Тема 8. Роль руководителя в управлении конфликтами
(тематическая дискуссия / практическое занятие 4 ч)
Целью тематической дискуссии по данной теме является определение роли руководителя в управлении конфликтными ситуациями в организации.
Тематическая дискуссия проводится на основе проработки материалов, учебной литературы, статей и других источников информации, в том числе интернет-ресурсов.
Подготовка к тематической дискуссии и участие в ней осуществляется как индивидуально, так и путем создания малых групп.
Вопросы для подготовки к дискуссии:
1. Почему необходимо управлять поведением персонала в конфликтных ситуациях?
2. Какие обязанности руководителя в конфликтных ситуациях?
3. Руководитель в качестве субъекта конфликтной ситуации.
4. Руководитель в роли посредника между конфликтующими сторонами.
5. Требования к качествам руководителя в конфликтных условиях.
Рекомендации по проведению практического занятия:
В течение занятия студентам необходимо разобрать практическую ситуацию:
Практическая ситуация «Производственный конфликт»
Описание ситуации:Полдня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 мин. до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины с листовым фольгированным гетинаксом. Его необходимо было срочно выгрузить, так как машины – заказные, и предприятию придется платить значительный штраф за простои.
Мастер Ломов (обращаясь к рабочим):
– Разгружайте.
Рабочие:
– Опять после работы. Кому надо, тот пусть и разгружает.
Мастер:
– Нечего рассуждать! Много говорите! Машины надо отпускать.
Бригадир (нерешительно):
– Надо разгружать, ребята.
Рабочие:
Платите за сверхурочные по 20 усл. ед.
Рабочий Крюков (опытный, авторитетный. 40 лет):
– Надоело через день оставаться после работы. Полдня сидели без дела. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся, да еще бесплатно. Платите, а не хотите платить – привозите вовремя, а мы разгрузим.
Мастер (обращаясь к бригадиру при всех):
– Что у тебя за бригада? Кто у тебя бригадир?! Почему не можешь организовать разгрузку?!
Лишь два человека из семи грузчиков поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой.
Тогда мастер спешит к начальнику и объясняет ему положение.
Начальник цеха (не вникая в потребности подробности):
– Что еще за разговоры?! Машины надо разгружать, а у тебя люди домой собрались! Почему ничего не можешь сделать?!
Мастер:
–Самому надо вовремя подвоз организовывать. Полдня люди без работы болтались.
Начальник цеха:
– Не твое дело! Зови бригаду!
Приходит бригада. От ее имени выступает Крюков, требуя уплатить сверхурочные по 20 усл. ед.
Начальник цеха:
– Платить не буду! Полдня сидели, не устали!
Крюков:
–Пошли домой, ребята.
Бригада уходит домой, ситуация осложняется. Чтобы разгрузить машины, надо срочно кого-то искать.
Мастер идет в другой цех, где уже работает вторая смена, и договаривается с ее мастером, согласившимся отпустить рабочих своей бригады на разгрузку.
Рабочие, не специалисты погрузочно-разгрузочных работ, не имеют необходимых приспособлений и поэтому колеблются. Тогда мастер Ломов обещает им выплатить по 15 усл. ед. Бригада соглашается и быстро разгружает обе машины (необходимо успеть сделать и свою работу).
Мастер, показав, куда складывать материал, ушел, не дожидаясь конца разгрузки.
На следующий день, придя на работу, он узнал, что Крюков и еще трое грузчиков подали заявление об увольнении. Мастер выписал «липовый» наряд за сверхурочную работу бригаде другого цеха. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, а в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной, а не сдельной формой оплаты), он обратился за помощью к начальнику цеха.
Начальник цеха обратился к начальнику отдела труда и заработной платы, рассказав ему все, как было.
Начальник цеха:
–Понимаешь, получилась такая история. Помоги с нарядами. Как-то надо выкручиваться.
Начальник ОТиЗ:
– Да, сочувствую, но помочь не могу. Сходи к заместителю директора.
Заместитель директора, выслушав начальника цеха:
– Сколько времени работали? Один час. По 15 усл. ед на человека? Какие деньги? Платить должны виновные.
Вызывает начальника отдела снабжения.
Заместитель директора:
– Почему не завезли вовремя? Сколько это будет продолжаться? Будешь платить?
Начальник ОМТС:
–А мы не виноваты. Видимо, не было заказных машин. Надо узнать у диспетчера.
Заместитель директора звонит диспетчеру:
– Вчера две машины с гетинаксом запоздали. Когда будешь работать по графику?
Диспетчер:
–Мишины направлены вовремя, но они три часа простояли на складе, так как не работал подъемник.
