Является ли естественное зачатие порочным и греховны ли чувства сексуального влечения и удовлетворения?
u Известное негативное отношение к естественному способу зачатия (называемому «унизительным зачатием», «зачатием в грехе»и т. п.) и особенно к чувству, сопровождающему акт зачатия и называемому «чувственной похотью», обусловлено тем, что именно мужское семя и это чувство ошибочно принимались за источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.
Однако, с появлением возможности искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), то есть зарождения вне похоти и семени такое мнение необходимо пересмотреть. Это обусловлено тем, что в противном случае будет необходимо признать отсутствие последствий первородного греха при клонировании, являющимся беспохотливым и бессменным способом зарождения. А это, в свою очередь, противоречит словам святого апостола Павла овсеобщности распространения последствий первородного греха (Рим. 5: 12, 18).
u Естественное зачатие, а также чувства сексуального влечения и удовлетворения, в законном (освященном Церковью), браке не являются, сами по себе, ни порочными, ни греховными, ни постыдными. Это обусловлено следующими факторами :
● размножение благословлено Богом (Быт. 1: 28; 9: 1, 7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей в раю(Быт. 9: 1, 7). В связи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться личным грехом, то есть нарушением заповеди;
● в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данных чувств в законном браке. Кроме того, в некоторых местах Священного Писания воспевается искреннее чувство любовных ожиданий и влечения (Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11), что обуславливает их непорочность и негреховность;
● в наставлениях и советах апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста, касающихся супружеской жизни (приведены в разделе 2.2.1), по сути дела, говорится о супружеском удовлетворении природного (полового) инстинкта (для избежания «разжигания» страстей, толкающих на незаконное сожительство, являющееся большим грехом), а, следовательно, и о негреховности чувства сексуального удовлетворения в законном браке. Апостол Павел, в частности, пишет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» (Евр. 13: 4). В Великом Каноне святого Андрея Критского также говорится о негреховности брака и супружеского ложа (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). Одно из постановлений Гангрского поместного собора запрещает порицать благочестивуюжену, имеющую со своим мужем физическую близость (Правило 1) (34: 295);
● целомудрием брака и супружеских отношений. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие»[68]. Святой Амвросий Медиоланский пишет, что одной из форм добродетели целомудрия является целомудрие супругов (135: 536 со ссылкой на: «Амвросий Медиоланский. О вдовах»). По словам Митрополита Сурожского Антония: «…целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком» (136: 510);
● положительным отношением Православной Церкви к браку, в целом и супружеской близости, в частности: «Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…»(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. Х. Вопросы личной, семейной и общественной деятельности. Раздел Х.6. Добродетель целомудрия) (цит. по 7: 339);
● в некоторых стихах Книги Притчей Соломоновых прямо говорится о супружеских услаждениях без упоминания об их греховности;
Другим примером поэтического воспевания любви является Книга Песни Песней Соломона, в которой приводится весьма обстоятельное и поэтичное описание любовных чувств, ожиданий, мечтаний и услаждений, например: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» (Песн. 1: 1). Несмотря на указанный профессором А. П. Лопухиным аллегорический смысл стихов этой Книги, само их приведение в канонической части Священного Писания в виде гимна любви, то есть в положительном, а не в отрицательном смысле, говорит именно об отсутствие греховности в собственно любовных услаждениях. Однако, это не следует путать с сексуальной распущенностью!;
● продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, являются одними из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью — дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» — говорит протоиерей Серафим Слободской (37: 98). Поэтому вполне естественны и не греховны по своей сути и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно физическую близость и, например, питание), а также сопровождающие их чувства удовольствия, в частности, чувства физического влечения и удовлетворения.
u Отметим, что католическая Церковь также рассматривает естественное зачатие, сопровождаемое мужским семенем и чувствами сексуального влечения и удовлетворения, как негреховное и целомудренное: «Действия, которыми супруги интимно и целомудренно соединяются, честны и достойны и, совершаемые подлинно по-человечески, означают и поддерживают взаимную отдачу друг другу, через которую в радости и благодарении супруги обогащают друг друга» (135: 539 со ссылкой на: «GS 49); «Сексуальность — источник радости и наслаждения» (135: 539). См. также 135: 532, 538.
В другой монотеистической религии — Иудаизме тоже говорится, что «сексуальные отношения между супругами сами по себе не могут быть греховны…» (136: 502 со ссылкой на: «Вавилонский Талмут. Кетубот, 616 – 626».
u Вместе с этим, в Библии имеются строгие запреты на блуд и прелюбодеяние (физическое и мысленное) (Втор. 5: 18, 21; Мф. 5: 28)[69]. Священное Писание также предупреждает и о строгих наказаниях за эти грехи (см., например, Ос. 2: 4, 5; Прем. 3: 16; Прем. 4: 3-6; Сир. 23: 34; 1 Кор. 6: 9). При этом по законам Ветхого Завета за грех прелюбодеяния полагалась смертная казнь (Лев. 20: 10).
В Исламе к прелюбодейству также строгое отношение: И прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них секите сотней плетей. Пусть не охватывает вас жалость к ним… (Коран 24: 2. Перевод Османова).
u Хотя брак и дан (в частности) «для погашения естественного пламени», то есть является как бы лекарством (врачевством) от блуда[70], сексуальные отношения супругов не должны при этом становиться разнузданными[71]. Ведь и чрезмерное употребление лекарства может сделать его ядом и, наоборот, даже яд, в определенных количествах, становится лекарством. Подобное и в действиях человека: не является греховной, сама по себе, супружеская близость в законном браке. Греховной она становится от чрезмерности. Иными словами, греховной ее делает злоупотребление, а не сущность.Так, например, и процесс питания, не являющийся греховным по своей сути, также можно превратить (из-за чрезмерности) в грех — чревоугодие.
Иными словами, секс не должен превращаться в специальную и единственную цель брака, или становится самоцелью. Действительно, если в контексте брака оставить только чувство сексуального удовлетворения, то есть превратить секс в самоцель (в самостоятельный источник удовольствия), то такой секс будет уже греховным. Это обусловлено тем, что основной целью брака является помощь друг другу в спасении. Кроме того, одной из основных целей является и деторождение. Супружеская же близость здесь выполняет роль средства или лекарства, помогающего избежать тяжкого греха — прелюбодеяния.
Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность)[72].