Религия как массовидное психическое явление
Религияв данном контексте рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует психологию масс людей и определяет их социальное поведение.
Единого определения религии нет, а ее психологическое понимание многозначно. У данного массовидного явления есть социальные и психологические корни. Социальные корни религии связаны с возникновением и развитием человеческого общества. Психологические корни религии находятся в самой психологии людей. Они представляют собой следующее.
1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в формировании мировоззрения или определенного взгляда на происхождение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).
2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нормальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).
3. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасностей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоянии уберечь себя от опасностей).
4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молитвы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как правило, успокаивают верующих).
5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь).
Исследователи религии с социально-психологической точки зрения обычно обсуждают ее функции и мотивы обращения людей к религии. В качестве основных социально-психологических функций религии называются следующие.
• сплочение людей, при этом религия выполняет социально-образующую, или интегрирующую, функцию;
• облегчение страдания людей;
• удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких;
• способствование нравственному самосовершенствованию человека (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие);
• обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;
• содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).
В качестве основных мотивов обращения людей к религии чаще всего называют:
· желание получить простое и непротиворечивое представление о мире, его происхождении и устройстве;
· ожидание счастливой загробной жизни (многие современные религии обещают это тем, кто ведет праведный образ жизни);
· интерес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах (они многим людям доставляют эстетическое наслаждение и душевное облегчение);
· убежденность в том, что вера (религия) укрепляет нравственность (стремление к нравственному самосовершенствованию);
· веру по традиции или на всякий случай (многие люди обращаются к религии потому, что так поступают значимые для них люди; сами они особенно не верят в Бога, но и не убеждены в том, что его нет);
· меркантильные мотивы или мотивы личной выгоды. Они характерны для людей, которые на самом деле в Бога не верят, но стремятся извлечь какие-либо выгоды для себя из публичной демонстрации якобы существующей у них веры. Среди таких людей немало политиков, представителей культуры, коммерсантов, других известных публике личностей, которые представляют себя верующими сознательно, в целях саморекламы.
Контрольные вопросы
1. Какие социальные группы называют большими и чем они отличаются от других разновидностей?
2. Что понимается под массовидными явлениями психики?
3. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и общественное мнение?
4. Что представляют собой массовые психические состояния?
5. Что называют массовыми коммуникациями и массовыми социальными установками?
6. Что такое мода как массовидное явление психики?
7. Что представляют собой слухи как массовидное психическое явление?
8. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и политической рекламы?
9. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи?
10. При каких условиях слух возникает и начинает распространяться?
11. В чем проявляется отрицательная социально-психологическая роль слухов?
12. Какие меры обычно предпринимаются для предупреждения возникновения и распространения слухов?
13. Каковы основные социально-психологические функции современной моды?
14. Что такое паника, что обычно предшествует ее возникновению?
15. Какими могут быть основные причины паники?
16. Что представляют собой внешние и внутренние предпосылки паники?
17. По каким основаниям состояния паники делят на виды и в чем их отличия?
18. Каковы условия возникновения и усиления паники?
19. Что представляет собой реклама как массовидное явление психики?
20. Каковы основные разновидности рекламы?
21. В чем заключается специфика моделей рекламы?
22. По каким мотивам люди обращаются к рекламе?
23. Каковы социально-психологические механизмы воздействия рекламы на людей?
24. Какова роль религии в современном обществе?
25. Что представляют собой мотивы обращения людей к религии?
26. Почему веру или религию также рассматривают как массовидное явление психики?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 144 -180.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 433-475.
3. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // В. М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994. – С. 18-191.
4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 1981.
5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 197-308.
6. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. – Казань, 1997. – С. 279-311.
7. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001. – С. 590-596.
8. Трушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М., 1987.
9. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. Второе издание. – М.-СПб., 2007. – С. 158-328.
10. Ляпина Т. В. Политическая реклама. – Киев, 2000.
11. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 310-354.
12. Московичи С. Век толп. – М., 1998. – С. 23-267.
13. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – М.-СПб., 2004.
14. Ольшанский Д. В. Психология масс. – СПб., 2001. – С. 51-89,237-329.
15. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. – СПб., 2004.
16. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 13-119.
17. Состояние паники // Психология состояний. Хрестоматия. / Под ред. А. О. Прохорова – М.-СПб., 2004. – С. 439-449.
18. Чалдини Р., КенрикД, Нейберг С. Агрессия. – СПб., 2002. – С. 96-140.