Методы создания слухов и противодействие им
Чтобы превратиться в слух, информация должна:
- быть значимой для объекта воздействия (т. е. затрагивать актуальные интересы социальной группы или общества в целом);
- быть понятной как передающему, так и принимающему человеку;
- обладать значительной ценностью для принимающего человека;
- способствовать повышению социального престижа передающего.
Слухи являются очень мощным оружием, но они должны быть хорошо подготовлены и находиться под контролем. Для формирования слуха необходимо выполнение следующих условий:
· источник должен быть привлекательным для аудитории и пользоваться ее доверием;
· содержание слуха должно вызывать доверие;
· получатель слуха должен захотеть передать его дальше.
Для создания слуха используются три операции: выравнивание, выпячивание, уподобление.
Выравнивание - слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче.
Выпячивание - закономерности выборочного восприятия, когда из большого текста берут только ключевые моменты.
Уподобление - слух отражает имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения. Знание этих характеристик позволяет отобрать правильную фабулу слуха.
Имеют место особенности обработки информации разными социальными группами. Одно из правил этого уровня звучит следующим образом: «Информация, которая .не выровнена, выпячивается, становясь важной. То, что выпячивается одной группой, может быть выровнено другой» [205, 301].
Работа по созданию слухов включает выявление неудовлетворенных информационных и психологических потребностей, а также наиболее характерных для данной культуры (страны, региона, города) разносчиков неофициальной информации. Например, в русских городах питательной средой для слухов обычно считаются старушки-пенсионерки, на Ближнем и Среднем Востоке - базарные торговцы, в странах Латинской Америки - таксисты; на Кавказе традиционным местом распространения слухов являются похороны и (во вторую очередь) свадьбы, так как на эти мероприятия съезжаются многочисленные родственники и друзья.
РАСПРОСТРДНЕНИЕ СЛУХОВ
Использование слухов с целью манипулирования сознанием требует большого искусства и осторожности, так как содержание слухов в процессе их распространения может выйти из-под контроля. При этом слух может подвергнуться изменениям, вплоть до обретения смысла, противоположного намеченным целям.
На основании проведенных исследований было установлено, что, запуская тот или иной позитивный или негативный слух в отношении политика, партии или организации, необходимо дозировать степень его недостоверности. Раньше считалось, что чем неправдоподобнее слух, тем более действенным он окажется. Так, например, каноны геббельсовской пропаганды требовали, чтобы ложь была огромной и даже «чудовищной»- тогда люди легче склонятся к тому, чтобы поверить ей. Со временем, однако, оказалось, что рост информированности защищает людей от излишней доверчивости. В наши дни считается, что дезинформация, запускаемая по неформальным каналам, должна строго дозироваться. Появляясь как сравнительно правдоподобная, она постепенно завоевывает доверие и только после этого начинает обрастать подробностями, медленно продвигаясь к черте абсолютной недостоверности.
В спецслужбах некоторых государств были созданы подразделения, которые в период «холодной войны» активно занимались распространением слухов на Советский Союз. Причем для своих дипломатов они выпускали специальный бюллетень, в котором предупреждали о дезинформации.
Объектами слухов становились звезды эстрады (Аллу Пугачеву западные радиостанции несколько раз «оставляли» за границей), политические деятели (неоднократно сообщалось о смерти престарелых лидеров СССР), другие события, будоражащие общественное мнение. Карьере Г. В. Романова, перспективного политического деятеля времен Л И. Брежнева, сильно помешали слухи о якобы использовании им на свадьбе дочери сервизов1Гз Эрмитажа.
Агрессивные слухи антирусской направленности появились на Украине после трагедии на Чернобыльской АЭС.
Во время президентских выборов на Украине в 1999 году активно поддерживался слух со стороны штаба Л. Кучмы, что
«все схвачено, все куплено, подстроено президентом - лучше не дергаться». Вот что подчеркивает команда российских политтехнологов, работавших в Днепропетровске. Руководители кампании набрали штат распространителей слухов. Все из разных слоев общества: студент несет слух своим товарищам, домохозяйка - соседям, старушки «работают» в очередях за пенсией и т. д. С каждым распространителем слухов провели психологический тренинг. Раз в неделю сексоты отчитывались о проделанной работе. Каждый получал по $10 в неделю. Всего слухи обошлись заказчику в $10 тысяч.
Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году «оранжевые» использовали слух о том, что Россия лишит газа рядовых пользователей.
Толчком к многочисленным межнациональным и межгосударственным конфликтам последнего времени явились предварительно запущенные слухи соответствующей направленности.
Политические анекдоты
Распространение анекдотов является важным средством политической борьбы. Его основные задачи - дискредитация конкурентов, формирование симпатий к сторонникам и прежде всего к своим политическим лидерам.
В советские времена ходило множество анекдотов, высмеивающих ключевые идеологические установки той системы: Ленин, Чапаев и прочие символические фигуры коммунистической пропаганды были одновременно и героями анекдотов.
