Потребности женщин зрелого возраста, способы их удовлетворения

в психологии половое влечение у человека получило название либидо. Потребность половой жизни у мужчин до 25 лет в среднем значительно выше, чем у женщин. Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-28 годам, максимум - 28- 30 годам и держится на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. Нередко мужчины переоценивают физиологическую потребность в половой жизни у молодых женщин и недооценивают ее у женщин зрелого возраста. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом отношении слишком активны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недостаточную половую активность мужей.

В отличие от животных у человека формируется высокое чувство любви. В его возникновении, помимо полового влечения, участвуют и высшие эмоции, связанные с отношением к человеку как к личности (например, к мужчине - как другу, возможному отцу детей), с оценкой не только физических, но и нравственных качеств. В формировании этого чувства, помимо полового инстинкта, может участвовать и инстинкт материнства, удовлетворение от возможности преодоления одиночества, чувство удовольствия от возможности заботиться о другом существе и т.д., поэтому чувство любви в широком смысле слова может быть доступно человеку, равнодушному к половым отношениям.

Чувство влюбленности, связанное с сильным половым влечением, влияет на процессы мышления, на. критические способности. Давно подмечено, что «любовь делает человека слепым», эта «ослепленность», однако, способствует преодолению различных преград, препятствующих половому сближению, и с точки зрения продолжения рода является биологически целесообразной. В процесс е семейной жизни на смену влюбленности приходит глубокое чувство взаимной привязанности, взаимного привыкания, У взрослого индивидуума половые гормоны в значительной мере определяют уровень возбудимости половых центров и силу полового влечения.

Мужские половые гормоны - андрогены и женские - эстрогены вырабатываются у мужчин и женщин половыми железами и надпочечниками, поэтому в крови мужчин находится некоторое количество женских, а в крови женщины- мужских половых гормонов. Однако половое влечение, например, у женщины зависит не столько от нормального содержания женских, сколько от уровня мужских половых гормонов, и наоборот.

В этой чрезвычайно изменчивой и неопределенной окружающей среде для современного человека особый жизненный смысл приобретает адаптация, она превращается в насущную и первостепенную необходимость. Важно, что в проблемных условиях актуализируется потребность человека в сохранении своей физической и психической целостности, поддержании самоценности. Все это порождает потребность людей в психологической помощи и поддержке. Сохранение и восстановление здоровья у женщин зрелого возраста является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества. Здоровье во многом определяет качество жизни человека, является предпосылкой полноты его личностных проявлений, высоких достижений в профессиональной и личностной сфере. По данным статистики, чаще всего к психологу обращаются женщины зрелого возраста (35-50 лет), так как именно они испытывают большие трудности в социально-психологической адаптации. Проблемы, с которыми сталкивается женщина в этот период жизни, с одной стороны, являются типичными, а с другой - воспринимаются как кризисные. Изменение образа «Я» в зрелости требует адаптации с помощью психофизиологических, психологических и поведенческих перестроек. В первую очередь важно приспособиться к психофизиологическим изменениям, которые происходят на фоне гормональной пере стройки организма. Также важно осознать и принять изменившееся психологическое пространство Своей семьи (вырастают дети), освоить новые семейные роли, взглянуть назад и переосмыслить пройденное. Необходимо решить проблему определения своего места в системе социальных отношений (часто женщина этого возраста переживает феномен кухонного бунта, серьезно задумывается о своем профессиональном развитии и карьере). для женщины - это определенный стресс, негативно влияющий на жизнедеятельность и понижающий ее адаптивность.

Выделено четыре типа ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью, характеризующих уровни его развития: репродуктивный, воспроизводящий, усвоенный ранее стереотип поведения: спонтанно-деятельное отношение к здоровью, нечеткое определение целей физкультурно-оздоровительной деятельности низкая активность и мотивация в реализации собственных усилий по сохранению и укреплению здоровья, отсутствие компетентности в вопросах ЗОЖ; адаптивный, обладатели которого проявляют приспособительное поведение к имеющимся условиям, имеют ограниченные житейские представления о ЗОЖ, но положительное отношение к сохранению здоровья, не требующее активных действий, несформированную потребность в регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности при осознании ее значимости для здоровья; самосохранительный, при котором проявляется оптимизация образа жизни, сохраняющего здоровье; его восприятие как ценности на уровне убеждения, владение необходимой информацией о ЗОЖ; готовность к поиску новых путей и возможностей для его оптимизации, наличие четко выраженной направленности на физкультурно-оздоровительную деятельность и физическое совершенствование; творческого развитии, при котором осуществляется творческий подход к оптимизации образа жизни, имеется потребность в личностном развитии, самосовершенствовании; сформирована система знаний о ЗОЖ, своих индивидуальных особенностях, ресурсах здоровья; осуществляется регулярная физкультурно-оздоровительная деятельность; возникающие в жизни проблемы воспринимаются как стимул к их преодолению и дальнейшему личностному развитию; удовлетворение возникает от процесса достижения ценностного отношения к здоровью и его результата. Определены факторы, оказывающие влияние на формирование ценностного отношения женщин зрелого возраста к здоровью в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности,

К объективным факторам относятся:

- социально-демографический, раскрывающий влияние возраста, пола, семейного положения, национально-культурных традиций на формирование ценностного отношения к здоровью;

- материально-бытовой, в содержание которого входят удовлетворенность женщины эстетическими и санитарно-гигиеническими условиями физкультурно-оздоровительных занятий, возможность найти для них средства и время, наличие соответствующего инвентаря и спортивной формы, условия быта.

К субъективным факторам относятся:

- социально-психологический, характеризующий социально-психологические и поведенческие особенности женщины зрелого возраста;

- психолого-педагогический, в основе которого лежит профессиональная направленность процесса Физкультурно-оздоровительных занятий, его качество, обеспечение диагностики личности и на этой основе индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности, активизация физического самовоспитания и самосовершенствования, создание условий для самоактуализации и самореализации;

- организационно-методический, определяющий овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- личностно-духовный, характеризующий мотивационно-ценностную направленность личности женщины зрелого возраста на ценности здоровья, степень их реализации.

Выявлено, что при формировании компонентов ценностного отношения к здоровью у женщин зрелого возраста дифференцируются педагогические условия, средства, формы и методы, их обеспечивающие. При формировании мотивационно-ценностного компонента доминируют: развитие мотивации здоровья, позволяющей посредством ценностей физической культуры осуществлять самопознание, самоопределяться в них, реализовывать свои жизненные планы; создание на занятиях ситуации успеха, удовлетворенности процессом занятий, условиями, в которых они проводятся, взаимоотношениями в группе; доверительное межличностное общение; личный при мер педагога; учет индивидуально-психологических особенностей занимающихся. для этого необходимо: использование технологий физического и психического саморазвития; стимулирование самообразования, умений осуществлять отбор знаний, навыков на основе личностной модели ЗОЖ; развитие навыков контроля и самоконтроля; применения методов разъяснения, убеждения и внушения в зависимости от отношения к здоровью. При формировании эмоционально-волевого компонента необходимы: психологическая защищенность и внутреннее спокойствие личности; повышение эмоционального фона занятий; оказание помощи в преодолении трудностей; обеспечение информацией, направлен- . ной на осознание меры полезности и результативности той или иной деятельности; применение вербальных, невербальных, экспрессивных средств и методов.

Наши рекомендации