Понятие об общении
Общение. Функции. Формы. Стороны общения. Структура, способы.
Цель: -формирование представлений о роли общения в развитии личности,
- ознакомление с функциями, формами, сторонами, способами общения как многопланового процесса.
Вопросы:
1. Понятие об общении.
2. Функции общения.
3. Формы.
4. Способы общения: вербальная и невербальная коммуникация.
5. Стороны общения: интерактивная, перцептивная, коммуникативная.
Основные понятия: общение, язык, речь, дистанция общения, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация.
Литература: 3-5, 8, 12, 18, 19, 27, 28, 31.
Понятие об общении.
Последние десятилетия интерес к проблеме общения необычайно повысился. Это связано прежде всего с развитием социальной психологии и усилением ее влияния на всю систему психологических наук. Хотя общение стало предметом интенсивных разработок последних десятилетий, оно не является новой проблемой отечественной психологии. Исследования ведут свою историю от Владимира Михайловича Бехтерева, Бориса Герасимовича Ананьева до Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева и др. психологов, которые разрабатывают проблемы общения сегодня.
В.М.Бехтерев разработал эмпирические методы исследования общения, а также теоретические положения о влиянии группы на личность, о специфике протекания психических процессов в условиях общения.
Б.Г.Ананьев обращался к категории общение в связи с проблемами формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания индивидуальности. Главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Б.Г.Ананьева, является то, что через общение человек строит свои отношения с другими людьми. Он детально рассматривает речевые и дополнительные способы общения.
Проблема общения занимает центральное место в психологической концепции Л.С.Выготского, хотя сам термин «общение» не очень часто встречается в его трудах. Основные его положения по общению и его роли в развитии психики можно сформулировать так:
- общение, взаимодействие в раннем онтогенезе изменяют структуру психических процессов;
- носителями структурных новообразований, которые порождаются процессами общения - являются знаки.
Эти основополагающие идеи были усвоены практически всеми психологическими школами – как отечественными, так и зарубежными.
Характерным для современного этапа изучения проблемы общения является ее комплексная разработка на стыке разных отраслей психологии:
философии и общей психологии (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.В.Петровский и их ученики);
общей психологии и психолингвистики (школа А.Н.Леонтьева);
социальной и дифференциальной психологии(Н.Н. Обозов и его ученики);
социальной и педагогической психологии(школа С.В. Кондратьевой, Т.С.Яценко);
педагогической психологии и педагогики (А.В.Мудрик).
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях:
- как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн);
- как один видов человеческой деятельности (Б.Г.Ананьев, И.С.Кон);
- как взаимодействие, отношения между субъектами, которые имеют диалоговый характер (Г.М.Андреева, К.К.Платонов).
При этом понятие «общение» отличается от понятия «коммуникация». Коммуникацию трактуют как передачу информации в пределах взаимодействия разных систем, которая может иметь однобокий характер.
В психологическом словаре общение определяется как «взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Общение - это социальное явление, которое возникает в процессе социально-трудовой деятельности как потребность «людей сказать что-то один одному».
Общественная сущность общения проявляется в его содержании, функциях, видах, формах, способах и мотивах.
2.Функции общения.Общение выполняет несколько функций.
Первой из них является регулирование совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого человека необходимых знаний. Дети приобретают их вследствие общения со взрослыми.
Вторая функция – познание. Даже новорожденный, общаясь со взрослыми, уже усваивает основные компоненты общения как деятельности: способность сосредотачивать внимание на том, кто к нему обращается; возбуждаться при установлении контакта; проявлять инициативу.
Третья функция – первичный инструмент формирования самосознания личности. В возрасте около 3 лет ребенок уже знает, как общаться и способен делать это во внутреннем плане.
Четвертая – самоопределение индивида. Ребенок способен выделять себя из окружающего мира.
Таким образом, общение можно считать личностно формирующим фактором.
