Этические проблемы генной инженерии и клонирования

Среди проблем биомедицинской этики, обусловленных научно-техническим прогрессом, особое место занимают те, которые связаны с развитием новых биотехнологий и генной инженерии: генетичес­кой терапией зародышевых и соматических клеток, получением иден­тичных генетических копий данного организма и т.п. Эти формы генетического вмешательства в природу организма уже сейчас тре­буют оценки и обсуждения своих социально-экономических послед­ствий — как в силу того, что вырабатываемые в ходе дискуссий решения воздействуют на направления и темпы проводимых иссле­дований, так и с точки зрения, формирования адекватной реакции общества на возможность и необходимость их использования.

Сегодня уже очевидно, что генная и биотехнологии обладают огромным потенциалом и возможностями воздействия на человека и социум. Од­нако перспективы эти оказываются двойственными. Так, отмечая науч­ные и экономические перспективы генной инженерии, необходимо иметь в виду и ее потенциальную угрозу для человека и человечества, те опас­ности, которые могут возникнуть при дальнейшем проникновении чело­веческого разума в естественные силы природы.

Поэтому, с точки зрения биомедицинской этики, следует задать воп­рос: всегда ли в области генной технологии можно делать то, что можно сделать? Речь идет не о том, чтобы сказать «да» или «нет» генной техно­логии, а чтобы осветить положительные и отрицательные стороны про­блемы. Генная технология дала человеку преимущество, которым он раньше не обладал: способность целенаправленно и быстро изменять природную среду (мир растений и животных) и самого себя. То, па что естественной эволюции требуются миллионы лет, человек может совер­шить теперь за сравнительно небольшой отрезок времени. Геном млеко­питающих уже стал объектом экспериментов. Человеческий геном пока кажется слишком сложным, но человек уже может влиять сам на себя и на свое потомство.

Сумеет ли человек распорядиться своей увеличившейся властью, которой должна соответствовать новая этика обращения с Жи­вым! Чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, иметь в ви­ду следующее:

- Генная технология — не универсальное средство, а интересный метод, который может быть применен в биотехнологии, клеточной биологии, генетике человека и с помощью которого человечество может продви­нуться в овладении тайнами природы еще дальше. Понимание жизнен­ных процессов на молекулярном уровне позволит в будущем улучшить основы наследственности человека, победить многие болезни.

- Эффективность новой технологии зависит от скорости появле­ния новых знаний, но виды и объем ее применения должны опреде­ляться в ходе научных и общественных дискуссий, которые уже выя­вили две основные позиции: одна, более слабая (меньшинство) — скептическая оценка генной инженерии, другая, более сильная — опти­мистическая.

- Умножение знаний о биотических взаимосвязях и растущая воз­можность распоряжаться жизненными процессами не должны привести к злоупотреблениям. Речь идет не о том, что «одним ножом можно хлеб нарезать или убить кого-то». Конструирование новой жизни может стать злом, потому что эта жизнь является не только инструментом, но и начи­нает существовать и воспроизводить сама себя.

- Новое биологическое знание открывает множество возможностей генетического контроля над индивидом. Каждый человек несет в себе немало «дефектных» генов. Знание о виде и размере этого «балласта» может вести к социальной и профессиональной дискриминации, к тяже­лым психическим переживаниям. Поэтому, возможно, правы те, кто счи­тает, что в отношении применения генной технологии к человеку следу­ет ввести правило — лучше ничего не знать или знать минимум.

Какие нравственные выводы следуют из этих положений? Что именно из спектра возможностей генной технологии нуждается в спе­циальной этической регуляции? Очевидно, что уже сегодня генная технология и биотехнология могут вмешиваться в судьбу челове­ка. Ведь если все, что удается генной инженерии с микроорганизма­ми и отдельными клетками, принципиально возможно сделать с че­ловеком, с человеческой яйцеклеткой, то становятся реальными: направленное изменение наследственного материала; идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клони-

Ш Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения


Наши рекомендации