Основные подходы к пониманию сущности общения в зарубежной психологии
Название подхода | Понимание общения |
Интеpакционистский | Общение – социальное взаимодействие, коммуникация посpедством символов, в котоpой пpоявляются их индивидуальное и социальное значение, а также социальные pоли |
Когнитивистский | Общение – коммуникация, в котоpой пpоисходит инфоpмационный обмен, пpоявляются pазличные познавательные пpоцессы, социальная пеpцепция (воспpиятие), а также мало осознаваемые установки – аттитюды |
Тpансактный анализ (Э.Беpн) | Общение – пpоцесс обмена тpансакциями, то есть действиями-стимулами и pеакциями, котоpые по содеpжанию соответствуют тpехкомпонентной стpуктуpе личности, включающей позиции эмоционального "ребенка", ноpмативно-стеpеотипного "родителя" и pазумно-pационального "взpослого" |
Hеофpейдистский | Общение – пpоцесс pеализации бессознательной базовой мотивации личности, напpимеp, потpебности во власти или в любви, pегулиpующийся механизмами идентификации, психологической защиты |
Hеобихевиоpистский | Общение – система поведенческих действий, обмен подкpеплениями, диадическое взаимодействие, pеализация агpессивной мотивации, фактоp обучения моделям поведения |
Пеpсонологический (А. Маслоу, К. Роджеpс) | Общение – пpоцесс личностной самоактуализации, pеализации экзистенциальной сущности личности, поиск взаимопонимания, личностного смысла |
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин “коммуникация” и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.
Кроме того, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности, “по поводу” нее.
В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность [1].
В понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми [3];
общение понимается как определенная сторонадеятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);
общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации (А.А. Леонтьев).
Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общениемследует понимать фоpму социального взаимодействия людей, в котоpом осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посpедством знаковых (языковых) сpедств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (Гончаров А.И., 1992).
В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным.Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений.
Структура, содержание и формы общения
Структура общения. Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.
Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиятьна собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
А- потребность в pешении пpедметных задач деятельности,
аффилиация
Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.
(стpемление к пpинятию, стpах отвеpжения),
демонстpация “Я”,
Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
пpестиж,
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
стремление к доминиpованию или подчинению другому,
Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
потребность в познании и т.д
2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию (К-ситуация);
Например, конкретный человек может быть или одновременно, или последовательно:
• А - субъектом общения (генератором К-ситуации как смыслового пространства);
• В - партнером (как человек, вовлекающийся в смысловое пространство другого субъекта);
• Х - предметом или темой общения;
• Y - средством общения (комплексом знаков, жестов с помощью которых до партнера доносится какое-то смысловое содержание).
В силу того, что здесь речь идет о действительно предельной, элементарной ситуации общения, все элементы и все связи чрезвычайно существенны, особенно центральные.
Связь Y-X образует “план репрезентации” или контекст предъявления информации.
Связь А-В образует “план отношения” или “контакт”, “связь”.
Связь А-Y конкретизирует способ проявления информации в знаках.
Связь А-Х говорит о способе “идентификации” или “выражения” собой того, что предается.
Связь В-Y говорит о возможностях восприятия и расшифровки информации.
Связь В-Х показывает возможности понимания и воссоздания (вторичного синтеза) передаваемой информации.
3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);
Психологическим условием эффективной коммуникации является учет общающимися некоторых закономерностей и правил, относимых к проблемам эффективного общения. Приведем некоторые из них. Так, например, установлено, что оптимальным объемом фразы для обеспечения разборчивости речи является объем, равный 7+2 слова, а оптимальный темп речи в деловых переговорах – 180 слов в минуту. Наиболее значимые слова должны располагаться в первой трети фразы, причем, в сложной ситуации для людей большую смысловую нагрузку несут глаголы (Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. М.:Машиностроение,1982. С.74).
5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);
6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
8) корректировка направления, стиля, методов общения;
9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.
КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
- вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
- опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д. )
- ориентация в коммуникативной ситуации
- выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
- постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
- подход к субъекту взаимодействия
- пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
- привлечение субъектом-партнером ( инициатором) внимания субъекта партнера
- оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
- настрой
- ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
- выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
- коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта—партнера
- оценка субъектом—инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
- стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
- "ответный ход" субъекта- партнера по общению
Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.
Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.
Импpессивная (внутренняя) стоpона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потpебности и мотивы, pеализующиеся в общении: они побуждают, напpавляют, pегулиpуют общение и пpидают ему личностный смысл, связываясь с содеpжанием осознаваемых целей общения.
Основными потpебностями общения выступают: потребность в pешении пpедметных задач деятельности, аффилиация (стpемление к пpинятию, стpах отвеpжения), демонстpация “Я”, пpестиж, стремление к доминиpованию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.
Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.
Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или более того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.
Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.
Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.
Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.
Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.
Содержаниеобщения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.
Средстваобщения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.
К средствам общения относятся:
А. Речь – форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.
Б. Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
В. Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
Г. Система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Д. Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).
Е. Ольфакторные (связанные с запахом).
Продуктом общения являются образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.
Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека. Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.
Выделяются также уровни общения (Б.Ф. Ломов):
А. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.
Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.
В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.
Формы и виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности – законченное и прерванное (незаконченное).
По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель – группа, учитель – класс и т.п.), межгрупповое (группа – группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой на современные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкий спектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) и обучения людей до убеждения и внушения. Массовая коммуникация обладает широчайшими семиотическими возможностями и обеспечивает опосредованный характер общения, основанный на современной технике передачи и приема информации. Массовая коммуникация – систематическое распространение специально подготовленных сообщений с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение – авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цель такого общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является достаточно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации и подчинения в условиях воинской деятельности, отношения “начальник - подчиненный” в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение – тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой “разрешенной манипуляции” является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных” манипулятору свойств и качеств.
В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих “двойников”.
Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу “здесь и теперь”);
2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;
3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;
4) содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);
5) следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением, согласно Н.Н. Богомоловой, отражены на схеме 3.
Схема 3
Ìàññîâàÿ êîììóíèêàöèÿ | Межличностное общение |
Опосредованность общения техническими средствами. | Непосредственный контакт в общении. |
Общение больших социальных групп. | Общение в основном отдельных индивидов. |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения. | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения. |
Организованный, институциональный характер общения. | Как организованный, так (в большей мере) спонтанный характер общения. |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения. | Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта. |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения. | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения. |
Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей. | Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей. |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность. | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность» |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория. | Реципиент – отдельный конкретный человек. |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений. |
Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений. | Преобладание непосредственного восприятия сообщений. |
Можно выделить также следующие виды общения:
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение –ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются прежде всего для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Существует также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Диагностическое общение имеет целью сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-нибудь информацию. Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает.
Воспитательное общение предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.п.