Анализ профиля латеральных предпочтений и его место
В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА......................105
Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного
развития........................................................................................................105
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей
с вариантами отклоняющегося развития.....................................................107
Определение специфики латеральных предпочтений.....................................ПО
Глава 5
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...............................................................................113
Оценка сформированности произвольной регуляции
психической активности.............................................................................. 114
Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности.....114
Оценка сформированности произвольной моторики рук.................... 115
Оценка сформированности движений мимических мышц лица......... 116
Произвольная регуляция психических процессов и функций..................117
Сформированность произвольной регуляции эмоций,
поведения в целом...................................................................................118
Оценка сформированности пространственных представлений......................119
■ А
ОГЛАВЛЕНИЕ
Представления о пространстве собственного тела.....................................120
Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу... 121
Анализ расположения частей собственного тела..................................121
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук
относительно друг друга..........................................................................121
Представления о пространстве объектов....................................................122
Пространство речи и языка.........................................................................123
Вербализация пространственных представлений.................................124
Квазипространственные представления................................................126
Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор
антонимов................................................................................................127
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых
конструкций............................................................................................127
Понимание и использование в речи «временных» последовательностей и
причинно-следственных связей.............................................................129
Пространство межличностных отношений................................................130
Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения.......131
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной
пластичности (полевой реактивности)..................................................132
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных
стереотипов..............................................................................................133
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной
экспансии................................................................................................135
Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля...................................................................................................136
РазделН
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Глава 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА...............................................................................144
Методика Пьерона—Рузера...............................................................................145
Корректурные пробы ........................................................................................147
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте).............................................149
Методика В. М. Когана.....................................................................................150
Глава 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......157
Запоминание двух групп слов...........................................................................157
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия).............................................................. 160
Запоминание двух фраз..................................................................................... 161
Исследования опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)..............163
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)........................ 168
Глава 8
ИССЛВДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................174
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)................174
Методика Доски Сегена....................................................................................175
Разрезные картинки..........................................................................................177
Методика Кооса.................................................................................................181
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена..............................................................185
Глава 9
ИССЛВДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО
МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ).................................................197
Методика Выготского—Сахарова (модифицированный вариант
для детей до 7 лет)......................................................................................... 197
Предметная классификация (вариант для детей 3—8 лет)...............................204
' Предметная классификация (вариант для детей 9—12 лет)..............................210
Исключение предметов (4-й лишний).............................................................216
Глава 10
ИССЛВДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................224
Подбор парных аналогий..................................................................................225
Выбор простых аналогий..................................................................................227
Выделение двух существенных признаков.......................................................231
Определение понятий.......................................................................................233
Сравнение понятий...........................................................................................237
Исключение понятий........................................................................................240
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок......................242
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах........................................244
' Установление последовательности событий....................................................249
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел III
ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ,
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 11