Например, в разгар массовой кампании по принудительному принятию «социалистических встречных планов» в Москве был запущен искусственно сконструированный (это видно по усложненной для массового сознания конструкции) анекдот.
Жена спрашивает мужа: «Ваня, тут на работе встречный план заставляют принимать, а что это такое?» - «Это просто, Маша. Вот ложимся мы в постель, и ты говоришь: «Ваня, давай разок». А я отвечаю: «Нет, Маша, давай два разика!» Это и есть мой встречный план. Но на самом-то деле мы знаем, что больше одного раза все равно не сможем».
Уже на третий день пересказы этого анекдота были зафиксированы во Владивостоке. Он распространился по стране со
скоростью самолета. Позднее выяснилось, что актуальность анекдота была настолько высока, что его пересказывали в междугородних телефонных переговорах.
Сравним два известных коротких анекдота. Первый: Брежнев по бумажке зачитывает текст приветствия на открытии московской Олимпиады: «О! О! О! О! О!» (лист бумаги с текстом его речи начинается изображением пяти колец олимпийской эмблемы). Второй анекдот: «Вы слышали? Андропов руку сломал!» — «Кому?» Соответственно, рисуются два разных образа руководителей с разным к ним отношением. Ироническое отношение к косноязычию Брежнева резко контрастирует с ожиданием жесткости от пришедшего к власти Андропова.
Слухи в организациях
Слух несет информацию, более волнующую, чем просто факты или правда, так как возникает в том случае, когда отсутствует информация по волнующему всех вопросу.
Во многих наших организациях слухи преобладают среди источников информации. Если слух совпадает с ожиданиями той группы, в которую он попадает, его непросто нейтрализовать. Тем более что существует эффект «стремления к подтверждению слухов»: сотрудники ищут подтверждение возникших слухов в происходящих событиях и, сами того не подозревая, способствуют «реализации» слухов.
Следовательно, организация должна реагировать на слухи сразу, как только они возникли. Поскольку они появляются при отсутствии информации, то наиболее эффективным методом их устранения является заполнение информационного вакуума, обеспечение доступа к интересующим персонал сведениям.
Судя по опыту, руководство большинства предприятий и организаций далеко не всегда правильно себя ведет: когда возникают реальные проблемы, интересующей работников информации нет. Результат — сразу же возникают слухи.
Для предотвращения отрицательного воздействия слухов информацию важно предоставлять постоянно, сглаживая при этом острые углы, не создавая завесы таинственности. Эффективными методами борьбы со слухами являются распространение контрслухов и раскрытие реальной информации лидером организации.
Определить источник слухов очень сложно, и, как правило, это не стоит затрачиваемого времени. Очень часто плохой слух, например о сокращении штата, увольнениях, удается смягчить путем своевременной коммуникации. Как правило, такие решения принимаются только после долгого анализа сложившейся ситуации, рассмотрения различных альтернатив и попыток исправить ситуацию другими методами. Окончательное решение обычно является компромиссом, отражающим нужды организации и различных групп, включая, естественно, и ее сотрудников. При объявлении такого неприятного решения необходимо объяснить персоналу, каким образом оно было найдено, и предложить возможные альтернативы. Действуя таким образом, плохие новости можно смягчить.
Однако чем дольше принимается решение по болезненному для коллектива вопросу, тем больше слухов. Производительность труда при этом резко падает, все только и делают, что активно обсуждают очередной слух.
Поэтому, например, в случае необходимости сокращения штата рекомендуется как можно раньше принять решение о принципах такого сокращения и вывесить его на стенде объявлений (письменная информация не способствует возникновению слухов). Предположим, эти принципы таковы: сокращению подлежат: достигшие пенсионного возраста; работающие не по специальности и т. п. Тогда подавляющее большинство сотрудников успокоится и почвы для слухов не будет.
Слухи можно поставить и на службу организации. Ведь им очень доверяют, и источник слуха определить практически невозможно. Поэтому созданный и запущенный контрслух может оказаться эффективнее, чем, например, проведение собрания.
К положительным сторонам слухов можно отнести то, что они служат индикатором сбоев в системе внутренних связей: по их возникновению можно определять, какие вопросы недостаточно освещены средствами внутрифирменной коммуникации. Слух заполняет информационный вакуум, возникший при несовершенной системе коммуникации. Неформальные, неконтролируемые каналы преобладают там, где несовершенны официальные каналы.
Противодействие слухам
Слухи подчас представляют серьезную опасность как для общества в целом, так и для отдельных его групп (например, слухи, приводящие к панике), а также и для властных структур.
Как побороть слух?
Меры противодействия слухам включают профилактические мероприятия и контрмеры. Главное направление профилактической работы — повышение престижа и эффективности работы органов власти и средств массовой информации, установление устойчивой обратной связи с аудиторией.
