Закономерности ощущений (чувствительность, пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия)
Чтобы возникло какое-либо ощущение, раздражитель, воздействующий на анализатор, должен достичь определенной величины.
Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (или нижним порогом абсолютной чувствительности). Если раздражитель слегка слабее, чем нижний абсолютный порог, то он будет восприниматься организмом, но не будет осознаваться в качестве ощущения; такие раздражения называются подпороговыми.
Верхний абсолютный порог ощущения (верхний порог абсолютной чувствительности) - это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздражитель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.
Интервал между нижним абсолютным порогом и верхним носит название «диапазона чувствительности».
Наряду с абсолютным порогом ощущения выделяется абсолютный порог различения. Эта величина характеризует минимальное различие между двумя раздражителями одной модальности или минимальное изменение свойств отдельного раздражителя, вызывающее изменение ощущения.
Введём теперь относительный порог различения. Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Эта часть как раз и есть относительный порог различения. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) -1/17 первоначального груза, для ощущения давления - 1/30 исходного давления и т. п.
В свою очередь, оперативный порог различимости сигналов - это та величина различия между раздражителями, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог приблизительно в 10-15 раз превышает величину дифференциального порога.
Под временным порогом подразумевается минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.
Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителя.
Между абсолютной чувствительностью и величиной ее порога установлена обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность соответствующего анализатора.
Сенсорная адаптация - это закономерное изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей. Выделяют три вида адаптации.
Адаптация как полное исчезновение ощущения, наиболее характерное для тактильной чувствительности (в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей);
Адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильного раздражителя (например, зрительный анализатор достаточно быстро снижает свою чувствительность, когда человек переходит из темного помещения в ярко освещенное);
Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (обратный пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство).
Разные анализаторы имеют различную адаптируемость; последняя достигает высоких показателей у зрительных, обонятельных, тактильных анализаторов и низких - у слуховых и температурных. Практически не адаптируются болевые ощущения, так как адаптация к боли грозит разрушением организма.
Взаимодействие ощущений - это закономерное изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств.
Общая закономерность выражается в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные - наоборот, снижают ее (например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает). Этот эффект изучен С.В. Кравковым и, по его данным, распространяется на все виды ощущений.
Повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений получило название «сенсибилизация». Так, обтирание лица влажным полотенцем приводит к повышению чувствительности зрительного анализатора. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что на морозе цвета воспринимаются ярче.
Специфическую форму взаимодействия анализаторов представляет явление синестезии - возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности. Это явление достаточно редкое (один случай на несколько тысяч человек). Синестезия проявляется в метафорических словосочетаниях, посредством которых ощущения одной модальности описываются через качества другой (теплый или холодный цвет, острый звук, бархатный голос).
Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ей холодной. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторнои системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора. Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюховых раздражителей. Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора
30. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием характера, природы и сущности явлений окружающего мира. Любые перцептивные образы наделены для воспринимающего субъекта определенным значением, смыслом. По А.Н. Леонтьеву, значение представляет собой результат кристаллизации социокультурного опыта человечества и служит необходимым дополнением к «чувственному коду» объектов. Человек воспринимает мир сквозь призму значений, которые можно считать пятым «квази-измерением» (наряду с тремя пространственными и временным). Кроме того, различные ситуации, целостно воспринимаемые человеком, всегда наполнены для него уникальным личностным смыслом.
Предметность восприятия. Психические образы человек воспринимает не как образы, а как реальные предметы реального мира. Иначе говоря, все впечатления и сведения, получаемые из внешнего феноменального мира, связываются с конкретными объектами. Швейцарским психологом Германом Роршахом (1884-1922) было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются людьми как нечто предметно оформленное (лицо, собака, облако, озеро и т.д.), и только люди с психическими расстройствами склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.
Следовательно, восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».
Целостность. Восприятие - это прежде всего целостный образ предмета. Всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи).
Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Здесь целостность понималась как изначальное свойство восприятия, определяемое общими законами сознания.
Однако позднее было доказано, что способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и вновь обрели зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания и пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей сформировалось целостное зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено теми объектами, которые они восприняли ранее путем осязания. Это позволило сделать вывод, что целостное восприятие формируется в практике и является системой перцептивных действий, которыми необходимо овладеть.
Структурность восприятия. Как уже отмечалось, восприятие не является простой суммой ощущений. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщенную структуру. Так, слушая музыку, человек воспринимает не отдельные звуки, но единую мелодию; он узнает ее и тогда, когда она исполняется оркестром, и когда ее воспроизводит один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения в указанных случаях различны.
Согласно основному положению гештальт-психологии, в основе целостного, структурного и константного восприятия предмета обнаруживается первичное отношение «фигура - фон», обеспечивающее выделение структурированной целостности из недифференцированного пространства, которое как бы «отодвигается на второй план» восприятия.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Избирательность восприятия связана с процессами внимания. Выделяемый и в силу этого более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве «фигуры», тогда как остальные объекты образуют его «фон». Предпочтительное выделение конкретных объектов при прочих равных условиях обусловлено высокой степенью интенсивности их воздействия, биологической значимостью и связью с актуальными потребностями, установками, целями и задачами деятельности. Последнее подтверждается эффектами восприятия нескольких смешанных речевых потоков, из которых выделяется личностно значимая информация, а также двойственных или многозначных изображений (например, знаменитый рисунок «Жена или теща»).
Константность восприятия - это способность перцептивной системы поддерживать постоянство существенных признаков предмета несмотря на изменения в его «внешнем облике», обусловленные многообразием положений в пространстве и условий предъявления. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.
Константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую стимульную ситуацию. Например, человеку, который впервые смотрит с верхнего этажа высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся уменьшенными; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они воспринимают объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Нарушение константности восприятия приводит к полной потере ориентировки в окружающем мире.