Междисциплинарный статус проблемы личности
Личность находится в поле внимания социальных и естественных наук, практики и духовной культуры. Вряд ли сегодня можно назвать такую область науки или практики, которая бы хоть в какой-то степени не отнесла такой объект исследования, как личность, к своей «территории», оказалась бы равнодушной к проблеме личности. Главная причина этого – объективно возросшее влияние личности на судьбы исторического процесса и вместе с тем колоссальная ответственность за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества.
Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности приводит к необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки.
В современной методологии науки выделяют следующую схему уровней методологии:
1. общефилософский уровень – попытка анализа явления «человек» с точки зрения общефилософских воззрений.
2. уровень методологии обще-научных принципов исследования (уровень собственно науки психологии).
3. уровень конкретно-научной методологии
4. уровень методики и техники исследования.
При изучении личности вне контекста уровней методологии науки психология личности рискует превратиться в бесперспективную погоню за точными ответами на неверно поставленные вопросы.
Первая серьёзная попытка построить общую теорию личности была предпринята французским философом 18ого века Этьеном де Кондильяком в «Трактате об ощущениях». В данной работе автор представляет личность человека как «статую», обладающую различными свойствами (обонянием, вкусом, потребностями, воспоминаниями, идеями); главными двигателями развития её способностей были удовольствие и страдание, и она жила жизнью изолированного человека.
Знакомство с различными проявлениями личности (внешние характеристики, прошлый опыт, язык и речь, черты характера, социальные роли, поведение, талант и творчество) показывает, что на пути создания картины представлений о личности из мозаики разных феноменов вырастают всевозможные трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированно существующему человеку, не может быть квалифицирован как явление, относящееся к области изучения психологии личности.
Во многом по этой причине психология личности оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию индивидуальных различий.
Зайцева (из лекции).Психология личности – самый противоречивый раздел общей психологии: очень размыт предмет, а к личности обращаются представители многих наук. Человек как объект изучения становится предметом медицины, философии, истории, психологии, социологии т.д. При этом сам человек не меняется, просто предстаёт в разных ракурсах. При обращении к ПЛ важно понять, что существует несколько уровней методологии науки, на к-ых по-разному анализируются человеческая личность:
1. Общефилософский уровень – попытка анализа явления "человек" с точки зрения общефилософских воззрений. Психология долгое время (сотни лет) развивалась в рамках философии. Практически каждый философ обращался к проблеме "самости" (некоей неповторимой сущности, присущей конкретному индивиду; самоидентификация, неповторимость человека), мыслительных процессов, взгляда на мир, взаимоотношений с богом и т.д. Философия как мега-наука (является источником всех наук, в т.ч. и ПЛ). ПЛ как и любая другая психология, делится на много школ и направлений, к-ые уходят корнями в философскими направлениями.
Существование направления ПЛ, которое исследует понятия "этики", "нравственности", "морали", невозможно без знаний философии.