Сексуальные девиации и перверсии

Под сексуальными девиациями понимается любое количе­ственное или качественное отклонение от сексуальной нормы.

Казалось бы, все очень просто. Однако оценка отклонений в сексуальном поведении наталкивается на ряд сложностей, по­скольку имеются существенные разночтения в понимании сек­суальной нормы.

В сексологии принято разделять понятие индивидуальной и партнерской норм.

Индивидуальная норма - это когда, во-первых, человек не исключает и не ограничивает возможность осуществления гени-тальных взаимодействий, которые могут привести к зачатию;

во-вторых, не имеет стойкой тенденцией к избеганию половых (в том числе, сексуальных) контактов (Godlewski).

Партнерская норма - когда все виды сексуального поведе­ния и сексуальных действий, имеющих место между двумя зре­лыми лицами, принимаются обоими, направлены на достижение наслаждения, не вредят их здоровью и не нарушают норм об­щежития.

Как видим, в структуре партнерской нормы выделяется следующие критерии: 1) количество одновременно взаимодей­ствующих партнеров, 2) их зрелость, 3) стремление к достиже­нию обоюдного согласия, 4) отсутствие ущерба собственному здоровью, 5) здоровью и комфорту других людей.

Критерий количества одновременно взаимодействующих партнеров нацеливает на парные сексуальные контакты в связи со значимостью принципа интимности для становления гармоничных сексуальных взаимоотношений.

Критерий зрелости указывает на возможность понимать биологический и социальный смысл сексуальных действий и быть ответственным за их последствия.

Критерий стремления к согласию предполагает достиже­ние обоюдного согласия партнеров относительно выбора места, времени, способов взаимодействия, «диапазонов приемлемости» и «сексуальных сценариев».

Критерий непричинения ущерба собственному здоровью содержит реальную самооценку человеком собственных сексу­альных способностей и исключение поведения, наносящего вред здоровью.

Критерий непричинения вреда партнеру и комфорту ок­ружающих включает предупреждение негативных психофизио­логических и социальных последствий для партнера и цинич­ных, оскорбляющих общественную нравственность, действий для окружающих.

Для оценки нормального и аномального сексуального пове­дения учитывают четыре вектора сексуальной ориентации: вектор интенсивности филии, вектор направленности (парт-

нерства), вектор способа реализагщи полового влечения и век­тор телесного образа.

Вектор интенсивности филин является количественным показателем силы либидо безотносительно к его направленно­сти. По нему различают гипофилию и гиперфилию.

Вектор направленности (партнерства) отражает выбор объекта сексуального влечения на основе различных парамет­ров: возраста, пола, этнической принадлежности, профессии, социального статуса, одушевленности или неодушевленности, биологических и анатомических особенностей (человека, жи­вотного), количества партнеров и др.

Вектор способа реализации указывает на предпочтитель­ность тех или иных методов и средств достижения оргазма, сре­ди которых различают механические, психологические, физио­логические.

Вектор телесного образа учитывает принятие или неприня­тие индивидом собственного пола.

Каждая из составляющих перечисленных векторов или их сочетание могут приводить к формированию разнообразных сексуальных девиаций или перверсий. Рассмотрим наиболее из­вестные из них.

Гиперсексуальность является одной из базовых характери­стик подавляющего большинства сексуальных девиаций и пер­версий. Она характеризуется значительным повышением ценно­сти сексуальной жизни для человека и вытеснением иных цен­ностей. Сексуальное поведение становится не столько средст­вом для достижения удовлетворения, но и самоцелью.

В норме целями вступления человека в сексуальные контак­ты являются удовлетворение коммуникативной, прокреативной и рекреативной потребностей, а мотивами — любопытство, ин­терес, удовольствие, альтруизм и др.

При гиперсексуальности обычные цели и мотивы отходят на второй план, уступая место нетрадиционным. В результате сексуальный контакт может использоваться в так называемых несексуальных целях. Появляются разнообразные, отклоняю­щиеся от норм права, нравственности или эстетики, формы сек-

суального поведения: секс как унижение, секс как гордыня, секс как развлечение, секс как спорт, секс как работа и т. д.

Вот как описывает некоторые из таких отклонёнй В. Д. Менделевич. «При девиантном сексуальном поведении, -пишет он, - человек склонен получать сексуальное удовлетво­рение, сочетая коитус с оскорблением и принуждением партнера к вступлению в сексуальный контакт в неподходящей для него форме (времени, интенсивности) с полным игнорированием его свободного выбора. Сходное отклоняющееся поведение может быть направлено на удовлетворение гордыни человека.

