Психологическая теория Э. Фромма

ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во

Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов было

приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.

Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой

личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В

книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в

которой оказывается человек западной культуры, где стремление к

индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности

человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил

в таких работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия,

Разумное общество, Искусство любить, Человек прежде всего,

Анатомия человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык

посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования

концепций Фрейда и Маркса.

Для него социальное окружение важнейший фактор развития личности. Фромм под

средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но

и тот социальный строй, в котором живет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что движущими силами этого

развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в

состоянии антагонизма:

- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу,

соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему

ориентиров, идеалов и убеждений;

- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции от других, к

свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий,

конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности становится двигателем не только

индивидуального развития, но и общества в целом, т. к. все социальные

формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками

уравновесить эти стремления. Он считал, в начале своего развития человек был

частью природы и не выделял себя из окружающего. Отношение общества к

человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует

свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при

котором живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями,

которые данное общество ему предоставляет.

Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений,

ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Фромм

описал четыре механизма психологической защиты:

1. садизм;

2. мазохизм;

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом,

которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их

позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.

3. конформизм;

4. деструктивизм.

При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при

деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к

разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества,

которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого

человека.

Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что

есть два способа реализации своей внутренней природы:

1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития,

на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою

индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того

чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты

личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность,

агрессивность.

2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в себе. В этом и

реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.

Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать противоречивость

позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной

формации в развитии личности человека.

Теория Давида Гартли (1705-1757) принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.

Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -большой и малый.

Работа большого круга вибрации: вибрации в окружающей среде приводят в движение нервы, по которым вызываются вибрации в мозговом веществе, а они, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения.

Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит.

В психике существуют неосознаваемые рез сознание, а способом избавления от ассоциации -

вреия-

Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые со-держат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации. мнению Гоббса, является не «рацио», или разум, а «эмпи-рио», или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в XIX—XX вв. серьезное развитие. представления и идеи, т. е. границы сферы душевной жизни расширились и включают в себя не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей.

Душевная жизнь человека строится через механизм ассоциации на основе трех простейших элементов:

1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств;

2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящих в отсутствие самого предмета;

3} чувств, отражающих силу вибрации. ~ на первом этапе ассоциация выделилась как объясни-тельный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;

- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма -были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;

- третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Наши рекомендации