картина была для меня сценой, мужчины и женщины - моими актерами, с помощью движений и жестов разыгрывающими пантомиму". Хогарт придумывал собственные пьесы и исполнял их по-особому. Его картины выходили сериями. Каждое полотно являлось частью истории героя. "Карьера мота" имела восемь таких частей: светский повеса, получив наследство, пускался во все тяжкие, затем долговая тюрьма и в заключение сюжета - нищета.
Внесли свой вклад в развитие режиссуры и писатели-драматурги. Режиссерско-педагогические порывы, судя по назидательным словам принца Датского, обращенным к актерам, не были чужды Шекспиру. В качестве "режиссера" выступал Расин: он разъяснял исполнителям интонационно-мелодический рисунок своих текстов. Руководил актерами в своем театре Мольер. К числу режиссерских акций принадлежат " Замечания для господ актеров" Николая Гоголя (о "Ревизоре"). Подобной деятельности отдал дань и Гете.
Режиссером, как известно, был А.Островский. " Я заменял режиссеров при постановке моих пьес, - писал он, - Обыкновенно перед началом репетиций считка у меня не была просто считкой; я переигрывал всю пьесу перед артистами, сверх того проходил с ними роли отдельно".
В качестве создателя ансамбля исполняемых ролей нередко выступал один из участвующих в спектакле актеров. Подобную миссию, как известно, брали на себя Гаррик и Щепкин.
Словарь Эфрона и Брокгауза еще в 90-х годах 19 века определял профессию режиссера следующим образом: "РЕЖИССЕР. ...В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это - забота Р. ,от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами". В наше время такое определение кажется странным: почему главное для режиссера - забота о деталях, а не о целом? Неужели в работе с актерами главное - "много такта и умение ладить"? И, наконец, почему именно знание археологии так важно для этой профессии? Однако главное в этой статье это не несуразности, столь очевидные для современного читателя, а выделение режиссуры в отдельную профессию и интерес к этой профессии.
Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р.Вагнера и Л.Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. "Их спектакли впервые показали Москве новый род постановки, - писал К.С. Станиславский о гастролях мейнингенцев, - с исторической верностью эпохе, с народными сценами, с прекрасной внешней формой спектакля, с изумительной дисциплиной и всем строем великолепного праздника искусств". Новый род постановок поражал, прежде всего, массовыми сценами, исторической достоверностью вещного мира, целостностью замысла и исполнения.
Это явление знаменовалось появлением целой плеяды "великих" определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России - К.Станиславского, Вс. Мейерхольда, А.Таирова, Е.Вахтангова, Н.Н.Евреинова, Л.Курбаса; во Франции - А. Антуана, Ж.Капо; в Германии - М.Рейнгардта; В Англии - Г.Крэга. Дело было сделано - возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности.
2.
Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От "режиссура - это человековедение", до "режиссер - это человек, который мыслит композицией". Но при этом возникает как бы много разных режиссерских профессий: режиссер драмы, оперный режиссер, балетмейстер, режиссер музыкально-драматического театра, режиссер пантомимы, режиссер - постановщик боя, режиссер цирка, режиссер эстрады, режиссер массовых зрелищ, спортивный режиссер, режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного), режиссер телевидения, режиссер - педагог, режиссер - постановщик и т.д. и т.п. Однако при здравом размышлении очень скоро приходишь к выводу, что есть лишь одна режиссерская профессия - Режиссер, а весь вышеперечисленный абсурд связан лишь с разницей технологий в различных пространственно-временных видах искусств. Более того, эстетике ведь известно и иное деление пространственно-временных искусств, кроме как на кино, театр, телевидение, балет и т.д., а именно на искусства режиссерское и исполнительское.
Точно так же, как нельзя осмыслить одним предложением смысл профессии живописца или поэта, точно так же нельзя сформулировать в одном предложении смысл профессии Режиссера. Очень грубо можно сказать, что режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, и реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств. Таким образом, творчество режиссера состоит, как бы из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).
Замысел- это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Иногда бывает достаточно увидеть какой-нибудь жест, картинку, мизансцену (увидеть в своем воображении), и из этого зерна вырастает целостная картина будущей постановки.
Реализует свой замысел режиссер в большинстве случаев через актера. Таким образом, в деятельности режиссера одним из важных компонентов является помощь актеру. Режиссер принимает активное участие в создании интонационного и жестового рисунка исполняемых ролей. Создание концепции роли, является неотъемлемой частью работы режиссера на этапе замысла постановки. " Я думаю, - писал Станиславский, - что один актер без посторонней помощи не может создать роль. Она будет одностороння и неполна. Артист один, сам с собой, непременно зайдет в тупик. Артист должен непременно слушать и вникать в чувства режиссера и других лиц, вникнувших в пьесу".
План, заявка, набросок, экспликация - вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать. Другие же режиссеры стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке.