Теория функциональных систем
Теория функциональных систем — одна из основных теорий физиологии нервной системы, предложенная Петром Кузьмичом Анохиным.
В основе теории лежат следующие постулаты:
1) Результат деятельности является системообразующим фактором.
2) Общим принципоморганизации функциональных систем является саморегуляция.
3) Имеет место изоморфизм (тождественность, идентичность форм) функциональных систем различного уровня.
4) Избирательная мобилизация отдельных органов и тканей в функциональную систему, а также взаимодействие отдельных элементов, необходимых для достижения конечного результата.
5) Иерархия функциональных систем.
6) Мультипараметрическое регулирование систем по конечным результатам.
Функциональная система (ФС)– это объединение элементов различной анатомической локализации, взаимодействующих для достижения приспособительного результата.
Приспособительный результат является системообразующим фактором ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Различают функциональные системы первого и второго типа.
Функциональная система первого типа – функциональная система, обеспечивающая постоянство параметров внутренней среды за счет системы саморегуляции, акты которой не выходят за пределы самого организма.
Основные 2 константы гомеостаза - это осмотическое давление и Ph крови. Функциональная система первого типа автоматически компенсирует возникающие колебания кровяного давления, температуры тела и других параметров.
Функциональная система второго типа использует внешнее звено саморегуляции, обеспечивает адаптивный эффект через связь с внешним миром за пределами организма и изменение поведения.
Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности.
Функциональные системыразличаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Если поведенческий акт состоит преимущественно из врожденных структур (безусловных рефлексов, например, дыхание), то пластичность будет малой и наоборот
Основные компоненты ФС (схематично изображены на рисунке):
1. Афферентный синтез (АФ). Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды, отобрать из множества раздражителей главные, наметить цель. АФ всегда индивидуален. На АФ виляет 3 компонента: мотивация, обстановочная афферентация (информация о среде) и память.
2. Принятие решения.
3. Акцептор результатов действия. Модель или образ ожидаемого результата.
4. Обратная афферентация. Процесс коррекции на основе получаемой мозгом извне информации о результатах осуществляемой деятельности.
Значение для психофизиологии: ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.
Лурия считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики.
Благодаря теории ФС:
— произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей образа ожидаемого результата;
—было сформулировано представление о роли «обратной афферентации» и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;
—было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия — «акцепторе» результатов действия.
Важнейшим фактором в развитии теории функциональных систем (ТФС) стало определение системообразующего фактора, под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении "организм-среда", достигаемый при реализации системы.
Системообразующий фактор — фактор, обусловливающий приспособительный эффект функциональной системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в ТФС рассматривается не прошлое, по отношению к поведению событие — стимул, а будущее — результат.
При анализе внешнего поведения индивида мы можем описать результат как определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и обусловливает реализацию следующего поведенческого акта.