Общая характеристика и классификация проективных методик
ВВЕДЕНИЕ
Проблема оценки динамики личности в процессе целенаправленного воздействия становится все более актуальной в связи с расширяющейся практикой использования активных методов развития личности практикующими психологами.
В психодиагностической практике стремление к целостному, динамичному анализу личности наталкивается на целый ряд проблем, связанных с ограничением временных и материальных ресурсов. В связи с этим, все большее распространение принимает практика использования проективных методик, особенно в ситуациях консультирования, где необходим быстрый, но в то же время целостный анализ личности.
Из имеющегося арсенала проективных методик нами выделяется методика «Рисунок несуществующего животного» как инструмент, в целом удовлетворяющий запросам практики: он позволяет делать качественный, и в то же время формализованный анализ личности. Ограничением данного диагностического инструмента является то, что РНЖ дает статическую картину образа-Я, не позволяет оценить динамику представление о себе, вектор саморазвития.
В представленной работе сделана попытка практического решения проблемы оценки динамики представления личности о себе, с апробированием нового варианта широко известной методики «Рисунок несуществующего животного».
Данная работа может быть использована при обучении студентов-психологов в курсах: «Психодиагностика», «Психологический практикум», а так же психологами, психотерапевтами, осуществляющими практику коррекции и развития личности.
Общая характеристика и классификация проективных методик
Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом, однако изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу.
Термин «проекция» был впервые использован по отношению к методам психодиагностики Генри Мюрреем в 1938 г., но важность проективных тестов была наиболее четко показана Л.К. Франком в 1939 г. Именно он впервые использовал термин "проективные" для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.
Гипотеза, на которой строятся все проективные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, конфликты и т.п.
В настоящее время словари определяют проекцию (от лат. ргоjectio — выбрасывание вперед) как процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты, осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по ее проекции используется в проективном методе.
Проективным методом принято называть — один из методов исследования личности, который основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта, что позволяет исследовать те особенности личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами).
Таким образом, проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.
Отличительными признаками проективных методик являются:
1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;
2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;
3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя;
4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.
Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на составной («композитной») картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. Наконец, приверженцы проективных методик обычно считают их особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к такому скрытому материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у респондента защитные реакции.
Проективные методы способны ответить на такие важные вопросы, как стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.); ее ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и т. д. Бесспорно, что богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников.
Проективные методики находят применение сейчас во многих областях общей и прикладной психологии. Интерес к проективной теории и методологии, как и постановка проблемы обоснования проективного экспериментирования, объясняется историей развития проективной техники. Их возникновение было связано с потребностями сугубо клинической психологии, т. е. отвечало довольно узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности. Однако с начала 40-х гг. ХХ века "проективное движение" набирает значительную силу. Проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Со временем, методики начинают использоваться более широко как средства диагностики, прежде всего, индивидуальных особенностей личности. Такая переориентированность, расширение сферы применения проективных методик с необходимостью повлекла за собой процесс их теоретической и методологической рефлексии: поиск наиболее общих принципов и понятий, анализ категориальной системы с целью доказательства ее внутренней непротиворечивости и т. д. Решение этих задач и составляет содержание исследований, направленных на обоснование проективного метода. Ныне проективные методики занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности. Вместе с тем вопрос об их теоретической обоснованности до сих пор остается дискуссионным [8, 9, 16, 25, 26, 32]. Проективный метод формировался на всем протяжении развития проективной техники, что стало причиной множественности его обоснований в различных психологических системах. Можно говорить о трех источниках проективного метода: холистической психологии, психоанализе и экспериментальных исследованиях New Look. Из категориального аппарата этих направлений проективная психология заимствовала свои основные понятия, под их влиянием складывались общие принципы проективного исследования и частные схемы анализа результатов. Вместе с тем это обусловило и определенный методологический эклектицизм проективной психологии, недостаточную четкость, приблизительность многих ее постулатов.
На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное".
Связь проективных методик с психоаналитической теорией можно по следующим позициям:
1. Теория психоанализа подчеркивает индивидуальные различия и сложную организацию функционирования личности. Личность рассматривается как процесс, посредством которого индивид организует и структурирует внешние стимулы в окружающей среде. Проективные тесты позволяют испытуемым отвечать совершенно свободно и по содержанию, и по форме.
2. Психоаналитическая теория подчеркивает важную роль бессознательного и защитных механизмов; в проективных тестах инструкции и сами стимулы содержат очень мало указаний, каким образом надо отвечать; и цели теста, и интерпретации ответов скрыты от испытуемого.
3. Психоаналитическая теория подчеркивает холистское понимание личности, обращая внимание на взаимодействие между частями, в отличие от интерпретации поведения как выражения отдельных частей или характеристик личности. Проективные тесты в целом тоже приводят к холистской интерпретации, основанной на паттернах ответов и на взаимосвязи между ними, а не на интерпретации каждого отдельного ответа, выражающего конкретную отдельную характеристику.
Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования.
Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".
Классификацией проективных методик занимался Франк; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время [10]. Различают следующие группы проективных методик:
1. Методики структурирования (конститутивные), предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.
"Чернильным пятнам Роршаха",
Таутофон Д. Шадриков, С. Розенцвейг, 1940 г.
Трехмерной апперцепции тест Д. Твисчел-Аллен, 1947 г.
2. Методики конструирования (конструктивные), создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов.
"Тест мира" М. Ловенфельд, 1939 г.
"Тест мозаики" М. Ловенфельд, 1929 г.
3. Методики интерпретации(интерпретативные), предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.
"Тематической апперцепции тест" (ТАТ) Г. Мюррей, К. Морган 1935 г.
"Методика рисуночной фрустраци" С. Розенцвейг, 1945 г.
4. Методики дополнения(аддитивные), предполагающие завершение фразы или истории.
"Завершения предложения" А. Пейн, 1928 г.
"Инсайт тест" Е. Саржент
5. Методики катарсиса (катартические), то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.
Психодрама Дж. Морено 1946 г.
"Тест кукол" А. Вольтман, 1951г.
6. Методики импрессии (импрессивные), требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.
"Тест цветовых предпочтений" М. Люшер, 1948 г.
7. Графические методики (экспрессивные), основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр. на свободную или заданную тему.
"Дом-дерево человек" Дж. Букк, 1948 г.
"Тест окрашивания пальцем" Р. Шоу, 1932 г.
"Рисунок семьи" В. Вульф, 1947 г.
"Тест дерева" К. Кох, 1949 г.
"Нарисуй человека" К. Маховер, 1948 г.
"Автопортрет" Р. Берне, 1972 г.