Материалистическое учение о душе в античной психологии
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов,архе . Исследования окружающего мира привели ученых VII–V вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален .
Распространенность мнения о материальности души находит свое подтверждение в том, что в самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, т.е. утверждали, что душа – это прежде всего энергетическая основа тела, которая приводит инертное, пассивное тело в движение . Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность .
Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, что важнейшим фактором, влияющим именно на психику человека, является культура. Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами, то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, как результат духовной работы не одного человека, а народа в целом. Особенно явно это проявилось в теории Аристотеля. Естественно, что фактор культуры не мог повлиять на психику животных и относился только к душе человека, обеспечивая ее качественное отличие. Таким образом, изменение в приоритетах психологических исследований, появление новых концепций души стало важным поворотным моментом в развитии психологии Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее качественному, а не только количественному отличию от души животного, было невозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и идеализма в психологии связано преимущественно с разным понимаем содержания души, психики; в последней материализмвыделяет прежде всего активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того времени, а идеализм– еще и разум и нравственность, природу которых объяснить материальными законами было невозможно. Поэтому ученик Сократа Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.
Так,деморит(460-370)считал,что душа-это материальное вещество,которое состоит из атамов онгя,шарообраных,легких и очень подвижных.все явления душевной жизни демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.так по его мнению,душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому,что ее атомы приводятся в вижение атомами воздуха или атомы атомами непосредственно истекающими от предметов.материализм демокрита носил наивный механистический характер
4Идеалистическое учение Сократа и Платона
Сократ: познай самого себя . Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в отличие от софистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название «диалектика» – нахождение истины с помощью беседы ) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг «житейских понятий» о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т.д.
Сократ считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои не согласия с большинством Сократ считал результатом, того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не всегда заботится большинство людей. Он был обвинен в том, что «не чтит богов и развращает юношество», и приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд и отвергнув планы своих учеников о побеге как спасении.
Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая беседа приводит к нужному результату – воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о которых нам известно из трех основных источников комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам . Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.
Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей . Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию . Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтомупрежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение . Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека.
Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение «вовнутрь» – к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.
Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств . Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.
Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимость от задачи, создающей препятствие для ее привычного течения. Именно такой задачей становилась система вопросов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Оба признака: а) направленность мысли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов, – стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.
Об этом философе, ставшем на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.
После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.
Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.
Платон: душа и царство идей . Платон (428–348 гг. до н.э.) родился в знатной афинской семье. Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение (делает его сыном Аполлона). Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны высоко-литературным языком, в них много художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он становится в Афинах, отвлекло Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему великому наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.
Его путешествия длились около десяти лет и закончились трагически – он был продан в рабство сицилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сыном Дионисия – Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в окружающем омрачило последние годы жизни Платона, хотя он был до конца дней окружен многими учениками и последователями, среди которых был Аристотель.
Платон опирался не только на идеи Сократа, но и на некоторые положения пифагорейцев (согласно воззрениям Пифагорейской школы (об основателе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру – во всем существующем царит гармония, имеющая числовое выражение), в частности на обожествление числа. Над воротами Академии Платона было написано: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.
Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия «человек».
Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна . Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной . Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.
Так как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытиями чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело . И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием «интуиция», ведущим для творческого мышления).
Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент.
Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой (говоря современным языком, внутренняя речь). Однако развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей у человека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный процесс похож на «инсайт», который позднее будет описан гештальт-психологией).
Исследования Платона заложили новые тенденции не только в философии, но и в психологии.Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.)
