Аффективный патопсихологический симптомокомплекс
Аффективные расстройства в клинике представлены преимущественно маниакальным и депрессивным синдромами. Клинически выраженные аффективные синдромы обычно не нуждаются в патопсихологическом подтверждении. Патопсихологическое исследование чаще всего необходимо при стертых, атипичных, «скрытых» (маскированных, поведенческих) депрессивных и маниакальных состояниях или при их включении в более сложные психопатологические синдромы (например, в аффективно-бредовые).
Аффективный патопсихологический синдром классически представлен при эндогенных аффективных психозах.
Варианты: а) гипертимический; б) гипотимический
4.3.1. Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.
Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страдающих патологическим повышением аффекта (варианты маниакального синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, увеличения скорости протекания и ослабления последовательности) психических процессов.
Структура;
Когнитивная сфера.
Восприятие: расширение объема, снижение дифференцированности восприятия, «случайное» восприятие.
Внимание: нарушение устойчивости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости, иногда наблюдается «сверхпереключаемость».
Память: в ряде случаев отмечается гипермнезия. Непосредственное механическое запоминание нарушается при значительной степени выраженности аффективных расстройств. Смысловое чаще сохранно.
Мышление: ускорение темпа мыслительного процесса, лабильность мышления (отсутствие когнитивной стратегии). Оживление ассоциативного процесса. Продуктивность мышления обычно не нарушена, однако имеет место снижение целенаправленности суждений, ослабление волевого контроля над качеством интеллектуальной продукции, снижение критической оценки своих результатов.
Воображение: продуктивность сохранна, возможно повышение при относительно сохранной реалистичности.
Речь: устная - ускорение темпа и увеличение громкости речи, преобладание монолога, логоррея. Слабое «оттормаживание» побочных ассоциаций. Ассоциации по созвучию. Письменная речь: гиперпродуктивность, патетический или
поэтический стиль.
Эмоциональная сфера. Повышение фона настроения (гипертимия), нестабильность, чрезмерная интенсивность эмоциональных реакций. Могут быть неадекватными по направленности, «случайными». Нарушения волевого контроля над аффективностью.
Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление и неустойчивость мотивов деятельности, целеполагания. Доминирование утилитарно-гедонистических и «случайных» мотивов (например, ориентировочных реакций). Гиперсексуальность.
Диагностические рекомендации.
Внешний вид испытуемого, характерный для гипертимического варианта аффективного патопсихологического симптомокомплекса, отличается гипердинамическими проявлениями в мимике, жестикуляции и моторике. Мимические и пантомимические реакции усиленные и крайне разнообразные; могут быть достаточно адекватными по направленности и соответствовать приподнятому фону настроения. Высокую работоспособность испытуемого в эксперименте обычно обуславливают мотивы коммуникации и самоутверждения. Поведение обследуемого может носить игровой оттенок, отличаться склонностью к самолюбованию или быть сексуально окрашенным. Основной проблемой экспериментатора часто является необходимость жестко регламентировать деятельность пациента из-за ее низкой целенаправленности. Продуктивность в эксперименте обычно повышена, особенно в заданиях, апеллирующих к творческим решениям и мало отягощенных нормативами. Возможна «творческая» переработка инструкций в связи с нарушением критичности. Помощь экспериментатора принимается, что когнитивного стиля существенно не меняет. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, по типу отрицания неуспеха.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: маниакальная фаза аффективных эндогенных психозов, шизофрения с периодическим и приступообразно-прогредиентным течением, шизоаффективные психозы, экзогенно-органические (например, токсические) и органические поражения головного мозга.
Дифференциальная диагностика:
Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомо-комплекса следует дифференцировать с патопсихологическим симптомокомп-лексом психотической дезорганизации, а также с шизофреническим патопсихологическим симптомокомплексом. Возможно сочетание данного симптомо-комплекса с органическим.
Трудности и ошибки в диагностике: при решении клинической задачи разграничения «чистых» аффективных нарушений от шизоаффективного варианта течения шизофрении в эксперименте достаточно часто обнаруживается, что динамические нарушения, характерные для аффективного патопсихологического симптомокомплекса, «закрывают» нарушения, характерные для шизофрении. В данной ситуации рекомендуется повторное проведение исследования вне психотического состояния.
Формирование тестовой батареи: стандартная.
4.3.2.Гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.
Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страдающих гипотимическими расстройствами (варианты депрессивного синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, снижения скорости протекания и интенсивности) психических процессов.
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение объема.
Внимание: снижение активности. Затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Снижение переключаемости" и объема.
Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объём запоминания; про- или постактивное торможение следов. Смысловое запоминание и долгосрочная память страдают мало.
Мышление: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблонность ассоциаций. Обычно выявляется негрубое снижение уровня обобщения. При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность оперировать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты могут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления.
Воображение: продуктивность существенно снижена, реалистичность сохранна.
Речь: устная - выражено замедление темпа речи, уменьшение громкости, низкая спонтанная речевая активность. Непродуктивность или малая продуктивность в диалоге. Письменная речь: микрография, возможна непродуктивность.
Эмоциональная сфера. Снижение фона настроения (гипотимия). Обычно -пониженная амплитуда, малая нюансированность, низкая экспрессивность эмоциональных реакций. Высокий порог возникновения эмоционального ответа. Инертность эмоциональных реакций. Направленность эмоционального ответа
м. б. адекватной,
Мотивационно-потребностная сфера. Общее ослабление мотивационной активности. Низкая актуальность потребности самосохранения, направленность агрессии на себя (аутрагрессия).
Диагностические рекомендации.
Характерен внешний печальный, подавленный вид испытуемого, что сопровождается низким уровнем моторной активности, мимических, пантомимических проявлений. Работоспособность в эксперименте обычно очень низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Рабочий мотив не формируется или участие по типу сотрудничества. Заинтересованность в результатах не проявляется. Необходима активная стимуляция для получения продукции в эксперименте. Усвоение и удерживание инструкций страдает мало. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, часто интрапунитивной
направленности. №М
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: депрессии любой этиологии, за исключением невротических депрессий.
Дифференциальная диагностика.
Необходимо разграничивать с органическим ППС.
Трудности и ошибки в диагностике. Для разграничения с органическим ППС необходимо учитывать вторичный характер нарушений функций внимания и памяти в структуре аффективного ППС, улучшение аттентивно-мнестических показателей в ответ на стимуляцию, сохранность смыслового запоминания, категориальную четкость мышления, незначительные нарушения его критичности, большую доступность использования прошлого опыта.
Формирование тестовой батареи: стандартная.