Вступление в сексуальные взаимодействия с целью поста­вить рекорд по количеству партнеров или по продолжительно­сти одного контакта также носит характер девиации, формируя поведение по типу промискуитета (беспорядочных половых свя­зей). В данном случае поиск объекта удовлетворения сексуаль­ного чувства приобретает навязчивый или сверхценный харак­тер, и партнер может обесцениваться до уровня «персонифици­рованного возбуждающего объекта».

Особо с позиции этики и нравственности выделяется про­ституция, когда основной целью вступления в сексуальные свя­зи становится корысть.

Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведе­ния формируются лишь на основе гиперсексуальной ориента­ции. Они выполняют роль ухода от скучной реальности в мир ярких и необычных сексуальных переживаний. Таким образом, гиперсексуальное поведение входит в структуру аддиктивного типа девиантного поведения, хотя оно может встречаться и при иных типах.

Разновидностью гиперсексуального поведения является провоцирующее поведение без истинного желания вступать в интимные отношения. Такое поведение включает фривольность в высказываниях, сексапильность во внешности и манерах.

При асексуальном девиантном поведении человек занижа­ет ценность сексуальной жизни или отрицает ее значимость полностью. Следуя такой установке, он исключает из своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Он

может обосновывать это моральными или мировоззренческими соображениями, отсутствием интереса, желания или иными мо­тивами. Асексуальность часто сочетается с особенностями ха­рактера в виде акцентуаций и патологических вариантов шизо­идной или зависимой (астенической) направленности.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с учетом возрастного фактора. Адекватной у взрослого человека считается направленность на лицо из близкой к нему возрастной когорты. Выделяют ряд сексуальных девиаций, диагностика ко­торых строится на несоответствии возрастной направленности влечения — это педофилия, эфебофилия, геронтофшия.

Педофилиейназывается направленность сексуального и эротического влечения взрослого человека на ребенка. Человек с педофильной направленностью не находит полного сексуально­го удовлетворения в контактах со сверстниками и способен испы­тывать оргазм лишь при взаимодействии с детьми. Формы педо-фильных контактов различны: от редко встречающихся собст­венно коитальных до эксгибиционистских актов и петтинга.

Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках патохарактерологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения, так и при аддиктивном типе.

Эфебофилия— сексуальное влечение к подросткам. Моти­вом поведения человека, склоняющегося к выбору партнером подростка, является, с его слов, поиск «непорочности», отсутст­вия сексуального опыта. Описан стиль сексуального влечения к девочкам-подросткам в сочетании с фетишизмом: объект обяза­тельно должен быть, к примеру, «в школьной форме с фартуч­ком». При эфебофилии, по сравнению с педофилией, повышает­ся число собственно коитальных контактов взрослого с подро­стком. Эфебофилия может входить в структуру делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического и психопатологиче­ского типов отклоняющегося поведения.

Геронтофилия— сексуальное влечение к партнеру старче­ского возраста, при этом старческое тело играет роль своеобраз­ного фетиша (К. Imielinski). Как правило, встречается только у мужчин. Считается, что геронтофилия базируется на психопато-

логических симптомах и синдромах, в частности, изменениях личности (органического, алкогольного генеза), деменции раз­личного происхождения, психопатических проявлениях.

Зоофилия- сексуальное влечение к совершению сексуаль­ных действий с животным. При этом животное рассматривается человеком с зоофильной ориентацией как заместительный сексу­альный объект. Чаще всего при данном виде отклоняющегося поведения используется коитальный генитально-анальный кон­такт. Из болезненных признаков, на базе которых формируется зоофилия, чаще других оказывается олигофрения, деменция и изменения личности при различных заболеваниях головного моз­га. Аддиктивное поведение в виде зоофилии встречается редко.

Фетишизм, или сексуальный символизм- одна из самых распространенных сексуальных девиаций характеризуется за­мещением объекта или субъекта сексуального влечения каким-либо символом (частью его одежды, личным предметов), кото­рый оказывается достаточным для достижения сексуального возбуждения и оргазма. В качестве фетиша может выступать практически любая часть человеческого тела желанного объекта (грудь, волосы, голень, ягодицы и пр.). Дифференциально-диагностическими критериями отграничения признаков фети­шизма в рамках нормы и при девиации может служить появле­ние самодостаточности и предпочтительности фетиша са­мому объекту.

Фетишизм встречается при патохарактерологическом и психопатологическом типе отклоняющегося поведения, особен­но часто при наличии в клинической картине заболевания или структуре характера шизоидных или психастенических черт.

Нарциссизмом (аутоэротизмом)обозначается направлен­ность сексуального влечения на себя. Он проявляется самолю­бованием, повышенным интересом к собственной внешности, половым органам, сексапильности. Часто нарциссизм сочетается с истерическими чертами. Такой человек склонен рассматривать собственное тело в зеркале, фотографировать или снимать на видеопленку себя в обнаженном виде, имитируя при этом позы и действия порнозвезд.