5)представления о познавательных процессах и чувствах в античной психологии:
Философы античнй оставили понятия об ощущениях и чувствах.именно из философии мы получили данные о познавательных процессах. Ощущение по демокриту(глаз-маленькие копии- предмет). Эмоции 2 видарассматривлись удовольствие и неудовольствие.это связано с удовлетворение и неудовлетворение потребностей. Школа стояки-лидер сенека рассуждает так,пытались понять как эволюционирует мир. Сначала появляется атом огня-парообразная масса-вода-растения- животные-человек.затем возращаются назад,сменяются циклы друг друга,от человека ничего не зависит,смириься но для этого воспитать в себе должен волевой характер. Если он и способен,то возникают аффекты-чрезмерное противоразумные и противоестественные движения души,связанные с неправильными представлениями о вещах. Каждого человека кроме аффектов сопровождает страхи (смерти,перед богом)
Стояки об аффектах:
-удовольсвие(радость,наслаждение,веселость)
-неудовольствие
-Желание(потребность,ненависть,гнев,досада)
-страх(болезнь,испуг,потресения)
Аристотель о эмоциях:
Катарсис- сильн эмоц потресение,которое вызвано не реальными событиями жизни,а их символическими отображениями,например,произведения искусства. Заимствовал понятие у гиппократа.отсюда пошли-эстето-терапия,сказка-терапия.
Аристотель о воли:
Он рассматр ее на уровне действия.
-Произвольные:1 по привычке 2 под влиянием стремления а разумного б неразумного
-действия
- непроизвольные:1 случайные 2 по необходимости а по принуждению б по требованию природы
Волевое действие- поставил цель осознанно,преодолевает препяттвия.
Произвольное действие-нет цели,но есть преодолеие препятствий.
Теофраст,ученик аристотеля написал «трактат характеристики»или «характер»,описал 30 характеров.след за поведение людей в разных ситуациях.предметом психологии выступала душа.о методах познания ничего не дало,античность больше создавала проблем.вплоть до 17 в сохранились данные о душе,позже происходит коренной перелом.
6 выделение сознания как критерии психики.концепция я в системе р.декарт:
Декарт считается родоночальником рационалистической философии.согласно его мнению знание должно строиться на непосредственно очевидных данных,на непосредственной интуиции.из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.
В одном из своих произведений декарт рассуждает о том как лучше всего добиться истины.он считает что человек с детства впитывает в себя очнь многие заблуждения,принимая на веру различные утверждения и идеи.так что если хотеть найти истину,то для начала надо все подвергать сомнению.так,подвергнув все сомнению,мы можем прийти к выводу,то нет ни земли,ни неба.но при этом обязательно то-то останется.что же останется? Осанется наше сомнение-верный прихнак того,что мы мыслим.и вот тогда мы можем утверждать,что существуем.что же такое мысль?задает себе вопрос декарт.и отвечает,что под мышление он подразумевает все то.что происходит в нас,все что мы воспринимаем непосредственно сасо собою.и поэтому мыслить-значит не тоько понимать,но и желать,воображать,чувствовать. В этих утверждениях декарта и содержится тот основной постулат,из которого стала исходить психология конц 19в-постулат утверждений,что первое то человек обнаруживает в себе-это его собственное сознание.существование сознания –главный и безусловный факти оосновная задача психологии состоит в том,чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.так,новая пихология ,восприняв дух идей декарта сделала предметом сознание.
Создание истинной системы знаний поставил задачу.метод сомнения во всем.сомневаться в истине античности знаний. Декарт ставил вопрос кто я? Если ответить словами аристотеля я-есть душа,но это на не устроит.я –есть сомневающийся или мыслящй субъект. «я мыслю,значит существую».
Дуализ-налиие 2 субстанций(душевное и телесное) он соотнес 2 физич и пихич.он пытался решить эту проблему,но увы не решил. Физич и психич в зависимости друг с другом и независио. Сомнение-мысль,мы осознаем то,что происходит в нас ,у нас есть сознание.
Критерием псиич-явл сознание.на смену душе приходит сонание.с этого времени психология развив как учение о сознании вплоть до 20в.
Тело декарт описывал как физика(машина) в теле перемещаются животные души.,по мыщцам протекают.все движения-это атоматизм природы.он также описывал строение нервов.ишковидная железа,находящаяся в мозе,по декарту –душа.
Декарт ввел понятие рефлексия.тело обладает 3 качествами:протяжение,тепло,движение.но тело не способно развиваться,мыслить,так же как как душа не способна на протяжение,тепло ,движение.способность заглянуть в себя-еть сознание.это онятие интроспекция(самонаблюдение).