Каковы особенности познавательных процессов в старости
ОТВЕТ. Закономерные изменения мозга являются частью нормального процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, применивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возрастов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловленным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навыки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изменений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект — это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизованный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесятилетнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту. Анализируя полученные данные, К. Шайн высказал предположение, что изменения в поздних возрастах затрагивают не саму природу интеллекта, а его функцию. С наступлением пожилого возраста изменяется использование знаний: люди возвращаются к собственным ценностям и установкам, их занимают не абстрактные рассуждения, а реальные вопросы, они способны мыслить абстрактно, но в отличие от молодых людей не склонны заниматься решением задач ради них самих и могут противиться решению заданий типа тестов IQ. Наиболее очевидно проявляют себя механизмы компенсации возрастных интеллектуальных изменений при исследовании тех функций, которые обнаруживают очевидное ухудшение с возрастом. Американскими психологами было убедительно показано, что скорость переработки информации, скорость извлечения информации из долговременной памяти, скорость оперирования образами, скорость всех умственных и физических операций однозначно снижаются к старости. При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения. Большинство тестов памяти и способности к принятию решений измеряют абстрактную и тривиальную деятельность, которая напоминает испытание на школьных экзаменах. В ней пожилые люди чувствуют себя непривычно. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленно потому, что в последнее время не пользовались конкретными проверяемыми навыками.
011. КАКОВЫ МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ?
ОТВЕТ. В исследовании П. Балтеса особое внимание уделялось механизмам компенсации тех структур интеллекта, которые наиболее уязвимы под влиянием возрастного фактора, — скорость и точность интеллектуальных процессов, логические операции и др. Эти исследования помогли структурно описать то понятие, которое обобщенно именуется «опыт», и разработать модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, которую П. Балтес назвал «селективной оптимизацией с компенсацией». Эта модель предполагает, что по мере того, как пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: по линии селекции (отбора) — снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которыми они справляются наилучшим образом; по линии оптимизации — она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; по линии компенсации — она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом. П. Балтес неоднократно подчеркивал, что процесс селективной оптимизации с компенсацией особенно эффективен тогда, когда человек прекращает участие в производительной жизни общества, что обусловливает потерю важного компонента человеческой жизни. В зарубежных исследованиях интеллектуальной деятельности пожилых людей особое внимание уделяется роли тренировки интеллектуальных функций для поддержания общего уровня когнитивной активности. Практически все исследователи сходятся на том, что когнитивные навыки тренируются. Проведенные западными психологами многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадейственности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья. Однако на любом временном отрезке старости имеют место индивидуальные различия во времени начала ухудшения интеллектуальных функций и скорости этого процесса.
Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на обшую картину динамики познавательных функций в старости большой отпечаток откладывают образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка. Совместное изучение этих факторов указывает на необходимость принятия во внимание когортного эффекта при изучении когнитивной активности в старости. Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения соматических заболеваний, ослабляют функцию памяти и принятия решений.
012.КАКИМ ОБРАЗОМ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СТАРОСТИ?
ОТВЕТ. Восприятие. В старости острота зрительного и слухового восприятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности. Эта связь предполагает наличие общего механизма, посредством которого снижение мозговой активности влияет как на сенсорные способности, так и на когнитивные процессы. Существует, однако, и альтернативное объяснение, согласно которому затруднение восприятия влечет за собой перегрузку процессов внимания и, как следствие, ухудшение выполнения различных когнитивных заданий. Н. Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становится все менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие. Большое значение при расстройствах восприятия в старости имеет фактор так называемой сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей в организм извне). Нормальное функционирование нервной системы требует постоянной подачи чувствительных раздражителей. Внимание. Согласно Э. Я. Штернбергу основное, что характеризует старение, — это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема внимания, затруднении сосредоточения и переключения внимания. По мнению Э. Д. Смит, в процессе старения поле внимания становится уже и «затуманивается», периферия практически совсем ослабевает, поэтому то, что находится в центре внимания, у пожилых людей все меньше связывается с другими впечатлениями, мыслями и ощущениями, становится самодовлеющим и замкнутым. Он также указывает, что типичным изменением функции внимания в старости является ослабление контроля за привычными, механическими действиями, утрата внешних раздражителей, указывающих на необходимость учитывать окружающую обстановку.
Возрастное изменение внимания к окружающей обстановке снижает также подсознательный контроль за последовательностью раздражителей, что лишает пожилых людей былой ловкости.
013.КАКОВЫ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ?
ОТВЕТ. Память. Воспоминания занимают особое место в психическом статусе пожилого человека. Положительная эмоциональная окраска воспоминаний прожитой жизни — это важнейший момент аффективной жизни пожилых людей. Резкое ухудшение памяти является показателем сенильных деменций. Концепции ухудшения памяти обычно опираются на клинические данные, и специалист должен различать мягкие изменения, характерные для нормального старения, и более грубые и обширные проблемы, связанные с деменциями. В старости ухудшение может иметь место в любом виде памяти. Информация может быть пропущена в сенсорном регистре, может оказаться не переработанной в рабочей памяти, может не достичь хранилища, может разложиться в хранилище, или могут возникнуть проблемы с извлечением следов информации. Возрастные изменения кратковременной памяти и ее объема не были выявлены. Однако в случаях нормального старения была обнаружена дефицитарность в области оперативной (рабочей) памяти. Эта дефицитарность коснулась проблемы переработки информации. Исследования оперативной памяти рядом авторов позволили сделать вывод о том, что серьезные возрастные изменения проявляют себя тогда, когда требуется значительная переработка информации на входе, когда пожилому человеку одномоментно предъявляется большой объем информации, когда материал сложен и им необходимо манипулировать. Авторы предположили, что старые люди имеют ухудшение не в утилизации новой информации, а в извлечении следов из долговременной памяти. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Большинство исследований все же не обнаружили существенных различий между первичной (кратковременной) памятью молодых и пожилых людей. По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной (долговременной) памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. Согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Исследования изменений в поздней старости (70—90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи. Ведущим видом памяти становится логическая память.
Тема№19
«Развитие в условиях депривации и особых условиях»