Активные контрмеры предполагают разрешение дилеммы. Что делать в ответ на слухи: молчать или опровергать? Неэффективны ни первый, ни второй метод действия. Молчание будет означать поощрение уже начавшего распространяться слуха. Косвенно этому будет содействовать и его прямое опровержение. Выход из положения — в подавлении слуха фактами. Причем вне непосредственной связи со слухом, т. е. без его упоминания, и по возможности через нейтральные источники информирования.
Приведем несколько примеров.
В первые недели Великой Отечественной войны почтовые отделения по всей стране без разговоров принимали посылки в города, уже оккупированные немцами, — чтобы опровергать «вредные слухи».
После Чернобыльской катастрофы украинские партийные власти, чтобы разоблачить слухи об опасной радиации, провели, как обычно, массовые первомайские демонстрации во всех населенных пунктах Украины, включая и радиоактивно зараженные. Сотни тысяч людей получили дополнительные «рентгены». Жертвы оказались напрасными: слухи в тот период так и остались основным источником информации о Чернобыле.
В целом же оптимальный способ противодействия слуху — его быстрое подавление удобными для вас фактами. Ведь если слух распространяется, значит, в массах есть потребность в информации на данную тему. Эту потребность и необходимо удовлетворить, разъяснив официальную точку зрения на дискуссионные вопросы. Поэтому эффективным считается, не упоминая о факте существования слуха (иначе вы принимаете участие в его распространении),
заполнить информационный вакуум убедительной информацией. Публикация фактов, противоречащих слухам, — лучшее средство их подавления.
В фашистской Германии также активно боролись со слухами. Нацисты столкнулись с тем, что население пересказывало содержание листовок, сбрасываемых с самолетов, поскольку там содержались более достоверные военные сводки. Поэтому распространение получила контрпропаганда, когда в ответ на конкретные слухи запускались не менее конкретные контрслухи, призванные им противостоять.
Вот примеры подобных слухов и контрслухов той поры.
Слух: «Большевики не причиняют никакого вреда населению в оккупированных ими районах рейха». Контрслух: «Они совершают вопиющие зверства».
Слух: «Германская 7-я армия окружена в Нормандии». Контрслух: «Это не так, но союзникам приходится лгать из-за успешных бомбардировок Англии ракетами V-I и разногласий с русскими по поводу Польши».
Когда на Украине пустили слух о том, что Кучма, желая усыпить бдительность народа, немного повысил пенсии, а на самом деле огромные деньги потратил на свою предвыборную кампанию, полнттехнологи пустили ответный слух: «Виноват не президент, а неподконтрольная ему бюджетная комиссия, в которой собрались отъявленные казнокрады — враги Кучмы».
То есть используется наиболее психологически близкий аудитории канал, который к тому же позволяет не стесняться в средствах. На используемую каналом информацию не может последовать опровержение.
В истории Советского Союза выделяется несколько очагов распространения слухов: 20—30-е годы, 40—50-е годы и вторая половина 80-х. В ответ вводились жесткие методы борьбы. В годы Великой Отечественной войны слухи усиленно распространялись по всей стране, создавали панику, усиливали страх, деморализовали население, вносили дезорганизацию в жизнь людей. И это несмотря на принятый в начале июля 1941 года Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривающий самые жесткие кары за распространение ложных слухов. По неполным данным, с 6 июля по 1 ноября 1941 года по этому Указу военные трибуналы осудили 1423 человека [199,19].
Модель влияния посредством слухов
Все вышесказанное позволяет сформировать следующую модель влияния, осуществляемого с помощью распространения слухов.
Мишень воздействия — потребность адресата в снятии психологического напряжения, вызванного отсутствием информации по актуальной проблеме.
Вовлечение — правдоподобие передаваемой слухом информации.
Фон — психологический дискомфорт, вызванный отсутствием информации по актуальной для адресата проблеме.
Побуждение — потребность поделиться волнующей новостью и возможность поднять свой коммуникативный статус.
4.5. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)
Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали.
К. Гельвеций.
Именно самые простые истины человек постигает позже всего.
Л. Фейербах.
Кто и зачем придумал НЛП
НЛП изначально создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975—1977 годах. Однако сегодня методы чрезвычайно широко применяются при манипулировании сознанием.
«Отцами» НЛП являются американские психологи Р. Бэндлер и Д. Гриндер. Ряд важных положений этой техники разработан известным психотерапевтом Милтоном Эриксоном.
Происхождение названия «НЛП»
Три составляющих словосочетания «нейролингвистическое программирование» отражают сущность этого направления.
Нейро (нейрон = нервная клетка).
«Нейро-» является исходным пунктом, так как все, что мы делаем, чувствуем и думаем, представляет собой результат того, что происходит в нашей нервной системе. НЛП опирается на взаимодействие между нашими мыслями, чувствами и поведением.
Лингвистическое (лингвистический = языковой).
