Конфликты: условия и средства проявления агрессии и насилия. Насилие как средство разрешения конфликтов
Прогноз возможностей оптимизации конфликтного потенциала общества, нарастающего по мере возникновения и усиления напряженности в основных сферах его жизни, а также разработка мер по его контролю и снижению предполагает выявление и анализ необходимости и достаточности той совокупности механизмов социального регулирования, которыми располагают функционирующие, становящиеся и отживающие социальные институты, установления, общности.
Институт социальный-организованная система социальных норм, предписаний, установлений и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Разрешение конфликта на основе регулирования и локализации социальной напряженности предполагает изучение не только состава и структуры этих социальных явлений, но и их источников, процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.
Базовыми понятиями для осмысления природы и сущности конфликта являются: категория борьбы, противоборства, как выражения особого состояния взаимоотношений социальных субъектов в конфликтной ситуации, и категория противоречия, как отражение того объективного основания, на котором разворачивается конфликтный процесс. На основе их анализа процесс перехода от определяющего возникновение конфликтной ситуации объективного противоречия к отношению противоборства конфликтующих субъектов идет через осознание данного противоречия самими субъектами как сторонами возникшего противоречивого отношения.
В определенном смысле, конфликт - осознанное противоречие.
Реальными носителями социальных конфликтов как и любых социальных процессов и изменений являются социальные субъекты. В качестве основы любого носителя конфликта выступает порождаемая обстоятельствами неудовлетворенность его субъектов-носителей. Поэтому именно неудовлетворенность представляет собой социальный феномен, в пространстве которого происходит трансформация объективного противоречия в процесс его осознания социальными субъектами. Неудовлетворенность может рассматриваться и как своеобразная точка отсчета, с которой этот процесс берет свое начало. Трансформация неудовлетворенности в субъектно-субъектное отношение позволяет рассматривать ее как специфическое явление социальной действительности – социальную напряженность.
Конфликт, как показано выше, по своей природе субъективен, ибо возникает в ходе осознания социальными субъектами своих интересов и целей. Будучи осознанным, конфликт может быть разрешен только сознательными, субъективными усилиями сторон. В связи с этим темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности.
С точки зрения возможностей практического контроля за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработке действенных мер как по его снижению, так и предупреждению работниками социальных служб, существенную роль играет выделение основных этапов формирования и развития социальной напряженности вплоть до наиболее острых ее форм и стадий и оценка этих этапов с позиций этой, по существу, важнейшей, основополагающей задачи, придающей реальный смысл всему конфликтологическому анализу.
Согласно П.И. Куконкову, этот процесс включает следующие этапы:
- усиление неудовлетворенности различных социальных субъектов условиями жизне-деятельности;
- обнаружение причинно-следственной связи между характером объекта неудовлетво-ренности и деятельностью других социальных субъектов, вызывающее социальную напряженность;
- усиление социальной напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал;
- аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый социальный конфликт.
В рамках становления и развития социальной напряженности сохраняется возможность не только прогнозирования и управления социальным конфликтом, но и выявления факторов снижения конфликтогенной активности, нейтрализации конфронтационного сознания и поведения, способных любой элемент социальной неудовлетворенности превращать в открытый социальный конфликт. Известный ростовский конфликтолог Ю.Г. Запрудский, определяя этап формирования социальной напряженности как предконфликтную ситуацию, также рассматривает его «как наиболее благоприятный момент для вмешательства по преодолению конфликта».
Действительно, на этом этапе, в силу достаточной продолжительности, латентного характера и относительно спокойного состояния происходящих внутри него конфликтогенных процессов, участники которых сознательно уже выражая свои претензии, интересы и позиции, еще не переживают, вместе с тем, острой неприязни и открытой враждебности по отношению друг к другу, обеспечивается возможность не только достаточно точно отслеживать и прогнозировать характер и последствия развертывающегося конфликта, но и решить вопрос о его основательности, значимости, глубине и массовости, а также найти средства и способы ухода от его негативного развертывания в открытой, тем более насильственной форме на основе достижения компромисса или полного консенсуса начавшими испытывать и нагнетать социальное напряжение сторонами.
