Субъекты конфликтного взаимодействия в социальной работе
2.1 Конфликтогенная специфика особенностей характера социальных сирот
Конфликтующих сторон в системе социальной работы может быть множество.
Прежде всего, это сами сотрудники социальных служб, в которых представлены:
— управленческий персонал;
— специалисты, оказывающие непосредственно социальную помощь;
— младший обслуживающий персонал;
— технический персонал.
Как в любой другой организации, персонал, занятый в системе социальной работы, может вступать в конфликтные взаимодействия с другими в различном сочетании:
— руководители разного уровня друг с другом;
— руководители с подчиненными;
— подчиненные с руководителями;
— подчиненные между собой.
Далее, конфликтующей стороной выступает контингент, который пользуется помощью или услугами органа социальной работы. Здесь конфликты носят межличностный характер между персоналом сферы социальной работы, с одной стороны, и пользователями социальной помощи или претендентами на нее — с другой. Нередко возникновению конфликтов способствуют долгие ожидания в очередях в кабинет социального работника.
Группа социальная -совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности и выполняющая общественно необходимую функцию в общей структуре разделения труда и деятельности, способная вступить в конфликтное взаимодействие с другими группами в соперничестве за жизненно важные интересы, цели и ресурсы.
В России с населением свыше 140 млн чел., любая социальная группа, обращающаяся за помощью системы социальной работы, насчитывает миллионы или десятки миллионов, будь то инвалиды, пенсионеры или иные социальные группы. Первую очень большую социальную группу представляют пенсионеры. Это — самая обширная социально незащищенная группа населения.
По некоторым данным, это порядка 48 млн чел.
Вторая социальная группа — малообеспеченные граждане. Это также многие десятки миллионов человек.
Третья очень большая социальная группа — это безработные. Сюда относятся и молодежь, и взрослые обоих полов. Удельный вес безработных в составе населения в разных регионах страны сильно разнится. Например, в Чечне на конец 2006 г. безработные, по признанию ее президента, составляли более 50 % взрослых жителей страны, а накануне чеченской войны приближалось к
80 %. Отсюда понятен масштаб этого социального бедствия.
Безработица - отсутствие работы для трудоспособных и желающих работать.
Массовая безработица-состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.
Скрытая (латентная) безработица–избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры; уменьшить число безработных; оказать соответствующую материальную поддержку людям.
Структурная безработица-результат спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производства.
Текущая безработица-(фрикционная незанятость) – незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое.
Застойная форма безработицы-характерное явление для люмпенизированных слоев населения (бомжей), т.е. людей, которые крайне нерегулярно работают.
Следующая группа, являющаяся объектом социальной работы, — безнадзорные дети и подростки. У них, как правило, есть родители, но это социально неблагополучные родители или лица, их заменяющие.
Огромную по количеству и непрерывно увеличивающуюся социальную группу в России представляют инвалиды. Видовая характеристика инвалидности самая разнообразная:
— инвалиды верхнего и нижнего опорно-двигательного аппарата (дети, подростки, молодежь и взрослые);
— инвалиды по зрению (слабовидящие или слепые, все половозрастные группы);
— инвалиды по слуху (слабослышащие или глухие);
— инвалиды по речи (немые и глухонемые);
— инвалиды с задержкой умственного развития;
— инвалиды с церебральным параличом;
— инвалиды от полиомиелита.
Всевозрастающую социальную группу в качестве объекта социальной работы и субъекта конфликтного взаимодействия составляют:
— потерпевшие в техногенных авариях и катастрофах, в частности, на пожарах, при обвалах зданий и сооружений, на всех видах транспорта (наземного, подземного, водного, воздушного);
— потерпевшие в погодно-климатических авариях и катастрофах, в частности, от наводнений, землетрясений, извержений вулканов, сходов снежных лавин, селей, камнепадов, оползней;
— потерпевшие в экологических авариях и катастрофах техногенной природы;
— потерпевшие в горячих точках, локальных военных конфликтах, как участники боевых действий (сотрудники силовых структур), так и гражданское население;
— потерпевшие от криминального воздействия (дети, подростки, молодежь, взрослые, пострадавшие от ограблений, тяжких телесных повреждений или побоев, огнестрельных ранений, мошенничества, сексуального насилия, захватов в качестве заложников, похищений, административного или судебного произвола и др.);
— потерпевшие от физического насилия в семье (матери, дети, подростки);
— потерпевшие от сексуального насилия в семье.
