Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 9. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 10. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 11. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 12. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 13. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 14. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 15. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 16. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.
1. | 9. |
2. | 10. |
3. | 11. |
4. | 12. |
5. | 13. |
6. | 14. |
7. | 15. |
8. | 16. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Домашнее задание.
1) Определите нормативное произношение слов. Где необходимо, поставьте точки над буквой е: афера, бытие, безнадежный, белесый, внесенный, гололедица, груженый, головешка, двоеженец, двоеженство, дареный, ерничать, желчный, желоб, завороженный, запечатленный, оседлый, плес, заряженный, иноплеменный, истекший период, истекший кровью, издалека, крестный ход, крестный отец, опека, свекла.
2) Объясните значение и происхождение фразеологизмов.
Валтасаров пир. Внести свою лепту. Колосс на глиняных ногах. Избиение младенцев.
3) Объясните значение неологизмов 21 века:
Спа, дедлайн, тренд, креативный, бренд, бонус, камбэк, мерчендайзер, копирайтер, клининговая компания, аккаунт-менеджер, IT-менеджер, мультиплекс.
4) По образцу составьте СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ по вашей специальности.
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html (дата обращения 01.09.2012).
2. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gramma.ru/ (дата обращения 01.09.2012).
3. Русский язык и культура речи. Лекции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/ (дата обращения 01.09.2012).
4. Сложеникина Ю.В., Растягаев А.В. Языковая и персональная модели Тредиаковского [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал. М.: МосГУ, 2009. № 5. Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/ezpu/2009/5/Slozhenikina&Rastiagaev/ (дата обращения 01.09.2012).
5. Справочно-информационный портал ГРАМОТА РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru (дата обращения 01.09.2012).
Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Орфография. Правописание безударных гласных в корне.
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением.
Орфографический диктант.
1. | 8. | 15. |
2. | 9. | 16. |
3. | 10. | 17. |
4. | 11. | 18. |
5. | 12. | 19. |
6. | 13. | 20. |
7. | 14. | 21. |
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
Орфографический диктант.
1. | 8. | 15. |
2. | 9. | 16. |
3. | 10. | 17. |
4. | 11. | 18. |
5. | 12. | 19. |
6. | 13. | 20. |
7. | 14. | 21. |
5. Тест «Двоеточие в предложении».
Как объяснить постановку двоеточия в предложениях?
А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. | В) Двоеточие не ставится или ставится другой знак препинания: тире, запятая. |
Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. | Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится первой части. |
1. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.
2. Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода.
3. Однако пора вставать: уже без четверти шесть.
4. Печален я: со мною друга нет.
5. Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи.
6. Писатели-классики: Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
7. Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.
8. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами.
9. В отношениях с посторонними он требовал одного: сохранения приличия.
10. Слышу: земля задрожала.
11. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию.
12. Я думал: волк.
13. Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20 - 30 лет?
14. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
1. | 3. | 5. | 7. | 9. | 11. | 13. |
2. | 4. | 6. | 8. | 10. | 12. | 14. |