Отечественной наукой выделяются показатели социальной напряженности, которые можно объединить в блоки и группы.
1. Показатели социальной депривации или фрустрации как выражения состояния и уровня неудовлетворенности существующими условиями жизни, подавленности основных жизненных потребностей и интересов. Они фиксируются, главным образом, через оценки жизни, ее качества и уровня как приемлемых и неприемлемых, терпимых и нетерпимых, высоких и низких и т.п.
2. Показатели социальной идентификации, выражаемые через осознание людьми своей принадлежности к определенным общественным группам, деление тех, кто с ними взаимодействует на той или иной почве, на «своих» и «чужих», а также через выявление уровня толерантности - терпимости по отношению к позициям и действиям «не своих», к людям в целом.
3. Показатели готовности к протестным действиям, выражаемые, прежде всего, через личную настроенность на защиту собственных интересов, а также на открытое выступление против устремлений и действий представителей и участников социальных органов и институтов различных уровней: властных и силовых структур, местного самоуправления, администрации производственных предприятий и т.п.
4. Характеристика собственно предпринятых уже или намечаемых к реализации конфликтных действий как не только мотивируемых всеми выше названными показателями, но и дающих дополнительные важные представления об особенностях этой мотивации, ее состояния, выраженности и осознанности.
Как следует из краткого анализа, большинство используемых исследователями методик пока нацелены на выявление особенностей и уровня социальной напряженности, главным образом, через ее явные признаки. К примеру, с точки зрения В.И. Тепечина, латентными признаками социальной напряженности, связанными с происходящими в настоящее время изменениями в качестве и уровне жизни российского населения можно было бы считать следующие: ожидание большинством населения консервации или ухудшения своего нынешнего тяжелого положения; озабоченность определенной части взрослого населения России невозможностью для их детей получить серьезное образование; нарастание у определенной части населения страха нищеты в старости; недовольство части населения региональной дифференциацией уровня и качества жизни; болезненное восприятие частью населения смены социального статуса и т.п.
Однако выявить эти признаки у населения непросто, но делать это необходимо и возможно социальным работникам. Современные социальные работники достаточно широко используют различные конфликтологические техники в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (субъектам) в условиях социальной напряженности.
Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, визменении мотивации.
Конфликт помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. К примеру, с точки зрения Л. Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами. Кроме того, конфликт выполняет «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции: объединяя людей общностью ситуации, позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.
Конфликты оказывают влияние и на социальное поле, в рамках которого развиваются: способствуют интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряжения, выполняют сигнальную функцию, привлекая внимание к необходимости изменений.
Позитивная функция конфликта состоит в его способности сдерживать конфликт. Подчеркивая эту особенность, Л. Козер опирается на так называемый «зиммелевский парадокс», смысл которого заключается в том, что противостояние сторон, возникающее в результате конфликта, заставляет «противников» оценивать шансы на «победу» и соизмерять свои силы. Если прогнозируемые шансы на победу невелики, а потери могут оказаться значительными, то это состояние конфликтного противостояния может удерживать стороны от прямой борьбы и обострения ситуации, т.е. являться средством сдерживания конфликта.
Примеры, наглядно иллюстрирующие «зиммелевский парадокс», часто встречаются в практике международных отношений, когда усиление противостояния, взаимная демонстрация собственной силы и решимости, заставляют стороны (или одну из них) в последний момент пойти на уступки и избежать тем самым перехода конфликта в более острую форму, например, вооруженного столкновения.
Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Жана Пиаже и его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей.
Под социокогнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значимее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие.
Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б.Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей.
Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф.Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни, т.к. они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений.
Психологи установили важную позитивную функцию конфликта, которую Л. Козер называет коммуникативно-информационной. Во время конфликта люди могут выйти на новый уровень отношений. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Часто в период конфликтного взаимодействия люди становятся более искренними и выражают свои скрытые, иногда даже от них самих, мысли и желания. Социологи чикагской школы в связи с этим называют конфликт «возможностью разговора начистоту».
Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используется в педагогической практике. Например,
А.С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. Он рекомендовал разрешать конфликт методом «взрыва», т.е. путем доведения конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, а необходимо кардинально решить вопрос. Этот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса используется и в психотерапии.
Наличие потенциальных позитивных возможностей конфликта не исключает его вероятной деструктивной роли в жизни индивида, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление.
К позитивным функциям конфликта можно отнести следующие функции:
- информационно-сигнальную, демонстрирующую наличие полей напряжения, рассогла-сования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях в системе;
- объединяющую - способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если последнему угрожает вражда и антагонизм членов группы. Способствует снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп,
которых, в противном случае, не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. По мнению Л. Козера, сформулированному в работе «Функции социального конфликта», эта функция является положительной, если социальные конфликты, затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам
внутригрупповых отношений;
- оптимизации межличностных отношений - может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;
- стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, что возможно только в конфликтах в свободно структурированных группах и открытых обществах;
- инновационную - конфликт выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению
существующих, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях, чем вносится вклад в структурирование более широкого социального окружения, определяя положение разных групп внутри системы и распределяя позиции власти между ними;
- социализации - конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.
Изоляция социальная-социальный процесс, в ходе и результате которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий.
К негативным функциям конфликта можно отнести:
- разрушение, уничтожение полное или отдельных элементов социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, а также изоляция либо подавление субъектов конфликта;
- негативное воздействие на психическое состояние участников, вызывающее стресс, социальную пассивность;
- деформацию отношений между субъектами, системами, нарушение стабильности и интеграции, ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижающие групповую сплоченность;
- истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.
Таким образом, современными специалистами в области конфликтов отмечается, что разделение функций конфликта на однозначно позитивные и негативные в реальности часто затруднено.
Подавляющее большинство реальных конфликтов, с которыми приходится иметь дело социальным работникам, содержат одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции.
Доминирование одной из них может зависеть, например, от стадии развития конфликта
(по мере развития конфликта возрастает опасность увеличения его деструктивного потенциала), интересов сторон (одна сторона ориентирована на разрешение проблемы, другая - на эскалацию конфликта), особенностей процесса разрешения конфликта и т.д. Так, например, по мнению
Ю.В. Растова, конструктивная роль конфликта на одном уровне социальной реальности (выражающаяся, скажем, в консолидации какой-либо другой группы) может дополняться его деструктивной значимостью на другом уровне (раскол более широкой общности на консолидированные группы) и наоборот.
Конфликт как особое состояние взаимодействия возникает в процессе межличностного общения. Большинство подходов, при всех различиях между ними, фактически сходятся в признании объективно-субъективной природы возникновения конфликтов. Лишь в самых ранних описаниях и исследованиях конфликта допускалось его возникновение, образно говоря, «без участия человека».
К такого рода исключениям из общей тенденции относятся, в частности, психоаналитическое представление о бессознательных конфликтах, возникновение которых определяется законами существования психики, над которыми человек не властен, а также эксперименты А. Лурия и
Н. Миллера по созданию конфликта извне.
К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Сами эти «силы» - это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации.
Для М. Дойча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако решающее условие вступления в конфликт - это перцепция несовместимости. Психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт.
С точки зрения В.С. Мерлина, конфликт возникает только при определенных условиях: к внешним условиям его возникновения относится невозможность удовлетворения мотивов или отношений личности. Однако внешние условия ведут к возникновению конфликта только в том случае, если имеются внутренние условия развития конфликта, если возникают противоречия между мотивами или отношениями или между возможностями и стремлениями. Необходимое дополнение - субъективная неразрешимость ситуации (т.е. определенная субъективная ее оценка индивидом).
Таким образом, возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение характеристик социального взаимодействия. Восприятие ситуации как конфликтной «делает» конфликт - «запускает» для субъекта необходимость реагирования - в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него) и его последующего развития.
Субъективность в происхождении конфликта проявляется в невозможности однозначно связать его возникновение с определенным набором объективных факторов. С другой стороны, наличие целого ряда объективно конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.