Эта составляющая названия подчеркивает роль языка в процессе коммуникации между инициатором и адресатом воздействия. Мы кодируем свои ощущения посредством языка. Языковая организация получает выражение в индивидуальной модели мира — взаимосвязанной системе идей, воспоминаний, ожиданий и убеждений, которая позволяет нам перерабатывать поступающую информацию.
Программирование (программа — ряд инструкций, которые описывают, как должна происходить переработка данных).
Программирование указывает на целенаправленность воздействия инициатора и наличие определенной программы для достижения цели.
Сила техник НЛП заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики, воздействие на адресата происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Три источника НЛП
1.Первое, что питает НЛП, — изучение структуры субъективного опыта адресата воздействия; второе — моделирование.
2.НЛП называют моделью, а не методом или теорией, или направлением, потому что ценность модели определяется тем, что она делает возможным, а не степенью, в которой она является истиной. Модель считается хорошей, если с ее помощью можно делать то, чего нельзя сделать без этой модели.
Моделирование становится возможным благодаря тому, что мы можем распознавать структуру внутреннего опыта человека, т. е. благодаря тому, что мы имеем возможность выявлять в его внутреннем опыте существенные элементы, их свойства и взаимосвязь.
Каждый человек в процессе жизни создает свою субъективную модель объективной реальности, часто существенно искажая ее. Наше сознание схватывает какие-то части реальности и из этой информации создает ее модели. Психика человека функционирует настолько эффективно, насколько его субъективные модели мира адекватно отражают объективный мир. НЛП изучает эти модели мира и корректирует искажения в них, предлагая новые модели или расширяя старые. Далее мы увидим, как человек строит свои модели мира и какое практическое значение это имеет.
Итак, сущность НЛП—моделирование. Техники НЛП предлагают не что иное, как модели, при помощи которых можно получить желаемые изменения в психике человека.
В понимании НЛП модель — это упрощенная копия человека, который эффективно что-то делает. Психологические и поведенческие модели сводят сложности человеческого общения и поведения к более общим, простым и понятным образцам (паттернам), позволяя оптимизировать процесс воздействия на адресата.
Моделирование в НЛП— это процесс наблюдения и отображения успешного поведения других людей, создание у человека образа новой модели .реальности и поведения или модификация старой. Он включает в себя поведение (физиологию), убеждения и ценности, внутреннее состояние и стратегии.
Техники НЛП многочисленны и взяты из разнородных источников — от гуманистической психотерапии, отношение к которой в целом в НЛП негативно, до приемов латиноамериканских колдунов.
3. НЛП — наряду с изучением структуры опыта и моделированием — является также технологией целенаправленной коммуникации. При этом НЛП задается следующими вопросами; как можно с помощью нашей коммуникации помочь человеку измениться? какое влияние оказывает наша вербальная и прежде всего наша невербальная коммуникация? как можно целенаправленно использовать это влияние? как вести себя с человеком, чтобы получить максимум информации о структуре его опыта?
В данном смысле НЛП представляет собой социальную технологию, ориентированную на влияние посредством коммуникации.
В различных контекстах цели такого влияния могут быть различными. В терапевтическом контексте речь идет о решении существующих проблем, в обучающем — об обучении, в коммерческом — о продаже. При этом во всех перечисленных случаях речь идет о достижении специфического изменения в субъективном опыте другого человека.
Это третье определение НЛП логически взаимосвязано с двумя предыдущими. Эффективная коммуникация необходима, когда речь идет о получении информации о чьем-то субъективном опыте. Другими словами, без хорошей коммуникации весьма трудно кого-нибудь моделировать. Почему я должен давать информацию личного характера о моем внутреннем переживании тому, кто мне не нравится? Хороший контакт при моделировании является первым требованием.
Исторически сложилось так, что коммуникация занимает в НЛП центральное место. Для создания первых техник НЛП осуществлялось моделирование приемов известных психотерапевтов, которых считали величайшими мастерами коммуникации. Поэтому НЛП и располагает множеством техник, ориентированных на коммуникацию. НЛП — это технология для целенаправленной коммуникации.
Профессиональная коммуникация является формой целенаправленной коммуникации. Например, коммуникация консультанта организации нацелена на достижение изменений в организации, а коммуникация преподавателя направлена на стимулирование учебного процесса. Профессиональная коммуникация всегда представляет собой целенаправленную коммуникацию.
НЛП предлагает технологию (то есть взаимосвязанное единое целое, состоящее из различных приемов поведения, навыков и техник), при помощи которой профессиональный коммуникатор может повысить свою эффективность. Но что же это такое, «более высокая эффективность»? Под более высокой эффективностью подразумевается следующее: достижение целей, которые прежде были недостижимы, и улучшение соотношения затраты/выгода, что означает, что поставленные цели были достигнуты меньшими усилиями, временем и затратами.