Значительную социальную группу в качестве объекта социальной работы и субъекта конфликтного взаимодействия составляют неудавшиеся суициданты (самоубийцы). Как известно, в России ежегодно кончают жизнь самоубийством около 60 тыс. чел., при этом на каждое удавшееся покушение приходится около 100 неудавшихся попыток суицида.
Большую социальную группу составляют люди без определенного места жительства. Неофициальная статистика говорит о том, что таких граждан в России насчитывается от
4 до 5 млн чел.
Определенную социальную группу в качестве объекта социальной работы составляют одинокие нетрудоспособные граждане, особенно из числа пожилых.
Большую социальную группу составляют воспитанники детских домов и интернатов —
500-700 тыс. чел. Это также достаточно сложная в контексте конфликтологии социальная группа.
Весьма специфическую социальную группу в качестве объекта социальной работы и субъекта конфликтного взаимодействия составляют зависимые от алкоголя, наркомании, токсикомании, азартных и компьютерных игр.
Очень серьезную социальную группу в России составляют освобожденные из мест лишения свободы (по отбытии полного срока или условно-досрочно). Как известно, в России через тюрьмы и колонии прошли многие десятки миллионов человек. По некоторым данным, ежегодно из колоний и тюрем России освобождается до 3 млн чел. Здесь также представлены все половозрастные группы, за исключением детей до 12 лет. Сюда же следует отнести детей и подростков, освобожденных из спецшкол и спецучилищ — учреждений с особым режимом содержания закрытого типа.
Следует принимать во внимание и такую социальную группу, как осужденные к лишению свободы на различные сроки. Выйдя из мест лишения свободы, эти люди будут представлять для системы социальной работы острую проблему. По некоторым данным, в России в местах лишения свободы находятся свыше 840 тыс. чел.
Наконец, весьма серьезную проблему для системы социальной работы в качестве ее объекта и одновременно субъекта конфликтного взаимодействия представляют такие социальные группы, как мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, эвакуированные.
Социальные сироты - социальная группа, которая имеет большое значение для анализа в связи с тем, что в этот период происходит формирование психики индивида, в частности, его психического здоровья, которое будет в той или иной форме сказываться на всю последующую жизнь.
Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей. Важнейшими средовыми факторами, предрасполагающими к отказу женщины от новорожденного, являются:
— слабая материальная самостоятельность;
— потеря брачного или полового партнера;
— низкий культурный и образовательный уровень;
— ригидные патриархальные социальные установки семьи.
Данные психологических исследований говорят о том, что женщины, оставляющие детей, характеризуются такими выраженными особенностями, как личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство, что делает их зависимыми от негативного влияния социального окружения. Именно женщины из социально незащищенных групп особенно подвержены стрессам, депрессиям во время беременности, а также алкоголизму и наркомании,
т.е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.
Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является нежелательная беременность. Многие «отказные» дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства. Нарушения развития у детей в первые годы жизни, живущих с младенчества в сиротских учреждениях, связывают с преднатальными и постнатальными повреждениями плода, искажениями в постнатальном развитии в связи с ранней деривацией (ограничением или лишением контактов с матерью). Основополагающим патогенным фактором является собственно сиротство, тем более значимое, чем в более раннем возрасте оно стало фактом.
У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Мимические, жестикуляторные, общие моторные, звуковые реакции в «комплексе оживления» заторможены или просто неразвиты. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают личностные связи со взрослыми: они не стремятся разделить с ними свои эмоции, не ищут сопереживания в новой или пугающей ситуации, как это делают дети в семьях. Все это приводит к снижению общей, в том числе эмоциональной и познавательной, активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. Сказанное проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, персонал, окружающих детей.
В возрасте 1-3 лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка:
— пониженная любознательность;
— отставание в развитии речи;
— задержка в овладении предметными действиями;
— эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
— отсутствие стремления к самостоятельности;
— отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.
У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, а порицание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются, что может привести к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, серьезным искажениям в развитии самосознания.
Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам. Клинические симптомы депрессии затрагивают эмоциональную, моторную и познавательную сферы. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии, безучастности. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия — сосание пальцев, игра с пальцами рук, обкусывание губ, пальчиков, выдергивание волос, царапанье и др. Обнаружены и особые позы, в которых ребенок как бы сжимается, опускает голову, подносит руки к груди, прикрывая ладошками лицо, застывает в неподвижности, молчании, взгляд становится отрешенным. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.