Теория агрессии Конрада Лоренца. В реальной жизни с агрессивным поведением окружающих можно встречаться почти ежедневно. Поэтому часто возникает вопрос, как реагировать и эффективно защищать себя в ситуациях такого поведения партнера по общению?
Гнев - эмоция неудовлетворенности каким-либо явлением, выражение резко отрицательного отношения к нему. Проявляется в действиях, мимике, пантомимике, речи.
Причинами гнева у одного человека выступают непонимание или осуждение другими людьми его порывов и поступков, у другого - преграды на путях реализации собственных устремлений.
Регулирование внешних и внутренних устремлений оправданного гнева или неоправданного гнева основывается на умении управлять собой, знании норм культурного поведения.
Объективизация конфликта. Рассматриваются причины столкновения, путем разложения их по пунктам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.
Авансирование похвалой. Сочувственное выслушивание конфликтующих и подчеркивание положительных черт характера каждого, их заслуг (необходимо указать только то, что есть на самом деле). И на этом положительном фоне высказывается удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. При этом конфликт утрачивает также эмоциональное напряжение и его легче урегулировать.
Раскрытие "секрета" рефери (судьей). В случае открытого столкновения, когда оппоненты демонстрируют откровенное неприятие, необходимо вмешательство третьей стороны - «третейского судьи». Поведение «третейского судьи» в конфликтной ситуации должно преследовать цель разрешения конфликта.
Наиболее фундаментальные работы по теории агрессии принадлежат К. Лоренцу. Во-первых, Лоренц был убежден в том, что наблюдаемая у животных агрессия, направленная против собратьев по виду, вообще говоря, никоим образом не вредна для этого вида, а, напротив, необходима для его сохранения. Как раз знание того, что агрессия - подлинный инстинкт, первичный, направленный на сохранение вида, позволяет нам понять, насколько она опасна. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, что предполагают многие социологи и психологи, то положение человечества было бы не так опасно, как в действительности. Тогда можно было бы основательно изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию.
Во-вторых, согласно Лоренцу, накопления агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. В-третьих, Лоренц показал способы социализации против агрессии. «Смещение, переориентация нападения - это, пожалуй, гениальнейшее средство, - пишет он, - изобретенное эволюцией, чтобы направить агрессию в безопасное русло.» Об этом же позже писал Шерер: «Если агрессивная мотивация инстинктивна, то может быть замещена другими деятельностями».
В этой же связи интересны суждения Лоренца о роли ритуалов в жизни общества (собственно, он развивает, детализирует точку зрения Фрейда на роль культуры в сдерживании агрессии). Как утверждает Лоренц, самая сущность ритуала как носителя независимых мотивирующих факторов ведет к тому, что он перерастает свою первоначальную функцию коммуникации и приобретает способность выполнять две новые, столь же важные задачи, а именно сдерживание агрессии и формирование связей между особями одного и того же вида. Третья функция запрета борьбы между членами группы - удерживания их в замкнутом сообществе и отграничения этого сообщества от других подобных групп.
И тут же идет исключительно точное для сегодняшних обстоятельств соображение о тех же нормах и их роли в обществе: Как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в которой состоит их величайшая ценность, может привести к самой ужасной из войн к религиозной войне, и именно она грозит нам сегодня. Агрессивность начало всех начал. Бытовое понятие и термин не совпадают. В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин «агрессивность» означает злость, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно. Нейтрален. Такое определение агрессии дал
К. Лоренц в великой книге «Злоба: естественная история агрессивного поведения», - и его нужно принять, не споря. Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют агрессией.
В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк ловит зайца это не агрессия, а охота. Точно так же, когда охотник стреляет уток или рыбак ловит рыбу, - это не агрессивное поведение. Ведь все они не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессивное же поведение вызывается этими эмоциями. Вот когда собака выгоняет со двора незнакомого человека - это агрессия. И когда он в ответ бросает в нее камни - тоже агрессия, ибо оба они в этот момент ненавидят и боятся друг друга. Когда дрозд прогоняет от гнезда кота - это агрессия со стороны дрозда. И когда огромный самец лебедя шипением отгоняет от своего гнезда мелких водоплавающих птиц - тоже агрессия. Животное ведет себя по отношению к животному другого вида агрессивно потому, что оно его чем то раздражает либо угрожает ему самому (а также его территории, гнезду, детенышам), либо просто незнакомо, подозрительно выглядит.
