Организация и проведение СПТ
Структура СПТ.
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д). Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином.
Тренинг социально – психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Поэтому желательно с самого первого их применения вводить определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаться их на всем протяжении психологического обучения.
«Базовая» структура тренингового занятия может выглядеть следующим образом:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка.
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
6. Рефлексия прошедшего занятия.
7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
8. Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия-прощания - это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни участников. Второе не менее важно: с занятия участник должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы - это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой (в начальной школе это не всегда возможно; тогда их предлагает группе ведущий). И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние участников.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки. Либо это может быть самостоятельный и очень важный этап встречи. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения участников тему и основную задачу встречи, но и замотивировать их на серьезную, глубокую работу.
Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания - это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, подведением итогов.
Организация и проведение СПТ.
Тренинговые занятия должны проходить в специально подготовленных помещениях.
Эффективность тренинга напрямую зависит от соблюдения следующих условий:
Требования к помещению. Помещение должно быть изолированным, закрываться изнутри, иметь возможность затемнения помещения, иметь достаточное пространство для удобного размещения всех участников тренинга и тренера/тренеров. Это размещение может иметь форму круга, змейки, то есть быть не привычным для аудитории.
Требования к мебели. Каждый участник, включая тренера, должен иметь персональный удобный стул со спинкой. Во время тренинга участник постоянно перемещаются в пространстве, поэтому необходимо иметь возможность свободного перемещения столов, стульев.
Требования к оборудованию места проведения тренинга. Обычно во время СПТ используется музыка, видеосюжеты, цветовые генераторы и т.п. Поэтому тренеру необходимо иметь в своем распоряжении ноутбук, звуковые колонки, цветовой генератор, экран, флипчарт и другие средства, необходимые для проведения отдельных упражнений.
Требования к ведущему. Функция руководителя – включить участников в работу и постепенно устраняться от руководящей роли (становясь латентным руководителем), предоставляя участникам свободу для самовыражения. Основные функции ведущего (по Рудестаму):
· Функция эксперта: комментирует то, что происходит в группе (поведенческий аспект);
· Катализатор – способствует развитию событий и побуждает к активности, привлекает внимание к текущим задачам и чувствам участников.
· Дирижер – регулирует взаимообмен между участниками, облегчает передачу информации, которая касается их эмоционального состояния.
· Образец – демонстрирует, как вести себя в группе.
Этапы проведения СПТ.
Социально-психологический тренинг включает в себя четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Оптимальное количество участников для эффективного проведения социально-психологического тренинга.
- Мировой опыт, специалистов дает основание утверждать, что оптимальным для эффективного проведения СПТ является 16-18 человек. Число участников больше 18 или меньше 16 человек не дает возможности проведения СПТ на качественном уровне, а иногда и невозможно проведение некоторых упражнений.