Ресурсное обеспечение проекта
Инновационный проект
по формированию в семье культа отца и матери
«Отцы и дети»
Авторы проекта:
студентки 753 группы
Хайрутдинова К.З.
Шумилова А.В.
Научный руководитель:кандидат педагогических наук, доцентТазиев С.Ф.
Елабуга, 2011
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Концептуальные основы проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Содержание проекта
5. Механизмы реализации проекта
6. Ожидаемые результаты
7. Риски и допущения
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является формирование культа отца и матери в семье. Еще в древности люди прививали своим детям уважение к старшим и полное послушание главе семейства.
Состояние уважения к родителям у молодежи является важнейшим слагаемым развития нации, поэтому воспитание любви к своим родителям, сегодня имеет приоритетное значение.
Воспитание культа родителей зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, материальных, деятельности родителей и от окружающей среды. Но особое место среди них занимает прививание культа отца и матери ребенку.
Наш проект направлен на поиск и разработку в общеобразовательном учреждении эффективных методов формирования уважения к старшим, а самое главное на формирование культа отца и матери в семье. Проект рассчитан на 5 лет.
Концептуальные основы проекта
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Культ - (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной "силы".2) Чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).
Культовая семья - это семья, в которой культивируются определенные жизненные принципы. Они бывают разными. Одни направлены на разрушение личности человека, лишая его, в период формирования собственного облика, природной неординарности. Другие - наоборот, при внешних вроде бы культовых ограничениях, позволяют личности проявить весь свой природный потенциал. Культ позволяет человеку чувствовать тональность внешней среды.
Культ Отца - основной, нравственный стержень семьи, своеобразное духовное древо жизни, от которого берут начала новые ветви.
Культ Отца - не единственный в семье, а основной. Он закладывает начало культу Матери, Женщины, Жены. А тепло материнского сердца формирует в детском сознании культ Семейного очага.
Культ Матери – это, прежде всего, защищенность. Настоящая защищенность матери и ребенка, а так же любой женщины, которая является не потенциальной, но воплощенной Космической Матерью.
Ценность семьи и традиционных семейных отношений исторически строились на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, старших членов семьи – бабушек, дедушек, а также культ братьев), культ семейного благополучия и счастья. Воспитание детей народ понимал как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священную обязанность не только родителей, но и всех взрослых. Ценность семьи и семейных отношений раскрывается в многообразии празднично-обрядового комплекса.
Цель и задачи проекта
Цель — разработать и реализовать в образовательном пространстве школы системы формирования культа отца и матери; привить интерес учеников к уважительному отношению к своим родителям, а также к старшему поколению; воспитать потребность в уважении к своей семье;
Задачи деятельности:
1. Включить учителей в систему воспитательной работы с учениками по формированию культа отца и матери
2. Формировать доброжелательные отношения к своей семье и своим родителям как к важнейшей социальной ценности.
3. Выработка умений и навыков сохранения и укрепления семейных отношений, хорошего и уважительного поведения в семье.
4. Обучение формам поведения в семье.
5. Обеспечивать культивирование привычек и навыков в общении
Содержание проекта
I. Формирование представлений у школьников культа отца и матери в современном обществе:
А. Формирование знаний школьников: о важности семейных отношений; почитании родителей; о уважении к родителям и старшим; о культе отца и матери; о семейных ценностях; о проблемах возникающих в результате взаимодействия членов семья;
Б.Развитие познавательной активности и самостоятельности школьника в области семейных отношений : интереса к семье; положительного отношения к своим родителям и своим предкам, стимулирование развития культа отца и матери.
В. Воспитание культуры семейных отношений у школьников
2.Формирование положительного отношения школьников к своей семье и к своим родителям.
А. Знание школьниками родословной своей семья и своего происхождения; проблем в поведении по отношению к родителям; психологических воспитания.
Б. Развитие умений и навыков уважительных семейных отношений: эффективное выполнения требований старших; правильного общения и почитания родителей и всех членов своей семьи;
В. Воспитание нравственных качеств личностей у школьников, влияющих на формирование культа отца и матери: уважения, почитания, послушания;
3.Практическая деятельность школьников по формированию культа отца и матери: соблюдение норм поведения в семье; соблюдение требований родителей к своим детям; участие в семейных праздниках; соблюдение уважительного отношения к родителям;
Мероприятия по формированию культа отца и матери в школе.
Класс | Направление работы | Форма работы | Сроки | Ответственный |
1. Формирование представлений у школьников культа отца и матери в современном обществе | ||||
А | «Культ отца и матери в современной семье» | просмотр сказки, беседа | сентябрь, апрель | Классный руководитель, психолог |
2. Формирование положительного отношения школьников к своей семье и к своим родителям. | ||||
Б В | «моя семья» «Древо-семья» | Конференция Беседа, Просмотр рисунков | Март сентябрь | Классный руководитель, Завуч по воспитательной работе Классный руководитель |
3. Практическая деятельность школьников по формированию культа отца и матери | ||||
Г | «Мы дружная семья» | спартакиада, соревнования | декабрь май | Классный руководитель, Учитель физкультуры. |
Мероприятия по формированию культа отца и матери в школе
с родителями
Класс | Направление работы | Форма работы | Сроки | Ответственный |
1. Практическая деятельность школьников и родителей | ||||
А | Мероприятие «Я- как мама, Я- как папа» | изготовление поделок вместе с папами, приготовление салатов вместе с мамами | сентябрь, апрель | Классный руководитель, Учитель технологии |
2. Формирование положительного отношения родителей семье и к своим детям | ||||
Б В | «моя семья» «Поход с ночевкой» | Конференция Беседа, соревнования | Март июнь | Классный руководитель, Завуч по воспитательной работе, психолог Классный руководитель, |
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение:
подготовить самих классных руководителей к введению по формированию культа отца и матери
Материально- техническое обеспечение:
Для проведения мероприятий нужны компьютеры, специализированные кабинеты.
Финансовое обеспечение:
Администрация школы, психологический центр «Шанс»,
Научно-методическое обеспечение:
Обеспечение литературой, видеофильмами, наглядными пособиями.
Ожидаемые результаты
Условия формирования культа отца и матери в процессе нравственного воспитания обеспечит улучшение общества, воспитает в детях хороших в будущем родителей. Таким образом, культ отца и матери является необходимым и важным составляющим компонентом в образовательном пространстве школьного учреждения и в обществе.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец./Н.Н. Авдеева., С.Ю.Мещерякова - М.:,1991. 139с.
2. Акбашев, Т.Ф. Третий путь/ Т.Ф. Акбашев. – М.: Альтернатива, 1996. – 139 с.
3. Бедный М. С., "Семья-здоровье-общество", М. С. Бедный, М.: Просвещение, 1986, 138с.
4. Брутман В. В., Радионова М. С. Формирование привязанности к ребенку в период беременности//Вопросы психологии, 1999. — № 3. — С. 38-47.
5.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. Д.В. Винникотт М., “Класс”,1998. 340с.
6. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства//Социс, Т. А . ГуркоМ.: Просвещение 2000. — № 10. — С. 90 — 97.
7. . Давлиев И. А., "Я и моя семья", Тат. книгоиздательство 1984
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер. — 2002. — 678c.
9. Кляйн М. Зависть и благодарность Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. — СПб.: Б. С. К., 1997. — 96с.
10. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. "Социология", М., 1990