Сформированность системы уровневой аффективной регуляции
Отнесение ответов ребенка к той или иной категории само по себе предполагает и определенное понимание направленности ответа, отражающей экст-рапунитивную или интропунитивную тенденцию личностного развития. Од-
Глава U, ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
нако следует подчеркнуть, что необходимым условием подобной оценки является значительное превалирование ответов по соответствующим категориям.
Так, к ответам интропунитивного типа должны быть отнесены ответы по категориям: «тревожность», «пассивность», «зависимость», «дефицитарность» — они хорошо согласуются с личностными качествами, характерными для повышенной чувствительности третьего, а порой и второго уровней аффективной регуляции.
Значительное превалирование ответов по категориям «демонстративность», «агрессивность», «директивность» и достаточно большое количество ответов по категории «коммуникативность» характеризует экстрапунитивную тенденцию личностного развития ребенка, что соответствует повышенной выносливости, как минимум, третьего, порой второго и, что встречается реже, четвертого уровней аффективной регуляции.
Безусловно, оценку сформированное™ уровневой организации аффективной регуляции по результатам только одной методики нельзя считать правомерной. Те или иные личностные особенности и, соответственно, паттерн сформированности уровневой системы аффективной регуляции должны «обнаружить» себя и при анализе результатов выполнения других методик, в том числе во время исследования познавательной деятельности.
Основные интерпретационные коэффициенты
В связи с невозможностью определить какие-либо нормативные оценки для детского возраста в рамках популяционных исследований в различных регионах страны нам кажется более адекватным рассматривать не абсолютные количественные оценки или параметры выполнения теста, а различные относительные характеристики-коэффициенты. Авторы, однако, хотят подчеркнуть именно относительность количественного выражения данных показателей. К последним, в первую очередь, следует отнести коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности).
1. Коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности) (Х^)
Акт + Агр + Дир + Дем
ф Тр + Пас + Зав + Дир кч
При ЛГтр больше 1 можно говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка. При К^, меньше 1 — преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожность ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих.
2. Коэффициент общей психической активности ребенка(Л^кт)
Акт + Агр + Дир
Пас + Зав + Деф КА}
Значения КЗК1 меньше 1 говорят о снижении общего уровня психической активности, значения К2К!, превышающие 1, говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;
III. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
3. Коэффициент личностной дезадаптации (А^
__ Акт + Ком + 0,5Дир + 0,5Дем дез" Пас + Тр + Зав ' <3)
При значении Кдез меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации или даже формирующейся (или уже сформированной) социально-психологической дезадаптации ребенка. Значения Л"дез больше 1 показывают достаточную личностную адаптированность ребенка в социуме.
контурный сат-н
Первым идею Детского апперцептивного теста (CAT) выдвинул Э. Крис во время дискуссии по теоретическим проблемам проекции. Э. Крис отметил, что дети легче идентифицируют себя с животными, чем с людьми, что прежде уже было высказано 3. Фрейдом7 [приводится по 9]. Авторы CAT Л. Беллак, С. Беллак (1949) внимательно рассмотрели эту проблему и выбрали некоторые фундаментальные для детей ситуации, способные обнаружить динамический аспект их проблем, на основе которых создали специальную серию изображений ситуаций с животны-' ми в роли действующих лиц [9].
Однако, с нашей точки зрения, изображения, представленные в классическом варианте детского апперцептивного теста, при своей безусловной проективности, с одной стороны, слишком конкретно отображают некоторые ситуации, ограничивая тем самым «зоны» проекции личностных особенностей ребенка8, а с другой — в значительной степени перегружены перцептивно, что ограничивает сферу ее применения в работе с детьми, имеющими трудности зрительного восприятия, с детьми с суженным объемом зрительного поля, трудностями симультанного восприятия, слабовидящими детьми.