Заместитель директора звонит заведующему складом:
– Ты что, не можешь технику содержать в порядке?! Машины опять опоздали! Грузить надо было самому, вручную!
Заведующий складом:
– Техника на складе в порядке, но инспектор по технике безопасности запретил работать, так как рабочий-такелажник не прошел вовремя инструктаж и был неожиданно отстранен от работы.
К концу рабочего дня к заместителю директора поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом браке продукции, изготовленной из завезенного накануне гетинакса, явившемся следствием повреждений фольгирующего слоя при разгрузке. Бригада разгружала фольгированный гетинакс в спешке, без специальных приспособлений. Соответствующего инструктажа предварительно не было.
Заместитель директора издает распоряжение:
1.Непредвиденные расходы за разгрузку гетинакса оплатить заведующему складом (150 усл. ед), так как именно он отвечает засвоевременное прохождение инструктажа по технике безопасности всеми подчиненными ему работниками.
2. С мастера Ломова частично удержать, стоимость забракованной продукции (30 усл. ед.).
3. Начальника цеха предупредить о необходимости строгого исполнения финансовой дисциплины и упорядочения погрузочно-разгрузочных работ.
Начальник цеха объявляет выговор Крюкову. Мастер Ломов подает заявление об уходе.
В итоге через две недели из цеха уволилось пять человек.
Вопросы для анализа ситуации:
1. Выявите участников конфликта.
2. По 10-балльной шкале оцените степень виновности каждого участника конфликта.
3. Оцените роль руководителя в конфликтной ситуации.
4. Что явилось инцидентом в данном конфликте?
5. Каковы причины конфликта?
6. Проанализируйте стадии развития конфликта.
7. Предложите наиболее эффективный способ разрешения конфликта.
Литература: [1, 2, 3, 6, 8, 23, 24, 27, 30, 31].
Тема 9. Разработка карты конфликта
( практическое занятие, 2 ч)
Цель практического занятия приобретение студентами навыков составления карты конфликта.
План:
1. Карта конфликта и ее элементы.
2. Основные этапы составления карты конфликта.
Рекомендации по проведению практического занятия:
В течение занятия студентам необходимо разобрать практические ситуации:
Практическая ситуация № 1
Описание ситуации: В организации освободилась должность начальника одного из отделов. На нее претендуют два сотрудника, имеющих высокую квалификацию и солидный стаж работы на этом предприятии – Иванов и Сидоров.
Руководитель поручает секретарю вызвать того и другого на совещание, на котором должно быть принято решение. В назначенное время появляется только Иванов. Руководитель очень удивился и стал выяснять в чем дело.
Оказалось, что секретарь сообщил о вызове только Иванову и попросил того уведомить Сидорова. Иванов обещал передать, но сразу Сидорова не застал, а позже не смог этого сделать, так как ему самому пришлось срочно выехать в другую организацию. Руководитель послал секретаря за Сидоровым, но того на месте не оказалось, и совещание отложили на следующую неделю. Руководитель строго отчитал секретаря и велел ему лично известить второго претендента о времени встречи.
Узнав от секретаря о случившемся, Сидоров решил, что его соперник намеренно не сообщил ему о совещании, и поделился этими соображениями с коллегами. Мнения сослуживцев разделились: кто-то согласился с Сидоровым, другие посчитали, что во всем виноват секретарь. А кто-то сообщил Иванову, что Сидоров настраивает сотрудников против него. И началось. Оба претендента «за глаза» обвиняли друг друга в клевете, вспоминали старые обиды, скрупулезно учитывали новые.
К моменту решающего совещания, которое вновь было отложено, на сей раз из-за занятости руководителя, Иванов с Сидоровым производили впечатление давних врагов.
Практическая ситуация № 2
Описание ситуации: Как-то наш начальник распределил очередную работу между тремя исполнителями, одним из которых был я. К назначенному сроку я выполнил свою часть задания, а мои напарники нет. И тогда начальник велел мне заняться их недоработками. Я мог бы молча проигнорировать это поручение, и ничего бы не случилось. Но я пошел на принцип и отказался его выполнять, мотивируя это тем, что при одинаковой зарплате не должно быть различной нагрузки. Этот довод не понравился начальнику. Он заявил, что мы не хотим работать, а зарплату требуем. Я возразил, что его замечание не по существу. Разговор происходил на глазах у всего коллектива, и все понимали, что начальник несправедлив ко мне. Просто я попал под горячую руку. За предшествовавшие шесть лет ничего подобного не случалось. Я всегда относился к нему с уважением (он намного старше меня), но в этот момент мне стало обидно, что вместо похвалы я получил нагоняй. Если бы он просто по-человечески попросил поработать дополнительно, чтобы выручить фирму, я бы, конечно, не отказался. Но, по словам начальника, выходило, что мы все бездельники. И я сознательно пошел на обострение ситуации.