Общение как взаимодействие людей можно рассматривать и как деятельность, поскольку при этом мы всегда имеем какую-то цель (передать информацию, изменить чье-то поведение) руководствуемся теми или иными мотивами, используем способы и, в зависимости от их адекватности, получаем результат.
Культура общения. Характер протекания общения (его содержание и формы) влияют на развитие качеств индивида.
Общение как деятельность развивает эмоциональную сферу, партнер в общении провоцирует у другого необходимые эмоции, которые закрепляясь, становятся характеристиками личности.
Общение развивает в человеке волевые качества в том случае, если ситуации общения приучают человека к собранности, решительности, смелости.
Общение имеет большое воспитательное значение, поскольку оно расширяет общее мировоззрение человека, способствует развитию новых психических образований, является обязательным условием формирования общего интеллекта, мышления, памяти, восприятия, внимания.
Умение общаться предусматривает необходимый уровень психологической культуры, которая включает:
- умения разбираться в людях;
- адекватно отвечать на их поведение и выбирать такие формы обращения, которые соответствуют индивидуальным особенностям партнера.
Осуществление общения требует наличие коммуникативных умений. Коммуникативные умения вырабатываются на основе необходимых коммуникативных способностей, основным компонентом которых считают дружелюбие.
3.Формы общения.Общение между людьми может происходить в разных формах: анонимной, функционально-ролевой и неформальной.
Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личностными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного района. Они встречаются, вступают в контакты один с другим и расходятся. Партнеры в общении остаются анонимными.
Функционально-ролевое общение предусматривает связи между участниками, которые выполняют необходимые социальные роли. Партнеров в этой общении объединяют взаимные обязательства: врач и больной, учитель-ученик.
Неформальное общение – общение между друзьями. Особенность – избирательность партнера.
Есть такие виды деятельности, в которых общение занимает ведущую, профессионально значимую позицию и переходит в категорию функциональную. Это прежде всего педагогическое общение, которое в обучении и воспитании является инструментом влияния на личность ученика. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учеником, которое имеет педагогические функции и направлено на интеллектуально-личностный рост.
4.Способы общения.
Содержание общения реализуется с помощью необходимых способов, главным из которых является язык. Языковые (вербальные) способы дополняются невербальными: жесты, мимика, пантомимика.
4.1. Язык и речь.Язык - это система словесных знаков. Она включает в себя слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строится предложение.
Язык выполняет функцию определения, усвоения и передачи общественно-исторического опыта и коммуникативную.
В коммуникативной функции языка, которая является основной, различают три стороны: информационную – которая проявляется в передачи знаний; выразительную, которая помогает передавать чувства и отношение, и воздействующую, в которой проявляются волевые, внушаемые качества личности, направленные на подчинение слушателя.
БЛАГОДАРЯ ОБЩЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА ОТРАЖЕНИЕ МИРА В МОЗГУ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОТРАЖАЕТСЯ ИЛИ БЫЛО ОТРАЖЕНО В МОЗГУ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, - ПРОИСХОДИТ ОБМЕН МЫСЛЯМИ, передача информации.
Процесс использования человеком языка для общения называют речевою деятельностью.
Речь – это конкретное использование языка для высказывания мыслей, чувств и настроения. Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка.
Речь – явление психическое. Она всегда индивидуальна и субъективна, и выявляет отношение индивида к объективной реальности.
В общении человек использует 10-20 тыс. слов. Речь каждого человека отличается произношением, структурой предложений, выразительностью и другими характеристиками.
Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы.
Функция речи присуща только коре человеческого мозга, поскольку он возник в процессе трудового общения людей.
Речь связана с работой всей коры больших полушарий. В середине ХIХ в. двумя учеными были открыты участки мозга, при нарушении работы которых наблюдались расстройства речи. Так, П.Брока выяснил, что при поражении задней трети нижней лобной извилины левого полушария у больных появляются нарушения произношения слов. Позднее К.Вернике описал случаи нарушения понимания слов в результате поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария. Эти участки мозговой ткани были обозначены как «центры» моторной речи («центр Брока») и понимания речи («центр Вернике»). Однако в дальнейшем, благодаря работам психофизиологов (А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин), стало очевидным, что физиологической основой речи является не столько деятельность изолированных участков мозга («центров речи»), сколько сложная организация деятельности мозга как единого целого.