Теоретически верно было предположить, что для детей от 3 до 10 лет лучшими для идентификации могли бы стать схематичные, контурные изображения фигур в тех или иных ситуациях. Такие изображения облегчены с точки зрения перцептивной организации, легко опознаются детьми и в то же время в силу малой структурированности сюжета способны актуализировать (проецировать) имеющиеся у ребенка проблемы (то есть отвечают основным требованиям, предъявляемым к проективным методикам). Мы представили в стимульном материале ситуации, наиболее существенные для этого возрастного диапазона. При этом каждое изображение многопланово, может восприниматься каждым ребенком по-своему, что
7 Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейл 3- Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1989.
* В данном случае речь идет не об аналитически ориентированной интерпретации, в парадигме которой и был создан этот тест. В связи с особенностями подготовки наших практических психологов вряд ли можно говорить о большом количестве специалистов, способных дать классическую интерпретацию получаемых результатов.
Глава 11. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
особенно важно, когда мы имеем дело с проективной методикой и анализом результатов.
Работа над методикой проводилась авторами руководства, начиная с 1987 года. В целом, на настоящий момент обследовано около 700 детей обоего пола, начиная с 3,5 до 10-И-летнего возраста, как нормативно развивающихся, так и детей с различными типами отклоняющегося развития (преимущественно дисгармоническим развитием экстра- и интропунитивного типа) [97; 100].
В начале работы над методикой ребенку предлагались для описания 15 карточек, но по мере уточнения и совершенствования методики в качестве стимульно-го материала к настоящему времени отобраны и используются 8 изображений. По нашему мнению, они «перекрывают* (благодаря малой структурированности сюжетов) большую часть конфликтных или проблемных для ребенка «зон». Сами рисунки также претерпели некоторые изменения.
Данный тест является в некоторой степени преемником подросткового Рисованного апперцептивного теста, предложенного Л. Н. Собчик [112; 113]. Вместе с предлагаемой Л. Н. Собчик методикой Рисованный апперцептивный тест (PAT) наша методика охватывает весь возрастной диапазон от 3 до 18 лет.
Рисунки предназначены для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявления переживаний ребенка в адрес родителей и то, как он их воспринимает, возможно, для изучения отношений между ребенком и другими детьми, в том числе и его сверстниками. Сюда же относятся попытки выявить фантазии ребенка, связанные с агрессией, принятием «взрослого» мира, страхами, а порой и навязчивыми состояниями. Мы пытаемся выявить эмоциональную структуру ребенка, динамику его реакций на трудности развития, способы, которыми он их разрешает.
Этот тест, как и другие подобные проективные методы исследования, опирается на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что субъект видит и думает, в то время как оценка экспрессивного поведения строится на исследовании того, как субъект видит и думает. «Контурный СЛТ-Н», как и классический вариант Детского апперцептивного теста (CAT), предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов защиты, которые им могут противопоставляться.
Мы также считаем, что данная методика может быть полезна для определения динамических факторов, обусловливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. Модификации методики с использованием других тем, поз контурных фигур могут использоваться в качестве игровой психотерапевтической техники.
Помимо этого, данная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.
Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка. Светло-зеленый
здел III. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Рис. 11.2. Образцы стимульного материала методики «Контурный САТ-Н» (приведены в измененном масштабе и черно-белом варианте)
фон, на котором изображены контуры фигур9, выбран в связи с тем, что такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо особенностями зрительного восприятия (рис. 11.2).
Предъявление стимульного материала методики жестко не детерминировано, поэтому наиболее информативные, по мнению психолога, изображения могут предъявляться ребенку не только в строгой последовательности, но и отдельно друг от друга. Например, изображение № 5 может быть предложено ребенку, имеющему физический недостаток (временный или постоянный) или страдающему каким-либо хроническим заболеванием. Ответы на него могут дать информацию о психологических последствиях соматических проблем ребенка, о его страхах или фантазиях, появляющихся в связи с собственной болезнью или даже болезнью близких. Таким образом, данная проективная техника может быть использована в определенных ситуациях и для раскрытия достаточно специфических тем.
Цель; помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Стимульный материалсостоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы.
Возрастной диапазон использования.Методика ориентирована на обследование детей от 3—3,5 до 11 — 12-летнего возраста. Ятя детей, начиная с 11—12 лет, рекомендуется использование методики Рисованный апперцептивный тест (PAT) [113], поскольку предлагаемые Л. Н. Собчик сюжеты изображений ори-■ ентированы исключительно на предподростковый и подростковый возраст.
