Мысли мудрых людей о счастье
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
Марк Аврелий
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Ф.И.Достоевский
«Счастье есть лишь мечта…» Вольтер
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Л. Толстой
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. оно зависит не от обстоятельств, а от себя. Л. Толстой
Лев Толстой о счастье
В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
А. П. Чехов
Примеры из литературы
Вся русская классическая литература 19 века посвящена поискам счастья. Ищут и не находят счастья все герои нашей литературы, начиная с героев комедии Грибоедова «Горе от ума» и заканчивая персонажами А. П. Чехова. Наиболее ярко звучи эта тема в…
1. «Евгении Онегине» А. С. Пушкина
«А счастье было так возможно…»
2. Поэма Н. А. Некрасова «Кому На Руси жить хорошо»
Русская литература всегда очень настороженно относилась к счастью.
На свете счастья нет, но есть покой и воля… (А. С. Пушкин)
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло… (М. Ю. Лермонтов)
А счастье где? Не здесь, в среде убогой… (А. А. Фет)
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было… (А. А. Блок)
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. А. С. Пушкин | |
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое сердце, не бейся.
Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.
Лале склонясь на шальвары,
Я под чадрою укроюсь.
Глупое сердце, не бейся.
Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.
Многие видел я страны.
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
Жизнь не совсем обманула.
Новой напьемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.
Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.
1925
Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, "Детская литература", 1969.
http://www.berestovitskaya.ru/articles-review-1-33.htm
Из ученических сочинений:
1.Мне кажется, что прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно счастье?
Счастье – это просто и сложно. Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Счастье-это птица, которую ты хочешь поймать, а она не дается, улетает, подымается все выше и выше. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное – находиться в движении. Самая большая моя мечта – не быть в жизни посредственностью. Быть посредственностью я не согласен. Мне хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа мне приносила радость. В этом я вижу счастье. У каждого человека свое представление о счастье. Что для меня счастье? Это знать, что меня любят. Время идет , многое меняется. Мы взрослеем. Мы идем навстречу жизни. Идем в жизнь со своими мечтами , идеалами, желаниями. А в душе моей живет любовь.
2. Некрасов: основная проблема поэмы — проблема народного счастья.
Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Один из героев поэмы Яким Нагой спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена — иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл.
Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешенной.
О чеховском рассказе
Летом 1887 года в петербургской газете «Новое время» появился рассказ Чехова под названием «Счастье». Рассказ о том, как ночью в степи беседуют о счастье три человека. Старый пастух рассказывает о зарытых в степи кладах с несметными сокровищами. Никто не знает, где они спрятаны, и счастье, которое, казалось бы, совсем близко, никому не дается в руки. У каждого из троих свое отношение к тому, что принято называть счастьем. Старик, рассуждая о кладах, собирается еще раз попытать счастья, хотя и сам не знает, зачем это ему нужно. Молодой пастух интересуется не столько счастьем, сколько сказочной таинственностью услышанных рассказов. В словах третьего человека звучит доминирующая в рассказе грустная нота: «Да, так и умрешь, не повидавши счастья, какое оно такое есть… Кто помоложе, может, и дождется, а нам уж и думать пора бросить». На фоне бескрайней ночной степи, живущей своей особой, отдельной от человека жизнью, мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.
Примерное сочинение
Счастье… Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие, достижимо ли счастье. Мне кажется, именно эти вопросы поставлены А. П. Чеховым в его рассказе.
Ловлю себя на мысли, что не всё в рассказе Чехова сразу понятно для меня. Его герои, старик лет восьмидесяти и молодой парень, размышляют о счастье. Первый считает, что «клад – это ж и есть счастье человеку», много его, «на всю округу хватит», но пропадает оно задаром, потому что «земле зарыто». Когда Санька спрашивает его, что он станет со счастьем делать, если найдёт его, старик не может ответить на этот вопрос, он не кажется ему «важным и достойным размышления». Его собеседник молод, и если после этого разговора первый всё думает о кладах, то второго «интересовали ….не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья».
Позволю себе предположить, что и герои его рассказа, и сам автор считают, что человеческое счастье фантастично и несбыточно, к нему, как к заговорённому кладу, не подступишься, много его, «на всю округу хватило бы». На эти мысли наводит и прекрасная картина степи, живущей своей, отдельной от человека жизнь. На фоне чудесной ночи и величественного утра мечта о счастье кажется совершенно неосуществимой.
Ах, как не хочется соглашаться с таким печальным выводом, с таким своеобразным видением проблемы. Мне все семнадцать, я, как всякий человек, мечтаю о счастье… А оно «фантастично и несбыточно»?
О счастье есть много пословиц. Вспомним: «Наше счастье — вода в бредне». А ещё народ говорит: «Счастье — что волк: обманет, в лес уйдет». Увы, эти пословицы подтверждают мысли чеховских героев…
Произведения русской классической литературы XIX века, на мой взгляд, - это книги о поисках счастья, и герои многих их них ищут счастья, но , увы, не находят…
Уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.
В романе «Евгений Онегин» нет счастливых людей. Ни у кого нет сомнений в том, что несчастлив главный герой Онегин . Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. «Наследник всех своих родных», принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как «резкий, охлажденный ум» и «счастливый талант» коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья.
Кажется счастливым Владимир Ленский, но его счастье будет разрушено бездушием Евгения Онегина: Ленский убит Онегиным на дуэли.
Татьяна Ларина находит короткое счастья в мечтах о любви, но она быстро понимает, что ей Онегин «не может... счастья дать». Когда в конце романа Онегин признаётся ей, уже замужней женщине, в любви, она оказывается мудрее и выше его, принимая Онегина «без гнева», не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. Горько звучат слова пушкинской героини:
А счастье было так возможно,
Так близко….
Главная проблема поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья, об этом говорит само название произведения. Семеро мужиков из некрасовской поэмы ищут и не находят счастливого на Руси. Ни власть имущие, ни тем более крестьяне счастливыми себя не считают. Мы говорим, что Некрасов хотел показать счастливым народного заступника Гришу Добросклонова, но с трудом верится в счастье человека, которому
…судьба готовила
Путь славный,
Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Наверное, не только смерть прервала работу Некрасова над поэмой: он искал и не находил счастливого на Руси.
Да, к грустным выводам пришли мы , размышляя о невозможности счастья в жизни человека… Но давайте вспомним, что литература – учебник жизни, что писатели лишь предостерегают нас от возможных ошибок. Подумаем о том, что жизнь многогранна, в ней есть и счастливые моменты, и невзгоды. «Счастье не в воздухе вьется, а руками достается», - гласит русская пословица. А ещё мы говорим: «Человек – кузнец своего счастья». Давайте же искать зарытый и «заговорённый» клад – счастье, делать свою жизнь счастливой!