Агрессивность очень ярко проявляется в связи с наличием у животных территории. С тех пор как это явление было открыто в 1920 г. Говардом у птиц, стало известно, что оно распространено очень широко. Многие животные рассматривают часть своего жизненного пространства как свою территорию, которую они защищают и определенным образом отмечают. Территорией могут обладать как индивидуальные животные, что имеет место у большинства хищников, так и общества животных стаи или стада. При проникновении животного того же вида на его территорию хозяин оказывает ему сопротивление, которое тем яростнее, чем ближе место столкновения к центру территории. Наоборот, на чужой территории животное обладает повышенной склонностью к бегству, его агрессивность понижается. (Это, например, используют дрессировщики, которые всегда входят в клетку сами, прежде чем впустить туда животных. Таким образом, животные находятся на чужой территории и их агрессивность подавляется.) Собственно говоря, территория животного является вторичным понятием, производным от агрессивности.
Как полагает Лоренц, агрессивность типичный инстинкт (хотя не все биологи с ним согласны). Для доказательства он и его сотрудники приводят ряд экспериментов, в основном с животными, воспитанными изолированно, у которых агрессивность по отношению к особям своего вида не могла выработаться путем научения. Так, изолированно воспитанные крысы и мыши еще агрессивнее, чем те, которые выросли в обществе. Они немедленно атакуют себе подобных, используя типичных для своего вида приемы угрозы и атаки. Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных показали, что это так. Если на группу животных нагонять страх, они становятся агрессивнее. То же происходит и с толпой людей или обществом в целом. Агрессивное состояние самое опасное.
Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов, она вырывается без всякого повода. В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией. Неутешительно, но зато правда.
Личность-устойчивая совокупность социально значимых качеств, присущих человеку как социальному существу, представляющая собой продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений и деятельности.
Агрессия переадресуется и в том случае, если раздражитель вполне реален, но страшноват.
В этом случае переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией противнику: «Смотри, что я могу с тобой сделать». Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Обруганный седоком извозчик в былые времена тут же огревал кнутом лошадь. Разгневанный хозяин может пнуть свою собаку. Получивший нагоняй на работе муж обругать, придя домой, жену; рассерженная жена обругать ребенка; ребенок - ударить котенка. Переадресование агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную роль в поддержании иерархии.
Иерархия социальная-иерархическая структура, характеризующаяся неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов.
Очевидна роль агрессивности, готовности самоотверженно бросаться в бой, для защиты потомства. Эта функция особенно выпукло подчеркивается тем, что у животных, у которых один пол берет на себя заботу о потомстве, именно этот пол ярко агрессивен. У колюшки - это самцы, у карликовых окуней - самки. Агрессивность связана с одним из основных свойств животных обществ - наличием в них иерархии важнейшего механизма, придающего им устойчивость. Смысл ее в том, что каждый из членов общества знает, кто сильнее, а кто слабее его и, следовательно, кто кому должен без столкновений уступать в еде, борьбе за самок и т.д. Иерархия устанавливается в группе животных очень быстро, после очень небольшого числа стычек, часто совсем без них. Иногда она приводит к полному упорядочению всей группы: выделение старшей альфы, следующей за ней беты и т.д., кончая последней омегой. Иногда же выделяются группа альфа, группа бета, группа омега.
Демонстративное поведение. Демонстрация вместо нападения. Наблюдая развитие ребенка, вы могли видеть, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже. В эволюции животных происходил сходный процесс: агрессивное нападение сменялось демонстрацией угрозы возможности нападения. Особенно при стычках особей одного и того же вида. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Поэтому развитое агрессивное поведение, включающее в себя много угроз и пугающих действий, полезно для вида. А для хорошо вооруженных видов просто спасительно.
Что и как демонстрируется. Противника проще всего напугать, показав ему те средства защиты и нападения, которыми располагает данный вид животных. У приматов отличное зрение, поэтому естественный отбор наделил их сложной мимикой. У человека мимика богатая, но часть лицевых мышц ослаблена, лицо не столь рельефно и не раскрашено. Шевелить ушами и шапкой волос он почти не может. Недостатки мимической информации человек компенсирует речью. Кричать «Ура» в рукопашном бою требовали современные уставы пехоты. С развитием речи подавление противника поношением стало таким эффектным, что большинство наших агрессивных контактов перебранкой и исчерпываются. Воистину, язык страшнее пистолета.
Позы преувеличения. Большинство животных растут в течение всей жизни. У таких видов встреча двух взрослых особей, одна из которых много больше другой, - обычное дело. Кто старше, тот крупнее, сильнее и опытнее. Драку с ним маленький противник заведомо проиграет. Поэтому у рыб, земноводных, пресмыкающихся врожденная программа, гласящая, тот, кто больше тебя сильнее тебя, соответствует действительности. Другой прием преувеличения размеров - выпрямить ноги, подтянуться, высоко поднять голову - всем хорошо знаком на собственном примере. Некоторые четвероногие животные при этом встают на задние ноги. Тот, кто оказался выше, получает психологическое превосходство над соперником. Преувеличить себя можно за счет поднимающегося гребня над головой. Этот прием есть у всех - от рыб до птиц. Вожди и воины тоже его применяют, надевая на головы высокие шапки, шлемы, зачастую увенчаны гребнями, шишками, перьями, в сущности, в бою неудобными. И сейчас офицеры прибегают к любым ухищрениям, чтобы сделать себе фуражку с тульей повыше. Программа срабатывает автоматически. Ведь разум прекрасно знает, где кончается у человека в военной фуражке макушка, а все равно он кажется выше и значительнее, чем есть на самом деле. Наконец, преувеличение размеров достигается и занятием более высокой точки в пространстве. Программа так проста, что достаточно заставить соперника смотреть снизу вверх, и он почувствует себя ниже тебя. Когда птицы садятся на дерево, доминанты занимают самые высокие ветви, а за верхушку зачастую борются. Постаменты, троны, трибуны и прочие возвышения обязательный атрибут власти во все времена. Ни один царь или вождь не придумал в качестве места для своей персоны углубление.
Цель унизить противника. При агрессивной стычке животное, оценившее противника как более крупного, признает психологическое поражение, и дальнейшей борьбы может не быть:
один уступает другому. Если же дело доходит до борьбы, то у очень многих видов цель
ее - унизить противника в самом прямом смысле этого слова: повалить или бросить на землю. Падение может сопровождаться физическим ущербом, но может быть и совершенно безболезненным, как у роняющих друг друга змей. Все равно это поражение, и проигравший уступает.
Позы подчинения, покорности и умиротворения. Что делает проигравший? Прежде всего, он складывает оружие - шипы, хохлы, когти, зубы, рога прячет их, чтобы не пугать победителя. Сам преуменьшает свои размеры с той же целью. Маленький, согбенный, безоружный противник не страшен. Страх покидает победителя, а с ним кончается и агрессивность. Многие животные падают и переворачиваются брюхом вверх, унижают себя как можно сильнее. Человек выражает разную степень покорности, опуская голову, кланяясь, падая на колени и, наконец, валяясь в ногах. Если проигрыш ясен заранее, животное может при встрече с более сильным противником сразу принять позу подчинения. В таком виде оно не страшно, и у противника не возникает агрессии. Если оно, конечно, не накопилось в избытке.