После бурной «дискуссии» я вышел из кабинета. Успокоившись, я вернулся, подошел к начальнику и извинился. По-моему, он удивился. Но постарался скрыть это. И, к моему удивлению, сам извинился передо мной.
Вот уже несколько лет я «прокручиваю» эту ситуацию в разных вариантах. Я понимаю, что вел себя неправильно. Ни по форме, им по сути дела у меня не было серьезных оснований вступать в пререкания с начальником. И все-таки я не вижу лучшего выхода для себя, чем «обострение». Ведь если бы я сделал самое простое (как позже мне советовали некоторые) и не стал бы возражать, но потом не ударил бы пальцем о палец, то пошел бы против своих принципов, потому что это был бы обман. А я считаю себя достаточно сильным человеком, чтобы не прибегать к хитрости и лжи.
Я мог бы безропотно выполнить чужую работу, но потом просто сходил бы с ума от несправедливости и злости. Я же дал понять, что готов защищать свою честь и достоинство, и заставил начальника отнестись ко мне с уважением. В результате я пошел на рабочее место и с легкой душой сделал все, что требовалось.
Думаю, и начальник извлек для себя полезный урок. Я ощутил это по себе; с того раза я не услышал в свой адрес ни одного грубого слова.
Практическая ситуация № 3
Описание ситуации:Фирма занимается импортом продовольственных товаров и оптовыми поставками предприятиям розничной торговли. Она имеет отдел сбыта, задачей которого является совершение торговых операций с клиентами - розничными торговцами. Перед отделом стоит задача ежегодного увеличения оборота не менее, чем на 30%. Фирма работает на высококонкурентном рынке, клиенты имеют возможность выбирать поставщика, поэтому менеджерам сбытового отдела приходится работать очень интенсивно. Фирма существует уже несколько лет, поэтому у каждого поставщика есть налаженная сеть клиентов. На ее поддержку уходит основная часть рабочего времени и усилий. Кроме того, задача увеличения оборота требует поиска новых каналов сбыта.
Около полутора лет назад в отдел был принят еще один сотрудник на должность менеджера. Хорошо образованный, эрудированный и не лишенный обаяния молодой человек быстро вошел в коллектив. Вокруг него образовался кружок молодежи, объединенный общими спортивными интересами. Ему была передана часть клиентской базы, но она была недостаточна для выполнения плановых заданий. Поэтому ему надо было направить свои силы на поиск и привлечение новых клиентов. Обладая средним уровнем развития коммуникативных навыков и незначительным опытом работы на этом рынке, новый сотрудник едва справлялся со своими задачами. Он тратил значительно больше усилий на получение тех же результатов, которых опытные менеджеры добиваются с легкостью. Начальник отдела несколько раз указывал ему на просчеты и упущения в работе. Поскольку оплата труда в фирме зависит от объема продаж, то и заработок у него был меньше, чем у остальных менеджеров, показывающих лучшие результаты.
Но у этого сотрудника возникло впечатление, что начальник отдела относится к нему предвзято, оценивая его заслуги несправедливо. Сначала обиженный ограничивался «кулуарными» проявлениями своего недовольства, а затем занял открыто конфронтационную позицию. Несколько раз он в присутствии других сотрудников упрекал начальника отдела в мелочных придирках, скептически высказывался о его способности руководить отделом, язвительно критиковал его распоряжения. Попытки начальника отдела выяснить отношения успеха не имели. В коллективе отдела наметился раскол, поскольку часть молодых сотрудников явно сочувствовала своему коллеге и была готова принять его сторону, если конфликт будет иметь развитие.
Вопросы для анализа ситуаций № 1, 2, 3:
1. Изучите ситуацию и составьте карту конфликта
2. Обсудите опыт, приобретенный при выполнении упражнения.
3. Обсудите достоинства изученного метода, области его применения и ограничения.
Литература: [1, 2, 3, 7, 16, 18, 23, 24, 27, 30, 31].
Тема 10. Психологические уловки – манипуляции
и их нейтрализация
(семинар, 2ч)
Цельюсеминарского занятия является формирование понимания сущности техники манипулирования, а так же приобретение навыков защиты от манипулирования.
План:
1. Признаки манипулятивных намерений.
2. Виды психологических уловок манипуляций.
3. Профилактика манипуляции в деловом общении.
Литература: [1, 2, 3, 6, 8, 23, 27, 30, 31].