Процедура проведения и регистрации результатов
При использовании методики следует обратить внимание на особенности применения подобного рода техник для детей. Во-первых, необходимо иметь хороший контакт с ребенком, чего значительно труднее добиться с маленьки-
9 Описание стимульного материала методики дается по варианту, включенному в базовую комплектацию Диагностического Комплекта Семаго.
Глаиа 11. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
ми и беспокойными детьми. Лучше предварительно познакомиться с ребенком, предложить вначале игру, для того чтобы дать привыкнуть к специалисту и к ситуации и тем самым снизить возможное негативное отношение к эксперименту до минимума.
Всякий раз, когда это возможно, особенно при работе с 3-5-летними детьми, мы стараемся представить предложенное задание как игру, а не как задание. В том случае, когда дети знают, что им предлагается (например, благодаря предшествующему опыту), лучше объяснить, что речь идет не о соревновательном задании, что ребенка не ожидает ни одобрение, ни осуждение, ни наказание.
После того как появился достаточный контакт с ребенком, ему показывают картинки (как это описано ниже). Ответы записываются дословно и затем анализируются.
В качестве инструкции лучше сказать ребенку, что ему предстоит сыграть в игру, в которой он должен будет рассказывать историю по рисункам и ему нужно сообщить что произошло, что делают человечки, изображенные на картинках. В определенные, правильно выбранные моменты можно спросить ребенка о том, кто эти люди — дети или взрослые (перед началом работы обычно говорится, что на рисунках могут быть изображены и дети, и взрослые), что произошло до настоящего момента, что происходит сейчас, что будет затем, чем закончится эта история (стандартная для подобного рода проективных методик процедура построения опроса).
Возможно, выяснится, что ребенка необходимо часто подталкивать, подбадривать. Вероятны и прерывания в ходе работы (но не длительные, так как время выполнения всего задания обычно не должно превышать 10-12 минут). Однако, подбадривая ребенка, нужно внимательно следить за тем, чтобы не подсказывать ему каких-либо своих представлений об изображениях.
Предлагаемая методика может быть использована и в групповой ситуации, если в этом есть необходимость. В детском коллективе, например, мы можем сначала выбрать ребенка менее тревожного и более общительного, дав ему понять, что это нечто приятное и привлекательное. Если удается выполнить методику с первым ребенком, другие дети будут бороться за то, чтобы быть следующими и участвовать в «игре».
Ответы ребенка записываются в протокол, где также регистрируется все, что относится к его поведению. Регистрируются все замечания специалиста, его помощь и поступки и реплики самого ребенка, наличие каких-либо сопутствующих движений, эмоциональные реакции.
Проблема может возникнуть, если ребенок захочет, чтобы взрослый сам рассказал историю — просьба, явно указывающая на стремление скорее получить, чем дать самому. В большинстве случаев именно с этой точки зрения эту просьбу и нужно рассматривать. Специалист может объяснить, что хотел бы знать, что придумает сам ребенок, но также может и пообещать (и сдержать обещание), что расскажет историю чуть позже. Это правомерно сделать в том случае, если точно известно, что повторного обследования с помощью этой методики проводиться не будет.
Лучше держать все изображения вне видимости ребенка, за исключением того, которое предъявляется, так как младшие дети имеют тенденцию играть с
ю з,1к ;s.-i
Раздел III. ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
карточками, выбирая их для рассказа как придется. Для этих целей мы сочли возможным соединить изображения в единый альбомчик в переплетенном виде и в определенном порядке. Очевидно, что сам порядок предъявления изображений не случаен, а отрабатывался в процессе апробации методики.
Если ребенок беспокоен или выраженно истощаем и у психолога уже есть предположения о проблемах, связанных с теми или иными жизненными ситуациями, допустимо уменьшить объем стимульного материала до нескольких изображений, которые раскрывают интересующую нас тему (например, страх животных иди проблемы, связанные с приемом пищи и т. п.).