Аффективный патопсихологический симптомокомплекс

Аффективные расстройства в клинике представлены преимущественно ма­ниакальным и депрессивным синдромами. Клинически выраженные аффектив­ные синдромы обычно не нуждаются в патопсихологическом подтверждении. Патопсихологическое исследование чаще всего необходимо при стертых, ати­пичных, «скрытых» (маскированных, поведенческих) депрессивных и маниакаль­ных состояниях или при их включении в более сложные психопатологические синдромы (например, в аффективно-бредовые).

Аффективный патопсихологический синдром классически представлен при эндогенных аффективных психозах.

Варианты: а) гипертимический; б) гипотимический

4.3.1. Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих патологическим повышением аффекта (варианты маниакального синд­рома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, увеличения скорости протекания и ослабления последовательности) психических процессов.

Структура;

Когнитивная сфера.

Восприятие: расширение объема, снижение дифференцированности воспри­ятия, «случайное» восприятие.

Внимание: нарушение устойчивости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости, иногда наблюдается «сверхпереключаемость».

Память: в ряде случаев отмечается гипермнезия. Непосредственное механи­ческое запоминание нарушается при значительной степени выраженности аф­фективных расстройств. Смысловое чаще сохранно.

Мышление: ускорение темпа мыслительного процесса, лабильность мышления (отсутствие когнитивной стратегии). Оживление ассоциативного процес­са. Продуктивность мышления обычно не нарушена, однако имеет место сни­жение целенаправленности суждений, ослабление волевого контроля над каче­ством интеллектуальной продукции, снижение критической оценки своих ре­зультатов.

Воображение: продуктивность сохранна, возможно повышение при отно­сительно сохранной реалистичности.

Речь: устная - ускорение темпа и увеличение громкости речи, преобладание монолога, логоррея. Слабое «оттормаживание» побочных ассоциаций. Ассо­циации по созвучию. Письменная речь: гиперпродуктивность, патетический или

поэтический стиль.

Эмоциональная сфера. Повышение фона настроения (гипертимия), неста­бильность, чрезмерная интенсивность эмоциональных реакций. Могут быть неадекватными по направленности, «случайными». Нарушения волевого конт­роля над аффективностью.

Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление и неустойчивость мо­тивов деятельности, целеполагания. Доминирование утилитарно-гедонистичес­ких и «случайных» мотивов (например, ориентировочных реакций). Гиперсек­суальность.

Диагностические рекомендации.

Внешний вид испытуемого, характерный для гипертимического варианта аффективного патопсихологического симптомокомплекса, отличается гиперди­намическими проявлениями в мимике, жестикуляции и моторике. Мимичес­кие и пантомимические реакции усиленные и крайне разнообразные; могут быть достаточно адекватными по направленности и соответствовать приподня­тому фону настроения. Высокую работоспособность испытуемого в экспери­менте обычно обуславливают мотивы коммуникации и самоутверждения. По­ведение обследуемого может носить игровой оттенок, отличаться склонностью к самолюбованию или быть сексуально окрашенным. Основной проблемой экспериментатора часто является необходимость жестко регламентировать де­ятельность пациента из-за ее низкой целенаправленности. Продуктивность в эк­сперименте обычно повышена, особенно в заданиях, апеллирующих к творчес­ким решениям и мало отягощенных нормативами. Возможна «творческая» переработка инструкций в связи с нарушением критичности. Помощь экспери­ментатора принимается, что когнитивного стиля существенно не меняет. Реак­ция на неудачу в эксперименте слабая, по типу отрицания неуспеха.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: маниакальная фаза аффективных эндогенных пси­хозов, шизофрения с периодическим и приступообразно-прогредиентным те­чением, шизоаффективные психозы, экзогенно-органические (например, ток­сические) и органические поражения головного мозга.

Дифференциальная диагностика:

Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомо-комплекса следует дифференцировать с патопсихологическим симптомокомп-лексом психотической дезорганизации, а также с шизофреническим патопси­хологическим симптомокомплексом. Возможно сочетание данного симптомо-комплекса с органическим.

Трудности и ошибки в диагностике: при решении клинической задачи раз­граничения «чистых» аффективных нарушений от шизоаффективного вариан­та течения шизофрении в эксперименте достаточно часто обнаруживается, что динамические нарушения, характерные для аффективного патопсихологичес­кого симптомокомплекса, «закрывают» нарушения, характерные для шизофре­нии. В данной ситуации рекомендуется повторное проведение исследования вне психотического состояния.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

4.3.2.Гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих гипотимическими расстройствами (варианты депрессивного синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, снижения скорости протекания и интенсивности) психических процессов.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение объема.

Внимание: снижение активности. Затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Снижение переключаемости" и объема.

Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объём запоминания; про- или постактивное торможение следов. Смыс­ловое запоминание и долгосрочная память страдают мало.

Мышление: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблон­ность ассоциаций. Обычно выявляется негрубое снижение уровня обобщения. При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность опериро­вать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты мо­гут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления.

Воображение: продуктивность существенно снижена, реалистичность со­хранна.

Речь: устная - выражено замедление темпа речи, уменьшение громкости, низкая спонтанная речевая активность. Непродуктивность или малая продуктив­ность в диалоге. Письменная речь: микрография, возможна непродуктивность.

Эмоциональная сфера. Снижение фона настроения (гипотимия). Обычно -пониженная амплитуда, малая нюансированность, низкая экспрессивность эмо­циональных реакций. Высокий порог возникновения эмоционального ответа. Инертность эмоциональных реакций. Направленность эмоционального ответа

м. б. адекватной,

Мотивационно-потребностная сфера. Общее ослабление мотивационной активности. Низкая актуальность потребности самосохранения, направленность агрессии на себя (аутрагрессия).

Диагностические рекомендации.

Характерен внешний печальный, подавленный вид испытуемого, что сопро­вождается низким уровнем моторной активности, мимических, пантомимичес­ких проявлений. Работоспособность в эксперименте обычно очень низкая, вы­ражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Ха­рактерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Рабочий мотив не формируется или участие по типу сотрудничества. Заинтересован­ность в результатах не проявляется. Необходима активная стимуляция для полу­чения продукции в эксперименте. Усвоение и удерживание инструкций страда­ет мало. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, часто интрапунитивной

направленности. №М

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: депрессии любой этиологии, за исключением невротических депрессий.

Дифференциальная диагностика.

Необходимо разграничивать с органическим ППС.

Трудности и ошибки в диагностике. Для разграничения с органическим ППС необходимо учитывать вторичный характер нарушений функций внимания и памяти в структуре аффективного ППС, улучшение аттентивно-мнестических показателей в ответ на стимуляцию, сохранность смыслового запоминания, ка­тегориальную четкость мышления, незначительные нарушения его критичнос­ти, большую доступность использования прошлого опыта.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

Наши рекомендации