Иерархия. Образование иерархической пирамиды. Обратимся к голубям. Если в группе их мало, между ними установится ряд соподчинения. Побеждающий всех голубь будет доминантом, ниже расположится субдоминант и так далее, до самого низшего ранга. Время от времени доминант клюнет субдоминанта (из-за спонтанной вспышки агрессии), тот переадресует агрессию стоящему ниже на иерархической лестнице, а агрессия дойдет до голубя, которому клевать некого, и он переадресует ее земле. По цепочке как бы пробежал сигнал. Он ничего не сообщил, просто подтвердил иерархию. Но по этой же цепи можно послать и команду. Например, если взлетит доминант, то за ним и остальные. Иерархическое построение людских группировок неизбежно, ибо никаких иных врожденных программ в этой области у нас нет, и мы с этим ничего поделать не можем (вспомните: нет программы - нет сколько-нибудь эффективного поведения). Всякий раз, когда мы хотим создать порядок в группе, начиная с двух человек, (например, пилотов или космонавтов), мы одного назначаем старшим, т.е. всегда берем за основу принцип соподчинения. Стихийно получивший руководящее положение человек, если он не только доминантен, но еще и умен, талантлив, порядочен, добр и заботлив, обеспечит всей группе очень большой успех. Причем у людей вклад такого доминанта может быть (в отличие от животных) неограниченно мощным. Но беда в том, что доминантом может стать и человек очень опасный для общества, аморальный и даже психически больной. Довольно часто бывает, что небольшой ростом и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому что у детей сила важна, они ей меряются).
В результате в нем накопился страшный заряд нереализованной агрессивности и желания
как-нибудь оказаться наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг взрослыми способностями, действуя интригами, травлей и т.п. Если ему удается захватить власть, он распоряжается ей безобразно. Люди давно заметили, что многие тираны ростом невелики, а в детстве их много били. Для такого типажа в русском литературном языке нет подходящего слова.
Единственно приемлемым оказывается путь, на котором неизбежность иерархического соподчинения людей (как того требует биологическая сущность человека) принимается, но взамен стихийных иерархов ведущее положение получают люди, выбранные или назначенные группой с учетом не только высокой настырности, но и достаточного количества положительных качеств. Некоторые этнографы прошлого века представляли себе первобытное общество как общество равных. Но теперь мы знаем, что это не так. Оно могло быть построено и было построено по иерархическому принципу, и жизнь в нем была разной в зависимости от того, какими оказывались иерархи мудрыми, сильными вождями, свирепыми громилами или бесноватыми колдунами. Раз человек вышел на путь разума и гуманизма, значит, первые, в конечном счете, перевесили остальных, обеспечив успех членам своих групп. Но и агрессивность человека только возрастала, потому что в этом качестве мудрые вожди никак не имели права уступать соперникам.
Дно пирамиды. Увы, на дне самособирающейся пирамиды животные во многом деградируют. Подонки - совсем не нечто прямо противоположное по своим качествам доминантам, а очень малоприятные существа, страдающие от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую они могут переадресовывать только неодушевленным предметам.Человеку, попавшему на дно, тоже очень трудно сохранить себя, не деградировать. Миф о чистых и неразвращенных низах общества - опасный миф. Люди, нуждаясь в разрядке, тоже переадресуют агрессию неодушевленным предметам, совершая акты бессмысленного вандализма.Подмечая, сколько в разных странах разбитых витрин, сломанных лифтов, оборванных телефонов, разломанных вагонов, опрокинутых урн, исцарапанных стен, разбитых памятников и статуй, опоганенных кладбищ и храмов, можно моментально составить себе представление о том, велико ли в обществе дно и сносно ли оказавшиеся на нем люди себя чувствуют. Ведь для этолога акты вандализма то же, что клевки петуха в землю переадресованная агрессия. Демагоги прекрасно знают, как легко направить агрессивность дна на бунт, разрушительный и кровавый. Намного труднее помочь таким людям вновь почувствовать себя полноценными существами.
Явление иерархии распространено исключительно широко и во многих отношениях полезно для вида. Во-первых, оно уменьшает число столкновений в обществе, препятствует его распаду. При этом не подавляется необходимая для общества агрессивность по отношению к чужакам - животным, не входящим в группу. Во-вторых, с высоким положением в иерархии связан авторитет, поведение высоко стоящего в иерархии животного гораздо больше влияет на поведение группы, чем поведение низко стоящего. Например, если молодая галка испугается, ее крики не окажут никакого действия на стаю, если же взлетит старая галка высокого ранга, то вся стая последует за ней.