Наглядным примером ориентированного на коммуникацию раздела НЛП является установление хорошего контакта (который в НЛП называют раппортом). Хороший контакт способствует тому, что люди начинают ощущать определенное взаимопонимание, сходство взглядов, что они «настраиваются друг на друга». Поэтому приверженцы НЛП помимо всего прочего учатся приводить свое невербальное поведение (например, тон своего голоса и движения тела) в соответствие с невербальным поведением другого человека. Это своего рода искусство уметь в нужный момент и в необходимой мере быстрее и проще добиться возникновения атмосферы доверия и сопричастности.
Является ли НЛП методом манипулирования сознанием?
Как одна из наиболее продвинутых реализаций универсальной технологии скрытого управления, НЛП дает инициатору воздействия большую власть над адресатом этого воздействия.
И так же, как и в общем случае скрытого управления, манипулятивно применение НЛП или нет, зависит от моральной установки инициатора. Если он добивается выигрыша лишь для себя в ущерб адресату, то инициатор является манипулятором, а адресат — жертвой. Если же его цель благородна по отношению к адресату, то это, безусловно, не манипуляция, а позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.
Получение информации об адресате
НЛП — это набор техник. Каждая из них реализует какую-то функцию из блоков модели скрытого управления [290]. Поэтому и излагать эти техники НЛП естественно в соответствии с их включенностью в тот или иной блок Модели скрытого управления.
Акту скрытого управления предшествует сбор информации об адресате.
Как заявляют отцы-основатели НЛП Бэндлер и Гриндер [48], основу ее технологии на 95% составляет работа по сбору информации об адресате и лишь 5% приходится на непосредственное воздействие на него.
О методах получения информации об адресате в НЛП подробно и вполне доступно рассказано в книгах «Психотехнологии влияния» [293, 214—234] и «Психологическое влияние» 1297,222—235]. Там же можно более основательно ознакомиться и с остальными элементами НЛП, кратко представленными далее в этом разделе.
Мишени воздействия. Рефрейминг
Главный блок модели скрытого управления посвящен мишеням воздействия на адресата. В этой главе мы покажем, какие выработаны специфические методы отыскания мишеней воздействия на адресата в НЛП.
Один из наиболее эффективных методов носит название рефрейминг. Рефрейминг — новый взгляд на ситуацию. Образовано это слово от английского frame, что означает «форма, рамка».
Рефрейминг можно перевести как «переформование» или «создание новых рамок», что означает возможность нового, иного осмысления какого-либо события или явления. Картина, помещенная в другую рамку, будет выглядеть по-новому, иным будет и ее воздействие на зрителя. Точно так же любая ситуация может неожиданно предстать в совершенно другом свете, если кто-то предложит новые рамки. Рефреймингом является и изменение способа видения какой-либо ситуации, неожиданное открытие новой перспективы, изменение эмоционального отношения к проблеме, вследствие перемены ее словесного оформления.
Представьте себе, что симпатичная девушка слышит в свой адрес два высказывания мужчин. Первое: «В груди горит огонь желанья», а второе: «Ну и телка, вот бы ее ...». В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление, но как сильно это меняет отношение слушательницы к смыслу! Вы это осознали и, значит, поняли, что такое рефрейминг.
Идеи, лежащие в основе рефрейминга очень просты. У всякого явления есть не одна сторона и не одно следствие: есть и положительные, и отрицательные (две стороны медали).
Посмотрев на проблему с разных позиций и точек зрения, увидим разное.
Люди обнаруживают забавную особенность: когда они не достигают цели, пользуясь каким-то определенным способом, то начинают стараться делать то же самое, но сильнее. Весьма характерно в этом смысле поведение многих наших людей при разговоре с иностранцами. Встретившись с тем, что собеседник не понимает ни слова по-русски, они начинают повторять свои слова громче или по слогам...
Многие действительно не задумываются над тем, какие возможности открываются, если вместо атаки проблемы «в лоб», пойти в обход.
В основе рефрейминга лежит посыл, согласно которому человек обычно делает лучший выбор с учетом знаний, к которым он имеет доступ. Задача инициатора — дополнить знания адресата, чтобы тот нашел оптимальный для себя стиль поведения. Важно, что нужное содержание поведения (или мышления) адресат вырабатывает сам. Мы не можем изменить этот мир, но можем кардинально изменить его восприятие и, следовательно, свои реакции на него.
В любом неприметном событии, факте, обстоятельстве и мнении можно увидеть не только негативные стороны (что обычно делает пессимист и потенциальный пациент), но и положительные аспекты. Инициатор воздействия должен открыть ему другую часть опыта, делая именно ее мишенью воздействия на адресата.
Вовлечение в технологии НЛП. Якорение
Первый этап в модели скрытого управления — вовлечение адресата воздействия в контакт. В НЛП роль функции создания приманок выполняет техника якорения.
«Якоря» сознания
Впервые термин «якорение» появился в книге Р. Бэндлера и Д. Гриндера «Из лягушек в принцы» [49].
