Психологическая теория Э. Фромма
ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во
Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов было
приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.
Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой
личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В
книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в
которой оказывается человек западной культуры, где стремление к
индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности
человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил
в таких работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия,
Разумное общество, Искусство любить, Человек прежде всего,
Анатомия человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык
посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования
концепций Фрейда и Маркса.
Для него социальное окружение важнейший фактор развития личности. Фромм под
средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но
и тот социальный строй, в котором живет.
Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что движущими силами этого
развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в
состоянии антагонизма:
- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу,
соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему
ориентиров, идеалов и убеждений;
- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции от других, к
свободе от давления и требований общества.
Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий,
конфликта мотивов у человека.
Стремление человека примирить эти потребности становится двигателем не только
индивидуального развития, но и общества в целом, т. к. все социальные
формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками
уравновесить эти стремления. Он считал, в начале своего развития человек был
частью природы и не выделял себя из окружающего. Отношение общества к
человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует
свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при
котором живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями,
которые данное общество ему предоставляет.
Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений,
ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Фромм
описал четыре механизма психологической защиты:
1. садизм;
2. мазохизм;
При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом,
которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их
позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.
3. конформизм;
4. деструктивизм.
При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при
деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к
разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.
Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества,
которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого
человека.
Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что
есть два способа реализации своей внутренней природы:
1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития,
на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою
индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того
чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты
личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность,
агрессивность.
2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в себе. В этом и
реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.
Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать противоречивость
позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной
формации в развитии личности человека.
Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.
Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -большой и малый.
Работа большого круга вибрации: вибрации в окружающей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения.
Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит.
В психике существуют неосознаваемые рез сознание, а способом избавления от ассоциации -
вреия-
Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые со-держат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации. мнению Гоббса, является не «рацио», или разум, а «эмпи-рио», или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в XIX—XX вв. серьезное развитие. представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей.
Душевная жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов:
1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств;
2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящих в отсутствие самого предмета;
3} чувств, отражающих силу вибрации. ~ на первом этапе ассоциация выделилась как объясни-тельный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;
- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;
- третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.