Закономерности межличностных отношений

В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных вза­имоотношений. Под закономерностью межличностных отноше­ний понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и наклады­вающая значительный отпечаток на его характер.

Закономерности межличностных отношений можно рассматри­вать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выпол­нении функций управления, выраженных в различных организа­ционных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т. п. Учет особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию, причем такая оценка особенно важна во взаимоотношениях руко­водителя и подчиненного. Адекватная оценка ситуации дает возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этикиделового общения.

Следует заметить, что закономерности межличностных отно­шений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности не исчерпывают всего набора психологических закономерностей управленческой деятельности. Рассмотрены лишь те из них, ко­торые оказывают непосредственное влияние на формирование эти­ческих установок во взаимоотношениях людей.

Одной из основных является закономерность неопределенно­сти откликаили, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особен­ностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.

Изучение механизма данной закономерности позволяет отве­тить на ряд вопросов, которые нередко возникают в процессе меж­личностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чем вы его просили или на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причем неожидан­но для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали? и т. п.

Механизм действия закономерности неопределенности откли­ка в своей основе формируется под влиянием взаимосвязей, опи­санных в одной из теорий мотивации, а именно в теории ожида­ний Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что на­личие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение опре­деленной цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или при­обретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводится к то­му, что уровень действующей в той или иной управленческой си­туации мотивационной силы определяется совокупностью вероят­ностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:

• затраченные усилия принесут желаемые результаты;

• результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;

• определенное вознаграждение будет удовлетворять челове­ка (станет желанным в данной ситуации).

Более подробный механизм действия закономерности нео­пределенности отклика можно пояснить с помощью другой теории процесса мотивации трудовой деятельности — моде­ли Портера—Лоулера (см. рис. 1.1). Интерпретация модели в данном случае дается более широко, чем в других источниках, описывающих теории мотивации. На рисунке для подчерки­вания межличностных отношений введены дополнительные взаимосвязи между блоками модели, показанные пунктирной линией. Более широкое толкование можно дать понятию внеш­него вознаграждения, используемого в этой модели.

В общем случае, внешнее вознаграждение — это предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внешние вознаграждения — это не только похвала руководи­теля, премия, продвижение по службе, но и поддержка нормаль­ных отношений с кругом лиц, который является значимым для ис­полнителя какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п. В оценке внешних вознаграждений следует предусматривать их возможное отрицательное значение, например, получение до­полнительной загрузки, выключение из определенной группы со­циального окружения и т. п.

В отличие от внешнего, внутреннее вознаграждение — это со­стояние, представляющее ценность для человека и привносимое им самим в результате тех или иных действий. Внутренним воз­награждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения; наряду с внешним, оно также может побуждать к определенным действиям.

Прежде чем предпринять усилия для достижения результата, исполнитель оценивает вероятность связи «усилия — вознаграж­дение». Эта оценка строится на основании анализа имеющегося опыта (как собственного, так и других людей), а также прогноз­ного анализа развития той ситуации, в которой участвует испол­нитель. Аналогичным образом оценивается опыт и прогноз отно­сительно вознаграждения, воспринимаемого как справедливое. Если человек, дающий указание другому сделать что-либо (т. е. приложить определенные усилия), избрал способ воздействия на исполнителя, не соответствующий его ожиданиям и особенностям, не способствовал позитивному анализу имеющегося опыта и про­гнозных предложений — в этом случае исполнитель осознанно или неосознанно будет искать способы снижения усилий для выполнения порученного действия.

Кроме вышеназванной закономерности межличностных отно­шений действует закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки.Ее смысл состоит в том, что ни один человек не может постичь другого че­ловека, а также самого себя с такой степенью достоверности, ко­торая была бы достаточной для принятия серьезных решений от­носительно этого человека и относительно самого себя.


Закономерности межличностных отношений - student2.ru


Действие этой закономерности указывает на то, что любой че­ловек, производящий оценку результатов труда, профессионально­го поведения, личностных качеств других людей (коллег, подчи­ненных, руководителей, внешних партнеров и т. д.), должен соблю­дать максимальную взвешенность и корректность. При этом следует иметь в виду, что любая оценка на данный конкретный мо­мент времени не может быть окончательной. Любой человек, под­вергающийся оценке, обладает возможностью развития и измене­ния своих способностей, личностных свойств и мотивационных установок. Необходимо также учитывать, что в конкретный момент времени человек может находиться в таком физическом, интеллек­туальном и эмоциональном состоянии, которое в целом нехарак­терно для него и может измениться достаточно быстро.

Особенности проявления рассматриваемой закономерности следует учитывать при проведении формальных (организационно-регламентированных) процедур оценки, например, при проведе­нии аттестации персонала, а также в оценке текущих явлений в процессе профессиональной деятельности.

Следует помнить, что человек меняется в соответствии с зако­ном возрастной асинхронности (т. е. в любой момент времени ин­дивид определенного возраста может находиться на разных уров­нях физического, интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития). Кроме того, человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Часто человек пытается показать себя другим лю­дям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:

• принцип универсальной талантливости («нет людей не­способных, есть люди, занятые не своим делом»);

• принцип развития (способности развиваются в результа­те изменений условий жизни личности и интеллектуаль­но-психологических тренировок);

• принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его
жизни не может считаться окончательной).

Неадекватность самооценки можно рассматривать как частный случай неадекватности отображения человека человеком. Если кто-либо пытается оценить самого себя, то действие рассматриваемой закономерности аналогично.

Важное значение в межличностных отношениях имеет законо­мерность искажения смысла информации.Она действует объек­тивно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и выходе любого процесса. Влияние данной закономерности особенно характерно для управ­ленческой информации, циркулирующей в рамках одной или не­скольких организаций. Этот вид информации связан с большим числом сотрудников и большим числом ступеней иерархической структуры, что объективно влияет на отклонение смысла инфор­мации от первоначального в процессе ее движения.

В основу действия данной закономерности заложены такие обстоятельства, как многовариантность трактовки понятийного состава языка, на котором передается информация, а также раз­личия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени. Многовариантность трак­товки понятийного состава языка связана с тем, что управленчес­кая информация передается естественным языком и это предо­пределяет возможность различного толкования одного и того же сообщения. Различия в восприятии информации обусловлены раз­личным уровнем физического, интеллектуального, эмоционального и мотивационного состояния людей, разрабатывающих, принимаю­щих и передающих информационные сообщения. Более того, как уже отмечалось, каждый человек в конкретный момент времени может отличаться по своему состоянию от предыдущего или пос­ледующего периода.

Еще одна закономерность, о действии которой в межличност­ных отношениях очень часто забывают, — закономерность пси­хологической самозащиты.По отношению к другим людям мы, как правило, ставим на первое место их внешнюю физическую бе­зопасность, пренебрегая психологической. Однако сами люди при­дают очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение лично­го статуса, собственного достоинства человека.

В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятель­ности можно выделить несколько видов безопасности:

• внешняя физическая;

• внутренняя физическая;

• юридическая (или правовая);

• социальная;

• психологическая.

Все перечисленные виды безопасности важны и значимы для человека. Как уже отмечалось, очень часто окружающие пренеб­регают психологической безопасностью других людей, что прояв­ляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Следует помнить, что каждый из нас активно или пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в какой форме такая за­щита происходит, она нарушает нормальные, полезные взаимоот­ношения людей, создает между ними барьеры в общении.

Наши рекомендации