Изучение особенностей детей, находящихся в домах ребенка, позволило сделать следующие выводы:
— глубина задержки умственного развития детей возрастает с увеличением сроков пребывания в доме ребенка;
— у детей, независимо от уровня умственного развития, выявлено постепенное возрастание эмоционального дефицита;
— наиболее неизменной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители;
— отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержкой развития из обычной среды;
— у всех детей (как показывают материалы специального обследования) имеется широкий круг невротических расстройств, преимущественно проявляющихся в психосоматических реакциях.
Таким образом, для таких детей характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития.
Среди воспитанников детских домов и приютов основную массу составляют социальные сироты при живых родителях: лишь 5 % не имеют родителей, от 95 % детей родители отказались или были лишены родительских прав. Наблюдения сотрудников детских домов и приютов показывают, что дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная «ситуативность», которая проявляется в самых разных сферах личности ребенка — в общении, мышлении, желаниях и действиях. У дошкольников, живущих в детских домах или приютах, слабо развит временной план действий, они не осознают своих действий. Их прошлое и будущее связаны только с режимными моментами («спать, есть, гулять») и ограничиваются одним днем.
Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и мотивы общения. Многие авторы отмечают, что эти дети проявляют значительно больший интерес к взрослым в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях. Дети испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в то время как их сверстникам из благополучных семей свойственны более сложные формы потребности в общении — в сотрудничестве, совместной деятельности, уважении, сопереживании.
Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении: например, дети в детском доме обращаются к взрослому в 5-10 раз реже, чем в детском саду.
У дошкольников в детских домах часто появляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживаются сниженная эмоциональность, пассивность в любых видах деятельности. У детей отсутствует способность к ролевому взаимодействию, сопереживанию как взрослым, так и сверстникам. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая и не переживая их с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют. Общение, отличающееся эмоциональной бедностью и ситуативностью в процессе игры, сводится к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника; наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.
В дошкольном возрасте депрессивные состояния детей обычно стерты, проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость и др.). Депрессивные проявления отражаются и в психомоторике — страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. Психологам и социальным работникам важно не забывать о доминирующей в российском социуме установке на воспитание послушного ребенка (это касается семьи, незакрытых учебных и воспитательных учреждений и заведений интернатного типа), при этом почти никогда не присутствует установка на воспитание. счастливого ребенка.
Еще Р. Берне отмечал, что если «Я»-концепция ребенка формируется в условиях депривации отношений с матерью, то она часто лишена позитивного содержания, крайне уязвима и защищает себя с помощью враждебности к другим людям. Бедный конкретно-чувственный опыт, недостаток практики решения проблемных ситуаций у детей, воспитывающихся без семьи, приводят к недоразвитию наглядно-образного мышления. Мышление такого ребенка рассудочно, схематично, элементы логического мышления (классификация, систематизация) подменяют собой творческое, образное восприятие мира.
В отличие от своих «домашних» сверстников, дети-сироты отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной агрессивностью, неумением разрешать конфликты. То, что в детском учреждении ребенок постоянно вынужден общаться с одной и той же заданной группой сверстников, не способствует развитию навыков общения с другими сверстниками; дети не умеют адекватно оценивать свои качества, строить равноправные отношения с незнакомыми сверстниками, привыкают подчиняться требованиям воспитателей, «жить по инструкции», что, естественно, не помогает самостоятельно разрешать возникающие ситуации.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, характерна высокая агрессивность, которую можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к миру, не удовлетворены потребности в самоутверждении, эмоциональном комфорте, признании своей ценности со стороны окружающих.
Психологические исследования показывают неадекватность самооценки у большинства дезадаптированных подростков. Некоторые подростки, содержащиеся в детских домах и приютах, имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои возможности. Во время пребывания в приюте, школе такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, уверен, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессию по отношению к более слабым.
Однако у большинства подростков, поступивших в воспитательное учреждение, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подавлены, тяжело переживают ситуацию, не верят в возможность иной жизни.
Как зарубежные, так и отечественные исследователи выделяют три уровня дезадаптации беспризорных подростков в зависимости от срока пребывания в уличной среде до поступления в детский дом или приют.
К первому относятся подростки, которые пробыли там не более 1 месяца и еще не успели адаптироваться в этих условиях.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице от 1 месяца до 1 года. Такие подростки приобретают опыт употребления алкоголя, наркотиков, подвергаются риску жестокого обращения и насилия.
