Воображение. Глава 2 . Диагностика развития познавательной сферы детей дошкольного возраста
Корнеева Т.В., Лобза О.В.
Глава 2 . Диагностика развития познавательной сферы детей дошкольного возраста
2.1.Краткая характеристика этапов формирования познавательных процессов у дошкольников [ ]:
[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288с., с. 76-79]
Восприятие
В дошкольном возрасте происходят следующие изменения в развитии восприятия:
1. Овладение сенсорными эталонами (развитие представлений и разновидностях внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
2. Овладение действиями восприятия:
· идентификацией – умением выбрать предмет, соответствующий образцу (достижение ребенка раннего возраста);
· приравниванием к эталону – умение выбрать предмет, основными свойствами напоминающий образец, но не идентичный ему (достижение среднего дошкольного возраста);
· перцептивным моделированием – созданием целого образа из заданных эталонов.
Мышление
Способ установления связей и отношений между предметами являются основанием для выделения четырех этапов формирования мышления у дошкольников:
1. Наглядно-действенное мышление. Ребенок решает задачу путем непосредственного действия с предметами ( формируется в 2.5 -3 года, остается ведущим до 3-4 лет).
2. Наглядно-образное мышление. Ребенок решает задачу в уме, опираясь на образные представления (формируется с 3.5 -4 лет, является ведущим до 4-5 лет).
3. Наглядно-схематическое мышление. Ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с опорой на схему или модель предмета, существующие во внешнем плане ( формируется с 5-5,5 лет, считается ведущим до 6-7 лет).
4. Логическое мышление. Установление скрытых закономерностей. Дошкольники чаще всего мыслят логически с опорой на наглядность, но им доступны и элементарная форма словесно-логического мышления ( формируется в 5.5 -6 лет, становится ведущим в 7-8 лет).
Память
В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4-х летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5-ти лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
Воображение.
Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер – ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения происходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.