«Якорное зацепление» по Р. Бэндлеру и Д. Гриндеру «означает тенденцию одного из элементов переживания вызывать
все переживание в целом». Например, «якорем» может служить знакомая мелодия. Она переносит человека в его прошлое. Бросая соответствующий «якорь», вы задействуете стойкий очаг возбуждения в коре головного мозга, который может находиться в подсознании человека. «Якорем» может служить все, что угодно: звук, слово, форма объекта или его цвет, запах, вкус, прикосновение.
Любой человек, имея личный багаж жизненного опыта, находится в потоке времени, привязанном реальным событиям. И в каждый момент между прошлым и будущим любой из нас тянет за собой шлейф невидимых и неосязаемых связей со своим личным прошлым. Эти устоявшиеся связи избирательно цепляются за элементы реальности настоящего, в чем-то напоминающие пережитое, опыт.
По бытующему в НЛП определению, якорение — это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования; процесс, посредством которого любой стимул оказывается связанным с некоторой реакцией и запускает ее.
Например, любимая мелодия — естественный «якорь» — воссоздала связанную с ней реакцию — приятное состояние. Мгновенно сработала цепочка: стимул (любимая мелодия) — реакция (подъем настроения).
В этом примере мы имеем дело с «якорем», который возник естественным путем, как и многие тысячи других, которые управляют нами в повседневной жизни по той же схеме «стимул — реакция». Это как бы некие безусловные рефлексы нашей жизнедеятельности.
Таким образом, предтечей идеи якорения стал наш великий физиолог И. П. Павлов, создавший учение об условных рефлексах.
Человек отличается от животных, в частности, тем, что условный рефлекс часто формируется у него после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так, человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой улице. В сексологической литературе автор встретил описание такого случая. Во время первого в своей жизни полового акта юноша случайно укололся булавкой, которая оказалась в белье партнерши;
после этого он мог получить половое удовлетворение только в том случае, если его кололи булавкой в течение полового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для того юноши «положительным сексуальным якорем».
«Якоря» повсюду
В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют «нашей мелодией». Они слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары «положительным аудиальным (слуховым) якорем»; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса.
«Отрицательным аудиальным музыкальным якорем» для большинства из нас служит похоронная музыка: стоит ее услышать, и настроение падает, хотя мы не осознаем, что причиной такого изменения настроения могли стать какие-то другие похороны, на которых мы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери.
В роли «якоря» может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картина), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль).
«Якоря» подразделяются на визуальные, аудиальные и кинестетические. Искусство применения «якорей» при использовании транса (о нем — далее) и манипуляций сознанием основывается на удачно выбранных моменте для постановки «якоря», типе «якоря» и удачном воспроизведении уже поставленного «якоря».
Практически вся наша жизнь — это непрерывное якорение. А большая часть «сознательного поведения» — автоматическое воспроизведение связанных с какимц-то «якорями» реакций и состояний. Именно так — автоматическое, бессознательное (неосознаваемое).
Чтобы понять принцип возникновения естественных якорей, рассмотрим простую ситуацию. Допустим, мужчину жестоко обманула некая блондинка, вследствие чего он пережил крайне неприятные эмоции.
В результате образовалась ассоциативная связь «блондинка — негативные эмоции». Очень может быть, что по прошествии лет мужчина забыл об этой блондинке-обманщице. Но не забыло о ней его подсознание. И теперь он переносит неприязнь на всех блондинок, объясняя, кстати, ее благовидными предлогами, не имеющими никакого отношения к истинной причине неприязни. О ней не вспоминает, поскольку она носит травмирующий характер (защитная реакция нервной системы).
Здесь мы имеем дело с одномоментным установлением весьма мощного негативного «якоря» — «блондинка». Так бывает в тех случаях, когда некий стимул (будущий «якорь») сопровождается очень сильным эмоциональным состоянием или реакцией — не только отрицательными, но и положительными (так, все мы быстрее и легче всего учимся чему-то интересному и волнующему).
Однако большинство «якорей» устанавливается путем большого количества повторений — постоянно воспроизводящейся связи «стимул — реакция». Например, если вы несколько раз отобедали в некоем учреждении общественного питания и вас там хорошо накормили, учреждение это становится для вас позитивным «якорем», с которым ассоциируется чувство приятной сытости. И вы автоматически будете выбирать именно его, когда нужно будет утолить голод. Однако, если вам скормили нечто недоброкачественное и вы серьезно отравились, то очень надолго, если не навсегда, это заведение станет для вас негативным «якорем», и вы бессознательно будете обходить его дальней дорогой (и, кстати, с отвращением относиться к названию блюда, которым вас отравили).
О том, насколько долго может действовать подобный «якорь», автор убедился на собственном опыте. 45лет тому назад, будучи студентом 2-го курса и живя на квартире, я заболел. Не имея возможности из-за высокой температуры ходить в столовую трижды в день (как обычно делал), взял в столовой кастрюльку рассольника и несколько дней питался только им. И теперь, спустя много лет, избегаю этого блюда. Произошло якорение болезненного состояния, как видим, весьма устойчивое, неподвластное времени.