Садизм, мазохизм и садомазохизмявляются близкими друг к другу сексуальными девиациями, поскольку включают сопряженность сексуального удовлетворения с насилием и аг­рессией, направленной либо на партнера (садизм), либо на себя (мазохизм), либо и на того, и на другого (садомазохизм).

Садистическое поведение проявляется в стремлении подав­лять сексуального партнера, унижать его, оказывать болевое и психологическое воздействие. Агрессивность у такого человека способствует достижению более высокой степени оргастическо­го чувства. Садизм как сексуальная девиация коррелирует с по­требностью властвовать и доминировать в жизни, которая, как правило, остается неудовлетворенной.

При мазохизме человек стремится быть униженным и по­давленным сам. Лишь это способно вызвать у него оргазм.

При садомазохизме у одного и того же человека представле­ны оба направления в удовлетворении сексуальной потребности.

Последние три из сексуальных девиаций чаще других всту­пают в противоречие с законом и встречаются при любом типе отклоняющегося поведения.

Эксгибиционизмомназывают сексуальную девиацию, при которой сексуальное удовлетворение достигается путем демон­страции собственных половых органов или своей сексуальной жизни окружающим. Разновидностью эксгибиционизма являет­ся кандауйеризм,при котором достижение сексуального удов­летворения связано с демонстрацией окружающим обнаженной жены или сексуальной партнерши.

Вуайеризм- это форма девиантного сексуального поведе­ния, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения при подсматривании, подглядывании (или подслушивании) за обнажением или сексуальной жизнью других людей.

Особую группу сексуально отклоняющегося поведения со­ставляют девиации, при которых изменяется, с одной стороны, традиционная гетеросексуальная ориентация, с другой — имеется тенденция к нарушению идентификации собственного пола. К данной группе относят: гомосексуализм, трансвестизм двойной роли и транссексуализм.

Гомосексуальное поведение

Под гомосексуализмом понимают сексуальную ориентацию человека, направленную на лиц своего пола без существенного изменения идентификации собственного пола.

Brautigam выделяет четыре типа гомосексуального поведе­ния:

а) псевдогомосексуализм, при котором выбор партнера сво­
его пола делается на основе несексуальных мотивов (матери­
альных выгод, желания унизить человека и т. д.);

б) гомосексуализм периода развития (детско-подростковые,
преимущественно игровые, девиации);

в) гомосексуализм, обусловленный различными задержками
психического развития и входящий в структуру психических
расстройств;

г) истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуаль­
ными наклонностями.

Наиболее известным является поведение лиц с истинным гомосексуализмом. Принято считать, что подобная гомосексу­альная ориентация человека и соответствующее поведение не обусловлены патологическими механизмами, а являются лишь особым нетрадиционным видом человеческого поведения, раз­новидностью нормы. При гомосексуализме человек осознает принадлежность к собственному полу и не нацелен на его заме­ну, в отличие от поведения при транссексуализме. Он знает, что его сексуальная ориентация является нетрадиционной и нега­тивно воспринимается большинством членов общества, в том числе близкими, в результате чего возможно формирование у человека внутриличностного конфликта из-за разнонаправлен-ности внутренних устремлений и внешних требований к прояв­лениям сексуальности. Такой тип гомосексуализма называется эгодистоническим.

В случае отсутствия внутриличностного конфликта, т. е. при­нятия собственной нетрадиционной ориентации и игнорирова­ния мнения и отношения общества, говорят об эгосинтониче-ском типе гомосексуализма. Характерными внешними проявле-

ниями последнего являются: эпатирование окружающих людей нарочитым гомосексуальным поведением, использование манер, одежды и внешних признаков лиц противоположного пола, воз­ведение собственной нетрадиционной сексуальной ориентации в культ, подчинение ей всех иных ценностей.

При трансвестизме двойной роли половая идентификация не нарушена, но при этом для человека характерно ношение одежды противоположного пола с целью получения сексуально­го удовлетворения от временного ощущения своей принадлеж­ности к другому полу. При этом навсегда изменить свой пол че­ловек не хочет, в связи с чем стремления к хирургической кор­рекции пола у него не наблюдается.

При транссексуализменарушается половая идентифика­ция, в результате человек сознает себя представителем противо­положного пола. Он активно нацелен на хирургическую коррек­цию пола с целью снятия внутриличностного конфликта, обу­словленного несоответствием осознания собственной половой принадлежности и внешне навязываемыми ему стереотипами поведения.

Наши рекомендации