Процесс вербального общения обеспечивается механизмами программирования речевого высказывания, построения синтаксической структуры предложения, проговаривания слов.
При восприятии речи происходит «перевод» звуков в значение слов, что обеспечивает понимание, о правильности которого мы можем судить лишь по наличию обратной связи. Эти процессы возможны лишь при согласованной деятельности всех мозговых центров и систем, нарушения которых вызывает нарушения речи – афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других – нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в-третьих – утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться.
Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь подразделяется на диалогическую и монологическую и аффективную.
Наиболее простой разновидностью устной речи является аффективная, которая может называться лишь условно, т.к. в ней нет четкого мотива (просьбы, приказа, сообщения), а его место занимает аффективное напряжение, которое находит выход в форме восклицания.
Вторая разновидность устной речи - диалог – непосредственное общение двух и более людей в форме разговора или обмена репликами.
Диалогическая речь всегда мотивирована, так как содержит в себе просьбу или приказ, передачу сообщения или высказывание чувств. Характерным для диалогической речи является то, что оно протекает в условиях конкретной ситуации и сопровождается невербальными способами общения – жестами, мимикой, пантомимикой.
Диалогическая речь ситуативная, неполная, скоротечная, фрагментарная, и все же не перестает быть понятной, поскольку каждое высказывание обусловлено предыдущим.
Устная монологическая речь – это сложная разновидность речи, которая может выступать в разных формах: рассказа, выступления, лекции.
В отличие от диалога монолог характеризуется развернутостью, значительно меньшим использованием дополнительных способов, активностью, последовательностью, доказательностью, грамматической правильностью. Монолог не терпит неправильного построения фраз, скороговорок, монотонности или чрезмерной жестикуляции.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Первые его попытки – наскальные рисунки – это так званные идеографическая речь. Позднее появились иероглифы (знаки предметов), а затем – алфабическая речь, которой мы пользуемся сегодня. Пользование письменной речью вынуждает добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубоко продумывать содержание и способ выражения мыслей.
Внутренняя речь – разновидность речевой деятельности. Она тесно связана с мышлением. ПОСКОЛЬКУ БЕРЕТ УЧАСТИЕ В ФАЗАХ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, т.к. себя мы понимаем с «полуслова». Она формируется на основе внешней речи и имеет социальное происхождение.
Процесс перехода внешней речи во внутреннюю называется интериоризацией речи, а обратный процесс внутренней во внешнюю – экстериоризацией речи.
4.2.Невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация дополняет, усиливает речевое высказывание, помогает раскрыть содержательную сторону информации. Она представлена различными знаковыми системами, которые включают не только моторику разных частей тела человека, но и пространственно-временные характеристики организации общения.
Невербальные знаки у разных народов имеют различное значение. Способами невербального общения является межличностное пространство, визуальный контакт, экспрессия.
Дистанция общения – это объективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция зависит от близости отношений людей, возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартного поведения.
По данным американских психологов отдаление между партнерами варьирует в таких пределах:
- интимная дистанция (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям, случается также в спорте, балете.
- межличностная дистанция (0,5 -1,2 м) – в беседе с друзьями;
- социальная дистанция (1,2-3,7 м) – для неформальных социальных и деловых отношений;
- публичная дистанция (3,7 м и более).
Визуальный контакт. Взгляд означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что нам говорят.
Экспрессия проявляется в мимике, пантомимике, интонации голоса. Особенно экспрессивными являются губы человека (крепко стиснутые губы отображают глубокий замысел, выгнутые – иронию или сомнение, наполовину открытые – удивление).
В целом жесты и мимика, как показали исследования, несут до 40% информации.