Сущность и принципы психологической коррекции
Психологическая коррекция — важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Она предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека с целью их изменения.
Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека (Р.С.Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А.А.Осипова). Детям и подросткам с отклонениями в интеллектуальном развитии ипсихопатическим личностям противопоказана психотерапия, по отношению к ним используется психокоррекция аномального развития. Этот вид психологической помощи активизировался с развитием специальной психологии, психопатологии и коррекционной педагогики. Очевидно, следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром.
Мы понимаем под психологической коррекцией деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возможностями ребенка.
Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляется в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориентированной на источники и причины этих отклонений.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития, для чего провести его анализ в трех уровнях (Г.С.Абрамова):
на нейрофизиологическом уровне психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражениях мозга;
общепсихологический анализ предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;
возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Методологические подходы к проблеме психокоррекции, принятые за рубежом, можно разделить на две большие группы — психодинамические и поведенческие — в зависимости от ориентации на ту или иную парадигму предмета психологии — сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, стратегии, тактики и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
В рамках психодинамического подхода выделяются игротера-пия, арттерапия, а также детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции (скилл-терапия).
Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин).
Психологическим механизмом психокоррекции является интерио-Ризация, т.е. превращение внешней деятельности (копирование
образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращи-вание» во внутреннюю (Л.С.Выготский).
В рамках этого направления были разработаны методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нормативности развития, коррекции «сверху вниз» и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. Он постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.
Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», имеющей своей целью упражнение и упрочнение того, что уже достигнуто ребенком, коррекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должнобыть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.
Принцип системности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков,* не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений (Т. В.Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г.Лидере).
Поскольку психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии разной этиологии, в практике работы используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка:
биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания;
медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития;
педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей;
социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка;
психологическая {деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.
Цели коррекционной работы определяются исходя из понимания психического развития ребенка как активного, деятельностного процесса. В связи с этим их постановка связана с организацией различных видов деятельности ребенка, развитием его психической активности, формированием психических новообразований и оптимизацией социальной ситуации развития.
Для клиентов (педагогов, родителей, детей и подростков) цели коррекции должны формулироваться только в позитивной форме, которая включает описание желательных параметров. Негативная формулировка целей коррекции используется психологом для того, чтобы отчетливо представлять те особенности личности, ее поведения, деятельности и отношений, которые составляют предмет психологической коррекции и требуют применения совершенно определенных технологий.
Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Содержание и выбор"1 методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, если объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, то предметы, в зависимости от локуса жалобы, могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.
По содержанию можно выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.
Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по пре-
одолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.*
Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.
Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.
По сведениям Г. В.Бурменской, О. А. Карабановой и А.Г.Ли-дерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %). Содержание кор-рекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:
несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
эмоциональными нарушениями поведения;
дезадаптацией в детском саду, школе, семье.
Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных способностей;
развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках логопедической помощи);
развитие познавательной мотивации.
Коррекция готовности ребенка к обучению:
коррекция внутренней позиции ребенка;
формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция неорганизованности поведения.
1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и одобрения успеха;
перенос успеха на самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию.
2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое моделирование пути действия;
овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной готовности к деятельности;
формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.
Коррекция личностного развития.
1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:
коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); г,
статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).
3. Проблемы самооценки, тревожность,'повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы десенсибилизации.
Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить^комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения иобщения ребенка.
В подростково-юношеском возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом:
акцентуации характера;
нарушения поведения;
трудности подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения социально-психологической адаптации.
Для подросткового возраста в большей степени подходят групповые формы коррекционной работы (кроме решения эмоционально-личностных проблем).
На основе разных критериев можно строить различные классификации методов психологической коррекции(АЛ. Гройсман предлагает в качестве критериев классификации статус мозга, биологический гомеостаз, предмет и объект коррекции, характер, направленность и принцип воздействия):
а) по физиологическому статусу мозга:
бодрствование — разъяснение; убеждение; рассудочная регуляция; авторитетное внушение (директивная коррекция); пиетативная коррекция (эмпатическое слушание, сочувствие); | тормоз. — самогипноз; внушение в предсонном состоянии (трансе); внушение в просоночном состоянии; внушение во сне (парадоксальная фаза); внушение в гипнотическом и наркотическом состоянии с использованием аппаратурных методик; |
б) по биологическому гомеостазу: для нормального состояния; для стрессового состояния;
в) по характеру и направленности воздействия: развивающие;
седативные;
активизирующие;
дезактуализирующие;
активизирующие;
мобилизирующие;
г) по преимущественному воздействию на психические процессы: иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление);
эмоцион-ально-волевая тренировка (эмоции, воля);
л) по количеству участников:
групповые (для макро-, микро-, медиагрупп);
индивидуальные;
е) по принципу воздействия: гетерогенные (на других); аутогенные (на себя);
ж) по использованию средств искусства: изотерапия;
библиотерапия; музыкотерапия; танцевальная терапия; телесная терапия.
Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокор-рекционного воздействия влияет множество факторов: личностная и профессиональная готовность психолога, психотерапевтический контакт с клиентом, правильность постановки психологического диагноза, выбор технологии, психологическая поддержка окружающих и др.