Основные подходы к пониманию сущности общения в зарубежной психологии

Название подхода Понимание общения
Интеpакционистский Общение – социальное взаимодействие, коммуникация посpедством символов, в котоpой пpоявляются их индивидуальное и социальное значение, а также социальные pоли
Когнитивистский Общение – коммуникация, в котоpой пpоисходит инфоpмационный обмен, пpоявляются pазличные познавательные пpоцессы, социальная пеpцепция (воспpиятие), а также мало осознаваемые установки – аттитюды
Тpансактный анализ (Э.Беpн) Общение – пpоцесс обмена тpансакциями, то есть действиями-стимулами и pеакциями, котоpые по содеpжанию соответствуют тpехкомпонентной стpуктуpе личности, включающей позиции эмоционального "ребенка", ноpмативно-стеpеотипного "родителя" и pазумно-pационального "взpослого"
Hеофpейдистский Общение – пpоцесс pеализации бессознательной базовой мотивации личности, напpимеp, потpебности во власти или в любви, pегулиpующийся механизмами идентификации, психологической защиты
Hеобихевиоpистский Общение – система поведенческих действий, обмен подкpеплениями, диадическое взаимодействие, pеализация агpессивной мотивации, фактоp обучения моделям поведения
Пеpсонологический (А. Маслоу, К. Роджеpс) Общение – пpоцесс личностной самоактуализации, pеализации экзистенциальной сущности личности, поиск взаимопонимания, личностного смысла

В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин “коммуникация” и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных.

Кроме того, содержа­ние его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включе­ны в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функ­ций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности, “по пово­ду” нее.

В процессе совместной деятельности люди вступают в опре­деленные виды межличностного взаимодействия. При этом меж­ду ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индиви­дуальных усилий отдельного человека со всей системой коллек­тивных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность [1].

В понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

деятельность и общение рассматриваются не как параллельно су­ществующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны соци­ального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми [3];

общение понимается как определенная сторонадеятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее эле­мент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);

общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации (А.А. Леонтьев).

Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения дея­тельность организуется и обогащается. Построение плана совмест­ной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласо­вание” деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действитель­но новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общениемследует понимать фоpму социального взаимодействия людей, в котоpом осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посpедством знаковых (языковых) сpедств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности (Гончаров А.И., 1992).

В процессе общения уста­навливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмо­циональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внут­ренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъ­ектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровож­дается эмоциональным переживанием: положительным, индиф­ферентным или отрицательным.Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений.

Структура, содержание и формы общения

Структура общения. Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необхо­димо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиятьна собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

А- потребность в pешении пpедметных задач деятельности,

аффилиация

Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.

(стpемление к пpинятию, стpах отвеpжения),

демонстpация “Я”,

Потребность быть индивидуальностью проявляется в установ­лении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в по­ведении другого человека признание своей неповторимости, уни­кальности, необычности.

пpестиж,

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личност­ных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружа­ющих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочаро­ван, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют че­ловека искать признания в другом, и большей частью он на­ходит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

стремление к доминиpованию или подчинению другому,

Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуа­ция в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, парт­нер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потреб­ность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выс­тупать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых лично­стей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельно­сти.

потребность в познании и т.д

2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию (К-ситуация);

Например, конкретный человек может быть или одновременно, или последовательно:

• А - субъектом общения (генератором К-ситуации как смыслового пространства);

• В - партнером (как человек, вовлекающийся в смысловое пространство другого субъекта);

• Х - предметом или темой общения;

• Y - средством общения (комплексом знаков, жестов с помощью которых до партнера доносится какое-то смысловое содержание).

В силу того, что здесь речь идет о действительно предельной, элементарной ситуации общения, все элементы и все связи чрезвычайно существенны, особенно центральные.

Связь Y-X образует “план репрезентации” или контекст предъявления информации.

Связь А-В образует “план отношения” или “контакт”, “связь”.

Связь А-Y конкретизирует способ проявления информации в знаках.

Связь А-Х говорит о способе “идентификации” или “выражения” собой того, что предается.

Связь В-Y говорит о возможностях восприятия и расшифровки информации.

Связь В-Х показывает возможности понимания и воссоздания (вторичного синтеза) передаваемой информации.

3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выби­рает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

Психологическим условием эффективной коммуникации является учет общающимися некоторых закономерностей и правил, относимых к проблемам эффективного общения. При­ведем некоторые из них. Так, например, установлено, что оптимальным объемом фразы для обеспечения разборчивости речи является объем, равный 7+2 слова, а оптимальный темп речи в деловых переговорах – 180 слов в минуту. Наиболее значимые слова должны располагаться в первой трети фразы, причем, в сложной ситуации для людей большую смысловую нагрузку несут глаголы (Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ло­мова. М.:Машиностроение,1982. С.74).

5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов обще­ния;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

  1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
  2. опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д. )
  3. ориентация в коммуникативной ситуации
  4. выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
  5. постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
  6. подход к субъекту взаимодействия
  7. пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
  8. привлечение субъектом-партнером ( инициатором) внимания субъекта партнера
  9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
  10. настрой
  11. ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
  12. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
  13. коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта—партнера
  14. оценка субъектом—инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
  15. стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
  16. "ответный ход" субъекта- партнера по общению

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон.

Импpессивная (внутренняя) стоpона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потpебности и мотивы, pеализующиеся в общении: они побуждают, напpавляют, pегулиpуют общение и пpидают ему личностный смысл, связываясь с содеpжанием осознаваемых целей общения.

Основными потpебностями общения выступают: потребность в pешении пpедметных задач деятельности, аффилиация (стpемление к пpинятию, стpах отвеpжения), демонстpация “Я”, пpестиж, стремление к доминиpованию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.

Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что один человек вступает в контакт с дру­гим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, трево­ги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожи­дания.

Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дис­комфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с вы­сокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в установ­лении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в по­ведении другого человека признание своей неповторимости, уни­кальности, необычности.

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личност­ных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружа­ющих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочаро­ван, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют че­ловека искать признания в другом, и большей частью он на­ходит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуа­ция в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, парт­нер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потреб­ность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выс­тупать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых лично­стей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельно­сти.

Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке прояв­ляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удов­летворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно фор­мирует альтруизм, человеколюбие.

Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удов­летворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или более того – как необоснованная независимость и гордость, как за­вышенная самооценка.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установле­ние и прояснение личных и деловых взаимо­отношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое дру­гое.

Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.

Содержаниеобщения – информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может переда­вать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

Средстваобщения можно определить как способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприни­маться на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

К средствам общения относятся:

А. Речь – форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их со­единения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.

Б. Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), кото­рые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

В. Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть об­щепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей вырази­тельности речи.

Г. Система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, за­висит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Д. Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).

Е. Ольфакторные (связанные с запахом).

Продуктом общения являются образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.

Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека. Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

Выделяются также уровни общения (Б.Ф. Ломов):

А. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.

Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.

В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

Формы и виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосред­ствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи симво­лов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностя­ми), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности – законченное и прерванное (незаконченное).

По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель – группа, учитель – класс и т.п.), межгрупповое (группа – группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой на современные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкий спектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) и обучения людей до убеждения и внушения. Массовая коммуникация обладает широчайшими семиотическими возможностями и обеспечивает опосредованный характер общения, основанный на современной технике передачи и приема информации. Массовая коммуникация – систематическое распространение специально подготовленных сообщений с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностно­го общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение – авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достиже­ния контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объ­ект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” сторо­ной. Конечная цель такого обще­ния – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является доста­точно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации и подчинения в условиях воинской деятельности, отно­шения “начальник - подчиненный” в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение импе­ратива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские от­ношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение – тип межличностного обще­ния, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и им­ператив, манипуляция предполагает объективное восприятие парт­нера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой “разрешенной манипуляции” является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких на­выков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на люб­ви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определен­ных, “нужных” манипулятору свойств и качеств.

В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педаго­гов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Объединив императивную и манипулятивную форму обще­ния, можно охарактеризовать их, как различные виды моноло­гического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих “двойников”.

Диалогическое общение – равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само­познание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

1) наличие психологического настроя на актуальное состоя­ние собеседника и собственное актуальное психологическое со­стояние (следование принципу “здесь и теперь”);

2) использование безоценочного восприятия личности парт­нера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

4) содержание общения должно включать проблемы и нере­шенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением, согласно Н.Н. Богомоловой, отражены на схеме 3.

Схема 3

Ìàññîâàÿ êîììóíèêàöèÿ Межличностное общение
Опосредованность общения техническими средствами. Непосредственный контакт в общении.
Общение больших социальных групп. Общение в основном отдельных индивидов.
Ярко выраженная социальная ориентированность общения. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения.
Организованный, институциональный характер общения. Как организованный, так (в большей мере) спонтанный характер общения.
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта.
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения. Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения.
Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей.
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория. Реципиент – отдельный конкретный человек.
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений.
Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений. Преобладание непосредственного восприятия сообщений.

Можно выделить также следующие виды общения:

Формально-ролевое общение, когда регламентиро­ваны и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение –ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются прежде всего для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это обще­ние закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Существует также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Диагностическое общение имеет целью сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-нибудь информацию. Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает.

Воспитательное общение предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.п.

Наши рекомендации