Вернемся к связи иерархии и агрессивности. В обществе животных происходят непрерывные столкновения в борьбе за повышение статуса в иерархии, причем агрессивность проявляется сильнее всего между особями с близким статусом. В этой связи вырабатывается поведение, называемое Лоренцом моралеподобным. Стимулы его конечно отличны от человеческой морали они ближе к табу первобытных обществ, но функция та же.
Равновесие между вооружением и моралью. Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. Вспомните хотя бы ядовитых насекомых и змей. Поэтому не удивительно, что естественный отбор вырабатывает у подобных видов запрет применять оружие во внутренних стычках. Систему инстинктивных запретов, ограничивающих поведение животных, этологи, вслед за Лоренцом, называют естественной моралью.
Хорошо вооруженные животные могут долго угрожать друг другу, а когда один из них устает, он резко меняет позу, подставляя противнику для коронного боевого удара самое незащищенное место. Моральный запрет срабатывает у победителей как удар тока: весь его гневный пыл испаряется, он отворачивается от противника и прячет оружие. Так гордый мальчишка, чувствуя, что он проиграет стычку, вдруг закладывает руки за спину, поднимает лицо к победителю и кричит: На, бей!. В отличие от волка или змеи человек в ответ может и ударить. Проанализировав много видов, Лоренц более 50 лет назад сделал потрясающий по простоте вывод: у сильного животного бывает сильная мораль, у слабого - слабая. Человек по своей естественной истории очень слабо вооруженное животное, даже укусить (в отличие от обезьяны) и то толком не может. Поэтому у человека изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль.
Истоки общечеловеческой морали. Помимо запрета не убий, многие животные подчиняются запретам не бить лежащего, т.е. соперника, принявшего позу покорности, не трогать детенышей, не покушаться на чужую территорию, чужое гнездо, чужую самку, не нападать неожиданно сзади, не отнимать пищу, не воровать ее и т.п. Это образует и так называемую общечеловеческую мораль (в действительности общебиологическую).
Обходные пути. Если бы какой то вид имел очень сильную мораль и неукоснительно соблюдал все заповеди, он был бы плохо приспособлен к среде, которая отнюдь не так идеальна, чтобы выполнялись моральные запреты. Поэтому животные имеют обходные пути: есть условия, когда запрет можно и нарушить (инстинкт как бы говорит: нельзя, но если очень надо, то можно). Так что наряду с запретами животное знает и как украсть чужое, и как отнять, и как бить слабого, и даже как убить. Самый общий из таких обходных путей разделение на своих и чужих.
В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих слабее или вообще не действуют. Животное обычно хорошо знает своих - это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели общей территории и т.п. Относительно них в стычке возникает механизм торможения, если более слабое животное принимает униженную позу.
Характер ряда действий умиротворения связан с мощными стимулами, тормозящими агрессивность против самок или потомства. Соответствующие действия имитируют или позы самок в процессе копуляции или инфантильное поведение. Пожатие рук у обезьян играет такую же роль. У них его происхождение яснее, чем у людей: одна из обезьян подает руку тем же жестом (ладонью вверх), которым их детеныши выпрашивают пищу. Поцелуи обезьян при встрече происходят также от кормления детенышей. Конечно, ряд приветствий у людей имеет то же происхождение. Это бросается в глаза в связи со снятием шляпы, которое имитирует снятие шлема. Очень важным действием умиротворения у людей, которое также используется как приветствие, являются улыбка и смех, которые, кстати, встречаются и у обезьян. По отношению же к противнику естественная мораль никаких запретов не выдвигает: враг, нарушивший территорию или покусившийся на целостность стада, уничтожается без предупреждения. В наши дни мы можем ежедневно видеть по телевизору, как правы были этологи, всегда утверждавшие, что разделение людей на наших и не наших - преступно, ибо оно снимает в человеке инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему, а освобожденный от них человек не просто жесток, он изощренно жесток. Этологический смысл призыва Христа к всеобщей любви (в первую очередь не своих) в том, чтобы лишить врожденную программу материала для поиска чужих. Ибо в человеческом сообществе продолжают действовать биологические законы: хотя и в снятом, стертом виде, но человек одно из самых слабо вооруженных животных, а это означает, что мораль его может быть только искусственной, т.е. культурной.