В описанных случаях якорение происходило автоматически, без участия нашего сознания.
Но «якоря» могут вырабатываться и искусственно. Например, наши бабушки, для того, чтобы не забыть что-то, завязывали узелок на платке, который в этом случае выступал в качестве якоря для реакции «мне надо что-то вспомнить». А все это действо носило некий условно-рефлекторный (в части сознательной выстроенности) характер.
«Якоря» в бессознательном
Итак, якорение представляет собой формирование в на бессознательных программ поведения на основании одно кратного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией. Большинство таких ассоциаций безусловно положительные, поскольку позволяют нам, особо не задумываясь, действовать необходимым способом. Например, вы автоматически «выныриваете» из пучин сна по звонку будильника, поскольку это «якорь» реакции «пора вставать». «Якоря» могут быть и вредными — как, например, вышеописанная негативная реакция на определенный цвет волос женщины, поскольку она суживает поле выбора человека.
Подведем некоторые итоги сказанного:
1.Мы учимся посредством ассоциаций, которые возникают на основе имеющегося опыта. Обучаясь, мы всякий раз вспоминаем то или иное и устанавливаем ассоциации между этими событиями. Когда же мы занимаемся творчеством, мы тоже создаем связи (ассоциации) — в этом случае новые.
2.Благодаря стремлению соединять разные части нашего опыта любой зрительный образ, звук, прикосновение, запах, вкусовые ощущения, чувство, поза или движение потенциально могут напомнить о том, что происходило, когда мы впервые встретились с ним. Сигналы, которые вызывают у нас прежнюю реакцию, и называются якорями.
3.«Якоря» влияют на нас как положительно, так и отрицательно. Фотография любимого человека может напоминать о чувствах, которыми мы с ним связаны. Встреча со школьным товарищем рождает воспоминание о том, что мы чувствовали, когда учились в школе. Зато сама мысль об экзамене или о посещении стоматолога вызывает у нас беспокойство и заставляет нервничать.
4.Устойчивые реакции страха — на собак, змей или на высоту — яркий пример отрицательных «якорей».
5.Обычно «якоря» срабатывают автоматически, поэтому наше состояние меняется позитивно или негативно без нашего явного и сознательного контроля. И если в прошлом мы накопили большой опыт неприятностей, то так называемые нересурсные состояния (подавленность, нерешительность, растерянность, страх) могут возникать как бы сами собой и самыми различными способами, ибо мы имеем гигантское количество «якорей», которые «включают» наше самоощущение безо всякого нашего участия.
Присмотритесь внимательнее к тому, что нас окружает, и как мы реагируем на это, и вы увидите множество «якорей», которые мы ставим неосознанно.
Неосознанное якорение часто происходит при выборе слов, которыми мы сообщаем ту или иную мысль. Например, слова «правый» и «левый», имеющие изначальное предназначение для различения рук, вызывают в подсознании противоположные эмоциональные отклики. Слова «правая/ правый» часто отождествляются с тем, что хорошо: правая рука (первый помощник, советчик), правое дело (доброе, хорошее), правый человек (он не ошибся), идти правой дорогой (поступать честно, благородно), праведность (благородство, честность), место справа считается наиболее почетным.
В то же время слова «левый/левая» ассоциируются с тем, что плохо: «встать с левой ноги» (скверное настроение), «левые деньги» (в обход закона), «пойти налево» (супружеская измена). Английское слово left (влево) происходит от староанглийского слова, означающего «слабый, утлый». По-французски gauche (левый) может также означать неудачный, искаженный, а по-испански izguierdo — не только левый, но и кривой. В английском языке происходящее из латинского слово sinister (влево) означает враждебный, во французском — что-то темное и понурое. Слово это может быть употреблено, чтобы возвестить о приближающейся катастрофе. На Востоке и в арабском мире то, что делается левой рукой, считается признаком нечестности, обмана или неуважения к собеседнику.
Якорение в рекламе, в торговле и в паблик рилейшнз
Позитивные «якоря» издавна используются рекламой и оттуда были заимствованы паблик рилейшнз: использование детей и домашних животных, на которых у аудитории исключительно положительная реакция. Маргарет Тэтчер использовала для этого даже чужую собаку, чтобы перед камерой побродить с ней по пустынному пляжу. Соответственно действует улыбка, расслабляя собеседника и снимая агрессивность. Политические лидеры всегда принимают перед фотокамерами точно рассчитанные в этом аспекте позы и выражение лица. Достаточно часты снимки в окружении семьи. Фотография в компании с лидером осуществляет тот же процесс переноса положительного внимания на себя. В положительной роли выступают также повторяющиеся музыкальные ритмы. Аудитория, как известно, очень хорошо относится к знакомому и труднее воспринимает все новое. Поэтому в сольном концерте звезды начинают со шлягеров и заканчивают также шлягерами. Новые песни обычно идут в середине концерта, когда контакт со зрителями уже установлен.
