Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов
1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
2. Что? (передается) - Сообщение (текст)
3. Как? (осуществляется передача) – Канал
4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория
5. С каким эффектом? - Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.
Таких позиций может быть три:
1. открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
2. отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
3. Закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для девятнадцатого века взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клеппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований отн6осительно роли установок аудитории в восприятии информации. Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации. Но ведь этот процесс включен в более сложное явление – общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – неречевых - знаковых систем.
Невербальная коммуникация.
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:
1. оптико-кинетическую
2. пара- и экстралингвистическую
3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса
4. визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
1. дополнение речи
2. замещение речи
3. репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
1. жесты
2. мимику
3. пантомимику.
В целом оптико-кинетичческая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20 и т.д.)
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредство дополнительных речевых включений, а «около-речевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицо друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных формам организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре; интимное расстояние (0-45 см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, как должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии.
В каждом случае члены команды – справа от лидера. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников группы). Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь «при прочих равных», но даже и ради этой цели изучением проблемы стоит заниматься.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющих место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальны исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М.Аргайл разработал даже определенную «Формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в то числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Не говоря уже о медицинской практике, Явление это оказывается весьма важны в других профессиях, например, в работе педагогов и вообще лиц, имеющих отношение к проблемам руководства. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участника коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это количество информации, которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям.
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивногообраза (по модальности восприятия):
· визуальное;
· аудильное;
· осязательное (тактильное);
· вкусовое;
· обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.
23. Направление и содержание мер по снижению издержек при проведении стратегического оздоровления.
Проблема оздоровления (санирования) фирмы прямо связана с теорией цикличности рождения, развития и умирания организации. На практике это означает, что в условиях действия законов рыночной экономики, наличия конкуренции организация для выживания должна постоянно обновляться. Это достигается путем разработки планов и их последующей реализации, что составляет суть стратегического управления. При эффективном стратегическом управлении фирма сама планирует свое будущее с учетом факторов воздействия внешней среды и возможного появления внутренних проблем. Это позволяет избежать кризисных ситуаций, в крайних случаях приводящих к банкротству и ликвидации фирмы. Когда процесс стратегического управления начинает давать сбои, возникает новая проблема: обнаружение симптомов кризисной ситуации и устранение причин ее появления. Если кризис на фирме достаточно глубок, то ее собственник вынужден принимать решение о начале оздоровления.
Индикатором кризиса предприятия является нарушение финансового равновесия. Об этом свидетельствуют два показателя: ликвидность и рентабельность. Необходимыми условиями поддержания финансового равновесия являются
-по ликвидности: взносы > выплат;
-по рентабельности: доходы > расходов.
Очень важно уметь проводить общий анализ работы организации как целого, называемый диагностическим анализом, с целью выявления опасных отклонений в достижении стратегических установок организации. Причем этот анализ должен быть не очень трудоемким, быстрым и простым в реализации. На этой стадии применяются следующие средстваанализа:опрос, беседа; жизненный цикл и матрица ликвидности; опыт других фирм; консультант. Если при диагностическом анализе выявлены отклонения, то уже в этих конкретных областях деятельности предприятия проводится детальный анализ, включающий следующие методы внутренней и внешней экспертизы.
Внутренняя экспертиза: положение на рынке и удельный вес на рынке; поло-жение с инвестициями и инновациями; состояние капитала; опрос на предприятии; анализ потенциала; анализ человеческих ресурсов.
Внешняя экспертиза:анализ отрасли; профиль ресурсов отрасли.
При оздоровлении предприятий практикуются два типа мероприятий: краткосрочные, направленные на обеспечение текущего выживания предприятия, и долгосрочные, направленные на реализацию новых целевых установок, способных обеспечить благополучие будущего предприятия.
Текущее оздоровление, проводимое на основании краткосрочных мер, позволяет обеспечить определенную свободу действий для предприятия и создает базу для стратегического оздоровления. При текущем оздоровлении необходима реализация следующих установок:
-немедленное проведение мероприятий по снижению издержек и обеспечению ликвидности;
-формирование доверия к руководящим кадрам и сотрудникам;
-возвращение доверия банков, покупателей, поставщиков.
Анализ мер по снижению издержек целесообразно проводить по пяти направлениям (продукция, сбыт, закупка, персонал,финансы). При этом необходимо вести строгий учет по видам затрат и видам продаваемых продуктов, одновременно проводя анализ покрытия издержек по каждому из продуктов.
Существует четыре основных варианта оздоровления в случае конфликта предприятия с окружающей средой: бегство, компромисс, делегирование, борьба. Способы оздоровления в случае конфликта с окружающей средой: бегство, компромисс, делегирование, борьба.
Выбор способа оздоровления определяется в зависимости от степени угрозы внешней среды и имеющегося на предприятии потенциала защиты.
24. Теории мотивации.
Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.