Тема 3. Методы и методология психологического исследования. Понятие об измерении в психологии
Задание 3.1.Рассмотрите примеры классификаций научных методов психологии, рассматриваемых авторами различных учебных пособий по общей психологии. Зарисуйте одну из понравившихся классификаций в виде схемы. Укажите автора и выходные данные учебного пособия.______________ _________________________________________________
Задание 3.2. Используя критерии таблицы 3.1, покажите классификацию методов, представленную в учебном пособии В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева «Психология человека».
Таблица 3.1. Классификация методов психологического познания
Критерии ↓ | Объективные методы | Описательные (субъективные) методы | Прикладные методы |
Требование к методам познания; их общая цель | |||
Исследовательские методы этой группы | |||
Психологические школы/направления, использующие данные методы |
Задание 3.3.Первым методом научной психологии стал интроспективный метод. Охарактеризуйте данный метод на основе анализа статей учебных пособий. (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - Москва: ЧеРо, 1998.; Общая психология]: Учебник для вузов: В 7-ми т. Т.1: Соколова Е.Е. Введение в психологию / Фак-т психологии МГУ им. М.В.Ломоносова; Каф. общей психологии; Под ред. Б.С. Братуся. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2007, или другие учебные пособия).
Характеризуя метод интроспекции, укажите: идейного создателя метода; роль метода в истории психологической науки; направления психологии, в которых интроспекция использовалась в качестве исследовательского метода; назовите причины, по которым исследователи в начале 20-го века отказались от его использования (за что критиковали?). Опишите процедуру применения интроспекции (конкретный пример интроспективного наблюдения).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________
Задание 3.4. Охарактеризуйте эксперимент как объективный исследовательский метод. Укажите его виды. Отметьте отличительные характеристики эксперимента от других исследовательских методов.
Эксперимент – это объективный метод _____________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________
________________________________________
Задание 3.5. Социометрический метод в психологии.В 6 классе (n=22) средней школы проведено исследование межличностных отношений в группе. Матрица социометрических выборов представлена ниже. Необходимо обработать результаты исследования:
· рассчитать необходимые показатели, вписать их в соответствующие ячейки матрицы;
· построить социограмму (выделить устойчивые взаимоотношения положительного и конфликтного плана);
· сделать выводы о характере межличностных отношений в группе (определить основные статусные группы, заполнив таблицу 3.5);
· рассчитать коэффициент групповой сплочённости.
Сделать короткий вывод.
Примечание:
Последовательность действий и формулы расчёта основных диагностических показателей, правила составления социограммы можно посмотреть: Райгородский Д.А. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
Формулы расчёта. Si (социальный статус каждого члена группы) = сумма положительных выборов – сумма отрицательных выборов / N – 1; где N – число членов в группе.
Si =
Кв (коэффициент взаимности) = количество взаимных положительных выборов в группе / 0,5 *N(N - 1). ;
Таблица 3.5. Характеристика статусных групп по результатам социометрии в 6 классе
Статусные группы | Код имени | Кол-во чел. |
«Звёзды» | ||
«Принятые» | 4 5 6 7 8 13 15 16 20 22 24 21 | |
«Непринятые» | 1 3 9 10 11 12 17 19 | |
«Изолированные» | - | |
Всего человек |
Примечание. Таблица составлена на основании анализа данных, представленных ниже в матрице социометрических выборов. Данные, представленные в таблице, являются ориентировочными.