В ходе пропагандистской кампании якорная техника также используется в печати. Например, помещают фотографию кандидата-конкурента на одной странице с фотографией свалки, разрухи, военных действий, а фотографию «своего» — рядом с фотографией какой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красивого пейзажа, забитого товарами прилавка, улыбающегося ребенка. Можно совместить фотографию на одной странице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированному лицу. Опять-таки, кандидата со знаком «минус» мы свяжем заголовком типа «Жизнь все хуже», а кандидата со знаком «плюс» — с заголовком «Есть надежды на улучшение». Аналогично поступают и с изображением товара.
В последнее время якорная техника в рекламе стала очень популярной. Например, в рекламе шампуня на телевидении было использовано последовательное совмещение «якорей»: сначала показана красивая женщина с роскошными волосами, затем — бутылочка с шампунем, затем — опять женщина, которая моет голову этим шампунем, а бутылочка стоит рядом; затем — опять женщина, которая красиво встряхивает волосы.
И опять бутылочка с шампунем. Таким образом, увидев этот шампунь на прилавке, покупательница неизбежно отождествит его с хорошими волосами и красивым лицом.
Якорение положительных установок. Общество, культура, идеология и поп-шоу формируют в отдельных группах населения положительные и отрицательные установки (аттитю-ды). Аттитюды, как правило, не поддаются критике, потому что это мнение большинства. Использование положительных аттитюдов — мощное средство якорения и, следовательно, продвижения товара (услуги) на потребительский рынок.
Вот, к примеру, как использовалась огромная популярность фильма «Семнадцать мгновений весны». На фоне мерного тиканья часов голос М. Копеляна: «Информация к размышлению: «Вы не забыли поставить fax на автоответчик ?».
Музыка из известных кинофильмов или песен в виде звукового фона — это «якорь», связывающий данное рекламное сообщение с позитивной установкой потребителя.
Учебные тетради, на обложках которых изображены главные герои фильма «Титаник», — удачное якорение, учитывающее категории ценностей группы потребителей в возрасте от 12 до 17 лет. С той же целью якорения в рекламе используются известные анекдоты, популярные высказывания политиков, «крылатые» выражения, поговорки, теперь уже анекдотичные образы Вовочки, Штирлица, Василия Ивановича и Петьки и т. п.
Манипулятивный прием рекламы, когда рекламируемый товар (к примеру, стиральный порошок) демонстрируется на фоне стиральной машины всемирно известной марки, также использует якорение положительной установки, созданной известной маркой.
Якорение эмоционального отклика. Торговые компании платят большие деньги за размещение своей рекламы в телерепортажах международных спортивных соревнований и в оформлении стадионов (например, плакатами Coca-Cola). В данном случае реклама товара связывается не С конкретным содержанием телерепортажа или популярной программы (например, «Поле чудес»), а с фоновой эмоциональней волной, вызываемой увиденным и услышанным. Таким образом, торговая марка
становится якорем, возбуждающим эмоциональный отклик человека, когда он вновь встречается с данным товаром или услугой. Ведь в ситуации выбора покупки человек не всегда отдает себе отчет в том, почему он приобрел этот, а не другой товар.
В целях создания «якоря» в виде фоновой эмоции достаточно дополнить рекламное предложение отрывком мелодии из какой-либо популярной кинокомедии.
В кинофильме камера оператора стыдливо уходит в сторону, как будто для того, чтобы эротическая сцена в спальне не превратилась в порнографию. Далее она останавливается на ночном столике, и мы крупным планом видим рекламируемый товар... в звуковом орнаменте страстных стонов.
Социальная установка является результатом общественного мнения, а общественное мнение — это мнение большинства. Поэтому наиболее частым приемом якорения является стимулирование подражания и конформизма (все так делают). («Фанта! Весь мир с тобой!» или «Только папуасы не признают мыло...», «Нашу марку знают в 60 странах».)
Разрушение отрицательного общественного мнения может быть проведено прямым сталкиванием антагонистов: положительной и отрицательной установок. При этом необходимо учесть, что отрицательная и положительная эмоциональная волна гасятся взаимно. Например, имеется товар — помидоры, выращенные колхозом «Большевик». Задачазаключается в том, чтобы, с одной стороны, увеличить объемы продаж помидоров, с другой — вывести на рынок имя производителя — «Большевик». Однако имеется социальная установка, которую разделяет большинство потребителей: «Колхозные помидоры экологически вредные, кто их знает, чем их обрабатывают!». У некоторой части потребителей можно ожидать и негативные ассоциации на название колхоза «Большевик», связанные с коммунистической идеологией и именами большевистских вождей. Поэтому появляется рекламный лозунг: «Продукция колхоза «Большевик» — это революция в производстве экологически чистых дачных овощей!». В данном случае использован «якорь» — позитивная составляющая революции как символа прогресса, прорыва кновому качеству явлений с изменением значения (-) на (+) и якорение установки: колхозные овощи = дачные овощи.