Обучение дошкольников чтению

Методическое руководство по обучению чтению в дошкольном возрасте полуглобальным методом

Обучение дошкольников чтению

Методическая традиция обучения чтению в школе у детей старше 6 лет имеет многолетнюю историю. Общепринятая в России аналитико-синтетического методика обучения, опирающаяся на теоретические и практические разработки К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, давно зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению. При всех его достоинствах, однако, нельзя не отметить одну из его особенностей, создающую в ряде случаев у детей проблемы. Эта методика успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми метаязыковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 7 годам. Однако даже и в этом возрасте около 5-10 % детей оказываются не способными к полноценному усвоению навыка чтения. Специальные исследования показали, что для некоторой категории детей этот общепринятый метод создает непреодолимые трудности в освоении чтения. Чем младше возраст, тем больше доля таких детей.

В последние два десятилетия приобрела широкую популярность тенденция раннего обучения чтению: в пятилетнем и даже в двух-трехлетнем возрасте. Произошло это отчасти под влиянием некоторых педагогов-новаторов в России и за рубежом, пропагандирующих раннее обучение чтению и предлагающих для этого свои авторские методики. Подобные веяния встретили одобрение в определенных слоях населения, и раннее обучение чтению приобрело характер чего-то модного и престижного. Никакими серьезными научными обоснованиями такие новации не подкреплены. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков, возникает много проблем, значительных затруднений у ребенка, проявляющихся в дефектном, неполноценном усвоении навыков и в формировании стойкого отвращения к чтению и письму.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния). Однако и это не самое сложное и не самое важное. Приобретя элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов. Сложность этого связана с тем, что письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, весьма значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от «книжного языка» или, как это называется в лингвистике, «кодифицированного литературного языка» (КЛЯ). В повседневном общении используются преимущественно диалогические формы речи: вопросы, ответы, обмен репликами. Немалую опору в понимании устной речи для детей дошкольного возраста представляет событийный, внеречевой контекст, т. е. конкретные (предметные или действенные) моменты ситуации, в которой происходит разговор, выражение лица говорящего, его жестикуляция и др. Целый пласт информации несет интонационная окраска речи. Все эти опоры отсутствуют в письменных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения прочитанных слов, ребенок должен затем обобщить их, заново интерпретировать значения и смысл слов с учетом речевого контекста. Например, значение слова упал в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» резко различно. Смысл олова унес различается во фразах «Ветер унес листья», «Мама унесла ребенка в спальню» и «Я еле ноги унес».

Далее ему предстоит реконструировать значение целого текста или его фрагмента так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге. Следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия, так как не приводит к полному пониманию и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственно у развитию.

Полноценное освоение навыков, необходимых для овладения чтением, предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты и письменного языка. Этот важный аргумент нередко упускают как воспитатели детских садов, так и родители, стремящиеся научить ребенка читать как можно раньше. Нередко, даже в случаях неполной готовности к овладению чтением, удается тем или иным способом научить ребенка техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Полноценного же понимания прочитанного может не наступить. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком.

Что же такое готовность к чтению?

Можно выделить, по меньшей мере, 3 аспекта этого понятия.

1. Готовность как настроенность, мотивированностьк такого рода обучению. У большинства детей любопытство к буквам и напечатанным словам появляется в 3-4 года. Многие, увидев на кубиках или в книге изображения букв, спрашивают «Что это?». Однако устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется лишь в 5-7 лет. В редких случаях все это возникает в раньше, но это исключение из правила.

2. Интеллектуальная, когнитивная готовностьк изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Как известно, устная речь — это система условного обозначения объективной реальности с помощью слов (т. е. знаков) и их сочетаний по определенным правилам. До конца дошкольного возраста ребенок затрудняется в выражении своих мыслей, образов, впечатлений посредством речи. Развернутые речевые тексты взрослых он понимает фрагментарно. Значение многих слов он знает приблизительно, а иногда неверно. Письменная речь, таким образом, является для него символом второго порядка, то есть системой графических знаков, которыми обозначают знаки устной речи. Чтобы процесс усвоения грамоты протекал достаточно гладко, у ребенка должна сформироваться способность к абстрагированию, оперированию символами хотя бы в элементарной форме. Проявлениями этого являются, например, сформированность символической игры, владение элементарными обобщающими понятиями, достаточная зрелость изобразительных способностей.

Трудность в усвоении грамоты связана не только с тем, что буквы — это символы второго порядка. Она обусловлена еще и высокой степенью произвольности акта чтения и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Необходимо, например, произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом предложении и строке. Последнее необходимо для того, чтобы, дочитав одну строку, перейти к началу другой.

3. Языковая и метаязыковая готовность. В процессе развития речи ребенок сначала передает определенное содержание, лишь частично обозначая его с помощью слов и предложений. Значительная часть этого содержания не проговаривается, а только подразумевается. Слушающий поймет недоговоренное лишь в том случае, если окружающая обстановка, известные ему реально произошедшие события станут опорой для догадки. Это принято называть экстравербальным контекстом. Такая форма речи называется ситуативной (Рубинштейн). Понимание такой формы речи зависит от знания ситуации. В письменной речи такие опоры отсутствуют. Значение и смысл написанного следует понять, только опираясь на текст. Это требует владения хотя бы в зачаточной форме контекстной формой речи. Примерно в 5-7 лет дети становятся в определенной степени способны понимать устноречевые тексты без опоры на контекст. Это позволяет им полноценно понимать книжные тексты.

Для того, чтобы ребенок смог начать освоение грамоты, он должен осознать существование самой устной речи. Графические знаки обозначают элементы устной речи (звуки, слоги, слова). Однако известно, что до 3,5-4 лет ребенок речь как самостоятельное явление не замечает и тем более не осознает. Пользуясь речью, он осознает, замечает лишь реальную действительность, которая обозначается с помощью речи. Прежде, чем осваивать значения букв, ребенок должен осознать звуковую сторону речи, как самостоятельную реальность, не смешивать звучащее слово с тем, что оно обозначает. Для того, чтобы поднять ребенка до этого уровня зрелости, необходимо специальное подготовительное обучение, которое частично проводят в детском саду, а частично — в начале первого класса.

Наши рекомендации