К третьему уровню относят подростков, покинувших свой дом или воспитательное учреждение более 1 года назад, они нередко приобретают криминогенный опыт, их социально-психологическая дезадаптация выражается в широком спектре деформаций личности.
Для подростков этого уровня характерны низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориентации, отсутствие временной перспективы.
Трудности в общении у социальных сирот имеют глубокие корни. Как правило, уже в раннем детстве у них не было нормального контакта с матерью, не сформировалось чувство психологической защищенности.
Дети-сироты имеют слабую привязанность к матери либо не имеют вообще. Отношение к учителям, школе у большинства неблагополучных подростков-сирот негативное, поэтому им не к кому обратиться как к достойному образцу для подражания. Все это ведет к тому, что у подростка, вынужденного жить в приюте, школе-интернате, и у окружающих его взрослых и детей возникают проблемы в общении. Младший подросток в такой ситуации подменяет недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир фантазии.
У старшего подростка деформации в общении также могут проявиться в разных вариантах. Один из них — самоизоляция, когда ребенок стремится избегать контактов как с сотрудниками, так и с другими воспитанниками. Он сосредоточен на своем «Я», личностной автономии, сверстники такому подростку неинтересны, а от взрослых он ждет только неприятностей и наказаний.
Другой вариант — оппозиция, которая проявляется в виде непринятия предложений, норм, исходящих от окружающих, в демонстративных действиях негативного характера.
Третий вариант — агрессия. У подростка ярко выражено стремление причинять окружающим физический и психологический вред; разрушать отношения или предметы, вещи, что сопровождается чувствами гнева, враждебности, ненависти. Агрессивное поведение подростков может быть следствием неудовлетворенной потребности в самоутверждении.
Детей-сирот в подростковом возрасте отличает низкий уровень развития саморегуляции, самостоятельности, произвольного поведения. У таких детей нарушения социализации проявляются в самых различных формах и с разной степенью выраженности в зависимости от личностных особенностей ребенка, психологических факторов, от того, как долго ребенок жил в трудных условиях. Это проявляется в неумении вести себя в общественных местах, неспособности адаптироваться к незнакомым людям, новой обстановке, в различных проявлениях девиантного (отклоняющегося) поведения. В негативном поведении прослеживаются такие основные цели:
— любым способом привлечь к себе внимание, не важно, каким оно будет (поощрение или наказание);
— продемонстрировать свою власть;
— отомстить за то, что с ними произошло, в частности, выместить на более слабых свое негативное отношение к сложившейся ситуации;
— компенсировать свои неполноценность и несостоятельность.
У подростков-сирот проявляются разнообразные психопатические черты характера. Чаще всего присутствует неустойчивый, истероидный или лабильный тип акцентуации характера. Рассмотрим некоторые особенности подростковой акцентуации, хотя в более широком плане проблематике психологической типологии личности в контексте конфликтного взаимодействия в социальной работе посвящена тема «Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии в социальной работе».
Подростки-сироты истероидного типа с детства привыкают быть в центре внимания, стремятся любыми средствами добиться восхищения, признания, сочувствия, преувеличивают свои способности, рассказывают о несуществующих «подвигах» и достижениях, склонны к фантазированию, готовы на неадекватные и экстравагантные действия, чтобы привлечь утраченное внимание. У таких подростков часто проявляется реакция оппозиции, общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство и исключительность. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят демонстративный характер и на бессознательном уровне служат целям привлечения внимания.
Основные признаки неустойчивого типа акцентуации характера — легкое подчинение чужому влиянию, безволие, отсутствие целеустремленности и склонность к праздному времяпрепровождению. Подростки легко вовлекаются в асоциальные группы, склонны к делинквентному (противоправному) поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока вероятность приема наркотиков или алкоголя. Побеги из детского дома или приюта служат стремлению избежать наказаний или трудностей.
Акцентуация лабильного типа встречается у 20 % подростков. Для них характерны повышенная чувствительность к чужому мнению, обостренная ранимость, частая смена настроения. Особенно болезненны отвержение со стороны значимых людей, а также разлука и утрата близких. Возможны острые аффективные реакции. Такие подростки на почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии способны к совершению самоубийства. Грубые нарушения поведения обычно несвойственны.
Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения личности, сущность которых составляет предрасположенность к острому конфликтному взаимодействию с социумом. Предположительными причинами конфликтогенного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания сами социальные сироты (в интерпретации специалистов) считают:
— частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;
— педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
— групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»;
— жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Конфликтогенную специфику таких детей определяет особый социально-психологический статус — кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде.