Тема 11. Проблема личности в контексте основных психологических направлений
Задание 11.1. Феномен личности многогранен. Изучите разные трактовки понятия «личность», данные в учебных пособиях по психологии, приведите в качестве примера некоторые из них, указав автора.
1.__________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________
____________________
___________________________________________________________________-______________________________________
Задание 11.2. Ознакомьтесь со статьёй К.К. Платонова «Концепция динамической функциональной структуры личности» (см. хрестоматию: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: «Питер», 2000. - Стр. 119-130). Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу 11.2.
Таблица 11.2.
Структура личности по Платонову К.К.
Название подструктуры | Содержание подструктуры | Соотношение социального и биологического | Механизм формирования | Уровень изучения |
1. Почему К.К.Платонов называет свою теорию личности динамической и функциональной?_____________
____________________
________________________________________________________
2. Какие критерии построения структуры личности выделяет автор?__________________________
____________________
________________________________________________________
____________________
3. Как в теории решается вопрос о соотношении социального и биологического? Как автор объясняет природу личности? __________________________________________________________________
____________________
________________________________________________________
____________________________
4. Какое место в структуре личности отведено способностям и характеру? Поясните точку зрения автора.
____________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 11.3. Раскройте соотношение понятий «индивид» и «личность» в отечественной психологии, ориентируясь на идеи А.Н. Леонтьева. Укажите качества или особенности поведения, которые характерны для личности и для индивида. Обоснуйте свои выводы.
индивид | личность |
________________________________________ ________________________________________ |
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Биопсихические свойства -_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________
Направленность -____________________________________________________________________________________
Задание 11.4. Лидер этого психологического направления начал свои исследования с формального изучения жизни и ценностей людей, казавшихся ему наиболее душевно здоровыми и творческими личностями. Среди таких людей оказались Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Макс Вертгеймер и другие.
Назовите автора _____________
Назовите теории_____________
____________________________
Укажите направление, в котором данный подход к личности стал основополагающим____________
Задание 11.5. Имя мифического героя, почитаемого как бога любви и плодородия, использовано З.Фрейдом в рамках психодинамической теории личности для обозначения движущей силы поведения и личностного развития.
Назовите имя________________________________________________________
Дайте характеристику явления, обозначенного этим именем.
____________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Назовите структурные компоненты в теории личности З. Фреда, дайте им краткую характеристику.
________________________________________________________
____________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 11.6. Коротко изложите взгляд на личность, её природу и структуру, движущие силы поведения с позиции одного из авторов (Г. Айзенк, Р. Кеттел).
________________________________________________________
____________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
____________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Тема 12. Психологическая природа самосознания личности. Механизмы психологической защиты
Задание 12.1. Ответьте на вопрос.
Что означает термин «неадекватная самооценка»?______________________________________________
________________________________________
Задание 12.2. Перечислите механизмы психологической защиты с позиции З.Фрейда и А. Маслоу.
З. Фрейд | А. Маслоу |
Назовите и дайте характеристику единственному механизму«успешной» психологической защиты, по мнению З.Фрейда. ____________________________________________ ____________________________________________ ______________________________________________________ |
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Самооценка -________ ____________________________
Самосознание - ______ ________________________________________________________
Уровень притязания – _______________________________________________________________
________________________________________________
Механизм психологической защиты –___________________________________________________
____________________
Образ - я –___________
____________________
Я-концепция –________
____________________
Вытеснение – механизм психологической защиты__________________________________________
__________________________________________
Проекция -____________
____________________
Реактивные образования - ______________________________________________________________
____________________
Рационализация -______
____________________
Задания для самопроверки по разделу III
Выберите несколько вариантов из числа предложенных
1. Компоненты структуры самосознания и я-концепции
1) мотивационный 2) поведенческий
3) когнитивный 4) чувственно-сенсорный
5) эмоционально-оценочный
2. Появление сознания как высшей формы психического отражения связано с появлением
1) речи как средства общения
2) повышенной чувствительности к абиотическим стимулам
3) целенаправленных процессов
4) таксисов как формы поведения
5) способности к научению
3. К традиционному психоаналитическому списку А. Маслоу добавляет следующие механизмы психологической защиты
1) изоляция; 2) комплекс превосходства
3) десакрализация; 4) комплекс Ионы
4. «Сверх-Я» как сознательный компонент структуры личности З.Фрейда включает в себя следующие подсистемы
1) совесть 2) супер-эго
3) эго-идеал 4) мечты
5. Свойствами личности, которые лежат на пересечении четырех подструктур, по К.К. Платонову, являются
1) направленность 2) способности
3) характер 4) темперамент
6. Самосознание личности, по К.К. Платонову, отличается от сознания следующими характеристиками
1) функциями 2) объектом отражения
3) механизмами формирования 4) природой
7. Характеристиками личности как социокультурной реальности являются
1) роль 2) позиция
3) способности 4) статус
8. Критериями построения теории личности, по К.К. Платонову, являются
1) отношение биологического и социального
2) обоснование и выделение групп психологических свойств
3) внутренняя близость черт
4) иерархическая зависимость подструктур
Установите соответствие
9. Соотнесите личностную подструктуру и её содержание, по теории К.К. Платонова
ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
а) направленность | 1. темперамент |
б) опыт | 2. ощущения |
в) психические процессы | 3. умения |
г) биопсихические свойства | 4. желания |
5. характер |
10.Соотнесите механизм психологической защиты и его характеристику