Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Вэтом разделе приводятся наиболее адекватные и эффективные по своей диагностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут быть затребованы в деятельности психолога образования. Наиболее важными показателями как использования рисунка в психологической оценке развития ребенка, так и его анализа, с нашей точки зрения, являются:
□ возрастная соотнесенность темы рисунка;
П основные анализируемые показатели для разного возраста.
Возраст ребенка.3-3,5 года.
Направленность (тема) рисунка.Свободный рисунок. Рисунок человечка.
Основные анализируемые показатели:
□Сформированность моторной готовности руки к рисованию (захват карандаша) и моторики в целом.
□ Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом.
Возраст ребенка.3,5-5 лет.
Направленность (тема) рисунка.Свободный рисунок. Рисунок человека. Дом
(домик) — дерево — человек. Моя семья. Основные анализируемые показатели:
□Сформированность (для данного возраста) графической деятельности в целом.
D Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показателя аффективной заряженности переживания, инертности психической деятельности в целом.
□ Предварительная оценка сформированное™ и разнообразия зрительных образов.
О Субъективные представления о внутрисемейной диспозиции. D Полоролевая и возрастная идентификация.
Возраст ребенка. 5—7лет.
Направленность (тема) рисунка.Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Неизвестное (несуществующее) животное. Свободный рисунок. Основные анализируемые показатели:
ПУровень сформированности графической деятельности, в том числе сформированность ориентировки на пространстве листа в целом.
П Оценка разнообразия зрительных образов и их «качества».
О Наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показателя аффективной заряженности переживания, так и инертности психической деятельности в целом.
Раздел т. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
П Выявление фобических зон и наиболее ярких аффективно «заряженных» тем.
□ Выявление особенностей представлений о внутрисемейных отношениях. П Выявление косвенных показателей самооценки и уровня притязаний на
успех.
О Косвенная оценка сформированное™ мотивационной готовности к принятию новых социальных ролей.
G Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации.
О Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
Возраст ребенка. 7-9лет.
Направленность (тема) рисунка.Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Я в школе. Рисунок семьи животных. Автопортрет. Свободный рисунок.
Основные анализируемые показатели:
GУровень сформированности рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка.
П Уровень сформированности зрительных образов, их «качества» и «полноты».
G Выявление наиболее ярких, аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации.
П Оценка сформированности учебной мотивации и принятие социальной роли школьника.
С! Выявление наиболее ярких, аффективно окрашенных переживаний по отношению к взаимодействию со сверстниками и педагогами.
П Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность.
О Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех.
□ Адекватность и специфика полоролевой и возрастной идентификации. П Косвенные показатели уровня психической активности и темперамента.
□ Наличие инертности и стереотипности изображений.
□ Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.
Возраст ребенка. 9-13лет.
Направленность (тема) рисунка.Дом — дерево — человек. Рисунок человека. Моя семья. Кинетический рисунок семьи. Рисунок семьи животных. Автопортрет: «Я сейчас», «Каким я был раньше», «Какой я буду в будущем», «Каким бы я хотел быть в будущем». Рисунки по темам диагностических мотивов, применяемых в практике символдрамы.
Основные анализируемые показатели:
Стиль рисования, качество рисунка и графической деятельности в целом, в том числе сформированность пропорций рисунка, изображения перспективы.
Возможность передачи «кинетики» рисунка.
Глава 12. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Уровень сформированности зрительных образов, их «качества», «полноты» и яркости.
Выявление наиболее ярких, аффективно окрашенных переживаний как по отношению к внутрисемейной ситуации, так и по отношению к взаимодействию с окружающим миром.
Характер самооценки, ее устойчивость и адекватность социальной роли, как в семье, так и во взаимодействии со сверстниками.
Соотношение самооценки и уровня притязаний на успех.
Характеристики самоактуализации, принятия себя и отношения к принятой или навязанной социальной роли.
Анализ рисунков с позиций символдрамы.
Уровень психической активности и характеристики темперамента.
Личностные акцентуации.
Наличие инертности и стереотипности изображений.
Наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития.