Подходы и принципы обучения грамматике иностранного языка
Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы к обучению грамматике:
1. эксплицитный подход;
2. имплицитный подход;
3. дифференцированный подход.
В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.
Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений. Данный метод эксплицитного подхода (дедуктивный) был взят за основу в нашем исследовании.
Другим методом эксплицитного подхода является индуктивный метод. Индуктивный метод исходит из такой формы умозаключения, как индукция, предусматривающая переход от единичных фактов к общим положениям. Индуктивный метод предоставляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной язык, после чего формулируется правило. При этом, если нужно, используются подсказки преподавателя или учебника. Потом следует серия упражнений на идентификацию и объяснение нового грамматического явления на актуализацию его форм.
Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает два метода с различными модификациями, а именно - структурный и коммуникативный. Структурными методами можно назвать ряд методов формирования грамматических навыков, разработанных различными авторами в рамках методов, которые они называли устными, активными, структурно-функциональными и т. п. Структурными эти методы формирования грамматических навыков можно называть, потому что в основу их упражнений кладутся структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например: S-V-О, где S - подлежащее, V - сказуемое, О - дополнение. Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями или, если они выражены не символами, а лексическими единицами, речевыми образцами, типовыми фразами.
Другой разновидностью имплицитного подхода к формированию грамматических навыков являются коммуникативные методы. К коммуникативным методам относят различные варианты интенсивных методов, так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и в том числе формирование грамматических навыков, разработан E.И. Пассовым.
Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении грамматике иностранного языка следует руководствоваться следующими дидактическими и частнометодическими принципами:
Функциональности
Сознательности
Наглядности
Активности
Доступности
Дифференцированного подхода
Аппроксимации
С точки зрения принципа функциональности, в сознании учащихся новая грамматическая структура должна быть связана с определенной речевой задачей, а не с отвлеченной формой. (Сегодня мы возьмем будущее время – это неправильная постановка цели урока. Правильно будет сказать: Сегодня мы будем обсуждать наши планы на каникулы, Куда мы поедем, что мы будем делать, какие фильмы мы будем смотреть и т.д.)
Согласно принципу сознательности, на первый план надо выдвигать само речевое действие. Однако научно правильно выполнить это действие должно помочь грамматическое правило. Правила играют вспомогательную роль, но совершенно необходимы особенно на начальной стадии формирования навыка.
При использовании принципа наглядности учитель обязан показать структуру в речевой ситуации. ( I’m taking the book). Тренировка и осознание должны осуществляться с опорой на наглядные схемы, таблицы, действия.
Принцип активности означает, что в основе любого навыка лежит динамический стереотип (определенным образом зафиксированный порядок действий в речевой ситуации) Для доведения до автоматизма владения грамматической формой необходимо обильная практика каждого обучаемого в учебном процессе.
Согласно принципу посильности и доступности, новую грамматику следует объяснять через знакомую лексику (one difficulty at a time)
Принцип дифференцированного подхода предполагает, что все зависит от трудности грамматического материала подлежащего усвоению. Так, если материал легкий следует идти от речевого образца к правилу, если трудный с точки зрения формы или функций, то речевой образец должен сопровождаться анализом и правилом.
Принцип аппроксимации состоит в том, что невозможно научить совершенно правильному грамматическому оформлению своего высказывания на иностранном языке в условиях отсутствия языкового окружения. Данный принцип позволяет более или менее правильно оформить высказывание с точки зрения грамматики, закрыв глаза на негрубые ошибки (использование артикля и т.п.), т.е. лишь приблизиться к эталону.
Учителю иностранного языка следует опираться на данные принципы в целях более эффективного обучения учащихся грамматической стороне иноязычной речи.
грамматика
Пассов выделяет следующие этапы формирования грамматического навыка: 1) восприятие структуры происходит во время ее презентации. Учитель демонстрирует использование структуры в целях коммуникации; 2) имитация. Здесь начинает формироваться механизм аналогии в образовании форм; 3) подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления, зарождается осознание обобщенной модели речевого образца; 4) трансформация. Поднавык оформления закрепляется. Зарождается механизм самостоятельного вызова структуры; 5) целенаправленное изолированное употребление. Здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры; 6) переключение. На этой стадии формируется механизм выбора и сверхфразового упреждения. Владение структурой, настойчивость навыка; Стадиальность работы по формированию грамматического навыка: 1) подготовка учащихся к восприятию нового материала;
2) предъявление нового грамматического явления в речевом образце и соответствующей ему ситуации и его семантизация; 3) контроль понимания учащимися значения грамматического явления 4) автоматизация нового грамматического материала в речи учащихся. 5) выход в речь
Упражнения, которые по характеру призваны быть подобными речевым, должны базироваться на тех же принципах, что и сам процесс речевого общения. Первым принципом построения условно-речевых упражнений является принцип использования речевой задачи говорящего. Он реализуется в том, что в упражнении при выполнении речевых действий учащийся использует те речевые задачи, которые свойственны реальному процессу общения.
Второй принцип построения условно-речевых упражнений — принцип аналогии в образовании и усвоении грамматических форм. Он означает, что учащийся, выполняя какую-то речевую задачу, следует определённому образцу, обычно представленному в реплике учителя. Подавая свои реплики, учащийся конструирует их по аналогии с образцом, который постепенно, как говорят психологи, становится внутренним достоянием человека. Так появляется так называемое чувство формы, на основе чего человек мгновенно и точно образует любую аналогичную форму.
Следовательно, второй принцип построения условно-речевых упражнений обеспечивает усвоение грамматической формы, то есть оформление речевой единицы. Первый же принцип — принцип использования речевой задачи говорящего — призван обеспечить функциональную сторону речи, то есть вызов модели.
Поэтому третий принцип построения условно-речевых упражнений — принцип параллельного усвоения грамматической формы и её функции в речи.
Эти принципы позволяют использовать упражнения, в которых создавались бы оптимальные условия формирования грамматических навыков.