Диагностика личностных свойств и индивидуальности

Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела (методические рекомендации). Л.: ЛНИПНИ. 1985. 33 с. — Приведены результаты модификации и стандартизации вопросника по 12 факторам на школьниках 8-12 лет.

Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. М., КогитоЦентр. 1998. — Изложены теоретические основы, процедура проведения и обработка результатов теста мотивации достижения детей 9-11, известного также как МД-решетка Шмальта. Описаны психометрические характеристики теста. Приведены данные стандартизации теста на российской выборке.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журн. 1984. Т.5. N 3. — Метод определяет степень принятия индивидом ответственности за происходящее с ним.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994, 144 с. — Представлены данные, касающиеся разработки и применения методики многостороннего исследования личности. Описывается структура методики, дает­ся оценка различных типов профилей, излагаются основы полученных результатов в зави­симости от ведущих шкал профиля и их сочетаний. Издание дополнено данными о применении методики у подростков и юношей.

Беспалько И.Г. Методика Роршаха и ее использование в психодиагностике. М.: Фолиум, 1994, 32 с. — Дается теория теста, правила применения, технология заключения и опыт использова­ния в практике психодиагностики. Для школьных психологов.

Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Описана методика (опросник), позволяющая определить ориентацию личности на ту или иную идеальную ценность (перечень включает 11 ценностей).

Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979. 176 с. — Описан метод Роршаха, рассмотрены вопросы валидности и надежности этого метода, вопросы использования в клинике.

Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности. Метод. пособие. СПб., 1995.

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика “Подростки о родителях” и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1994. 56 с. — Описана методика “Поведение родителей и отношение подростков к ним” (сокращенно АДОР). Тест позволяет раскрыть специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет.

Голынкина Е.А., Исурина Г.Л. Гиссенский личностный тест. М.: Фолиум. 1994, 32 с. — Представлен оригинальный личностный опросник, адаптированный в Институте им. В.М.Бехтерева. Предназначен для медико-социально-психологических исследований микрогрупп, в частности, семьи, в целях оценки адаптивности поведения и эфффективности психокоррекции.

Детский апперцептивный тест (САТ). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (САТ-S): Руководство к применению. Обнинск, 1992. 23 с. — Детский апперцептивный тест (в английской транскрипции САТ) представляет собой проективный метод исследования личности ребенка путем изучения "динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей". Тест был разработан Леопольдом Беллаком и Соней Беллаком для анализа доминирующих проблем ребенка, его мотивов и личностных особенностей. Имеет максимальную эффективность при обследовании детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов. Кировоград, 1989. — Приведена методика Т.И.Пашуковой (разработанная на основе теста А.Мехрабиана) для диагностики эмоциональной отзывчивости у школьников.

Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие /Ред. Л.И.Вассерман. М.: Фолиум, 1994. 64 с. — Краткое руководство по применению ПДО — известной методики определения типа акцентуаций характера у подростков.

Ивашов А.Н, Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности //Вопр. психологии. 1991. N 5. — В основе методики положения транзактного анализа Э.Берне.

Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики).— Л.: ЛГПИ, 1981. 87 с. — Освещены методы измерения двигательных качеств с помощью портативной аппаратуры.

Калин В.К. Уровень риска принимаемых решений как показатель отношений личности // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 1975. Вып.1. — Предложен адаптированный вариант методики амер. психологов Н.Когана и М.Уоллэча для изучения принятия решения в условиях риска и неопределенности.

Клаучек М.В., Деларю В.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний //ПЖ, 1997, № 2. Приведен текст анкеты внушаемости.

Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников //ВП, 1984, № 1.

Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ для исследования подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. 64 с. — Приведена методика сокращенного многофакторного опросника для обследования лично­сти подростков. Предназначена для выявления особенностей личности подростков, акцен­туации характера, психопатии, различных психосоматических расстройств и патологичес­ких реакций. Получаемые результаты позволяют выявить подростков с девиантным поведе­нием повышенной криминальной активности.

Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» и возможности ее применения в клинической психологии //Обозрение психиатрии… 1995, № 4. С. 205-213.

Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Еникополов С.Н. Апробация методики А.Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках //ПЖ, № 2, 1995. Мотивация достижения, агрессия, готовность к риску.

Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. — Предложена адаптация шкалы риска (RSK) Г.Шуберта, измеряющая тенденцию субъекта к риску в условиях физической опасности.

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации кон­троля личности - новая версия методики "Уровень субъективного контроля". //ПЖ. Т.20. 1999, № 2, 103-114.

Кузнецов О.Н., Лебедев А.В., Лебедев В.И., Лукичев Н.А. Социально-перцептивный интуитивный тест и его применение /Психол.журн. 1986. Т. 7. N 1. — Описан опыт интерпретации данных известного проективного теста Сонди.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., Смысл, 1992.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд. стереотипное. М., Смысл, 2000. —Руководство по методике ТАТ с подробными инструкциями по работе с испытуемыми, развернутыми схемами интерпретации, описанием и анализом конкретных случаев.

Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР): Методическое руководство. М., 1994. 106 с. — Руководство к оригинальному формализованному проективному тесту, основанному на выявлении стратегий предпочтения семантики основных геометрических форм в процессе создания конструктивных рисунков фигуры человека. Тест предназначен для диагностики особенностей стиля человека, рассматриваемого как интегральный формально-динамический параметр индивидуальности.

Личко А.Е., Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. М.: Фолиум, 1994, 64 стр. — Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатии, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей. Представлен усовершенствованный вариант теста с новыми шкалами для диагностики и дифференциальной диагностики акцентуаций характера, групп риска алкого­лизации, наркотизации и депрессии у подростков.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. — Описан целый ряд конкретных методик диагностики личностных свойств и психических состояний.

Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. М.: Смысл, 1996.- 158с. — Перевод классического руководства по одной из популярных методик клинической диагностики личности.

Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., 1994. — 64 с. — Нейропсихологическая методика диагностики и коррекции младших школьников в связи со школьной неуспеваемостью "ДИАКОР" предназначена для обследования состояния слухоречевой, зрительной и двигательной памяти у школьников 1-4 классов и проведения коррекционной работы, направленной на улучшение этих видов памяти, а также для выявления детей с иррегулярностью психического развития и минимальными мозговыми дисфункциями.

Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994. — Описана проективная методика, направлен­ная на выявление основных стратегий решения задачи по восп­риятию и запоминанию музыкального материала. В качестве тестовых заданий использовались отрывки (около одной минуты) джазовой и классической музыки.

Немчин Т.А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами при помощи опросника //Вопр. соврем. психоневрологии. Л., 1966. Т. 38. — Приведена шкала тревожности MAS Дж.Тейлора и результаты ее адаптации.

Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб., «Андреев и сыновья», 1994. — Представлен опросник Д. Кейрси, разработанный на основе методики Майерс-Бригс. Описан опыт использования методики авторами.

Парамей Г.В. Опросник А.Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений»: принцип построения и применение //ПЖ, № 5, 1998.

Пашнев Б.К. Новая проективная психодиагностическая методика «тест двенадцати животных» //ПЖ, № 3, 1998.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванова. Л.: ЛНИПИ им.В.М.Бехтерева, 1976. 102 с. — Методика определения типов психопатий и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Петрова Е.Ю. Психологические типы юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с приложением опросника Кейси и практикума. — ООО "Мебиус", 1997, 56с. — Представлен опросник D.Keirsey (состоит из 70 утверждений) для определения психологического типа по четырем парным признакам.

Пиктограмма как метод изучения личности (метод. рекомендации) в норме и психических заболеваниях. Л.: Ин-т им.В.М.Бехтерева, 1984. 20 с.

Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М.Пейсахова. Казань, 1977. 296 с. — Представлены стандартизированные методики для исследования свойств личности, психических процессов и нейродинамики, в том числе "шкала тревоги" Тейлора, ориентировочная анкета В.Смекала и М.Кучера (вариант опросника М.Басса) для определения направленности личности.

Орлов Ю.М., Шкуркин В.И., Орлова Л.П. Измерение потребности в общении с помощью опросника //Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: Сборник трудов. М., 1974. — Методика в форме опросника, включающего 33 пункта.

Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. посо­бие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с. — Рас­сматриваются такие личностные феномены, как мотивация, ответствен­ность, самоотношение, дисгармоничность характера. Детально обсужда­ются методы изучения этих личностных феноменов, приводят­ся результаты эмпирических исследований.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с. — Методы: "Рисунок семьи", "Рисунок человека из геометрических фигур", "Дерево", "Свободный рисунок", "Картина мира", "Автопортрет", "Дом-дерево-человек".

Романова Т.Л. Опросник "Психологические затруднения" //Психол. журн. 1992. Т.13. N 2. — Предложена методика экспресс-диагностики, позволяющая определить уровень субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми).

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика /Под ред. Л.А.Петровской. М., 1990. 368 с. — В девятой главе помещен перевод опросника описания уверенности в себе Рейзаса.

Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI /Психол. журн..1987. Т.8. N 1. — Разработан модифицированный вариант теста Г.Айзенка с более высокими психометрическими показателями, чем предшествовавшие варианты адаптации.

Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) /Психол. журн. 1990. Т.11. N 1. — В вопроснике Кэттелла (форма А) выделено восемь шкал, являющихся гомогенными при использовании его в русской популяции. В новом варианте 70 вопросов.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979. — Приведен адаптированный вариант методики М.Рокича для диагностики ценностных ориентаций личности, шкала импульсивности В.А.Лосенкова.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990. 74 с. — Методическое руководство к адаптированному тесту MMPI.

Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.2. Метод цветовых выборов. М., 1990. 88 с. — Методическое руководство к модифицированному цветовому тесту М.Люшера (восьмицветному).

Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследова­ния личности СМИЛ.—СПб.: Речь, 2000.— 219с. — Практическое руководство содержит подробное описание стандарти­зированного метола исследования личности СМИЛ, являющегося адапти­рованным вариантом теста MMPI. Подробно излагается техника проведе­ния тестирования и обработки данных, а также интерпретации результатов обследования, основанная на многолетнем опыте использования методи­ки в разных областях практической психологии.

Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. СПб., 1994. — Представлена методика для вы­явления профессиональных склонностей клиентов службы занятости и их представлений о собственных профессиональных способностях. Материал методики включает опросник "Ориентация" и классификацию профессий.

Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций //Иностранная психология. Т.2, № 2(4). — Описана методика «Исследование фрустрации с помощью рисунков» С.Розенцвейга.

Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) //Психол. журн. 1992. Т.13. N 1. — Методика распознавания внутренних конфликтов в мотивационной сфере личности.

Фетискин Н.П. Методика изучения монотоноустойчивости //Психол. журнал, 1991, №2. (Опросник ИМУЛ)

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер с англ. /Под ред. Ю.М.Забродина, В.И.Похилько.— М., 1987. 236 с. — Метод субъективного шкалирования на основе теории личностных конструктов Дж.Келли, предполагает использование ЭВМ.

Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 14 с.

Херсонский Б.Г. Пиктограмма, как метод исследования личности (Монография). М.: Фолиум, 1994, 96 стр. — Дается история и теория метода, материалы к практической работе с иллюстрациями и примерами рисунков и заключений.

Хорошилов Б.М. Методические средства изучения представлений о динамических объектах /Вестн. ЛГУ. 1984. N 17. С. 128-130. — Содержится перечень требований к методикам изучения представлений.

Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей само-эффективности Шварцера Р. и Ерусалема М. //Иностр. психология. 1996. № 7. — Приводятся статистические данные, полученные в ходе разработки русской версии шкалы само-эффективности (эффективность собственных дей­ствий). Сравниваются пси­хометрические показатели русской версии с немецкой, китайской и испанской.

Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень. — Описаны тесты "Сказка" и "Деревня", рассмотрены приемы анализа детских рисунков "Человек", "Рисунок семьи", "Дерево".

Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. —140 с. (Серия «Практикум», Вып. 1). — Приводятся новые методы диагностики волевой сферы личности. В частности, представлена русская версия опросника Ю. Куля «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90). Методика предназначена для определения индивидуальных диспозиций — «Ориен­тация на действие» либо «Ориентация на состояние», ко­торые выступают в роли устойчивых механизмов личност­ной саморегуляции.

Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (Тезаурус личностных черт). М.: МГУ, 1988. 208 с. — Тезаурус содержит словарные статьи двух типов (по сходству и по контрасту) для 350 ключевых слов — наиболее частотных и относительно семантически самостоятельных.

Наши рекомендации