Внутригрупповые конфликты и их характеристика
Внутригрупповой конфликт
Этот тип конфликтов традиционно рассматривается как отрицательное явление. Однако если вдуматься, то такой конфликт есть отражение деятельности, взаимодействия. Поэтому он может быть и деструктивным, и конструктивным, и стабилизирующим. Эта классификация позволяет рассмотреть конфликт с точки зрения влияния его на изменение функций и структуры организации или группы, что немаловажно для индустриальных социальных психологов.
Деструктивный конфликт вызывает разрушение установившихся групповых норм и возвращение к старым нормам или же угубление проблемной ситуации. При этом чаще всего в конфликт вовлекаются новые участники, увеличиваются затраты, возникают отрицательные и эмоционально яркие взаимоотношения между сторонами, возрастают число и объем негативных действий и высказываний.
Конструктивный конфликт способствует повышению стабильности функционирования организаций в изменившихся условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей. Это стимул и для личностного развития, предотвращения застоя. Это источник нововведений и развития, формирования познавательных потребностей.
Стабилизирующий конфликт, с одной стороны, устраняет отклонения от нормы, а с другой - закрепляет устоявшиеся нормы. Он приводит группу в нормативное равновесие.
С целью стабилизации атмосферы на внутригрупповой конфликт группа, как правило, реагирует усилением саморегуляционных механизмов. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция.
Можно выделить следующие составляющие устойчивости (конфликтоустойчивости) группы:
- статическая устойчивость - предполагает неизменность вне
шних форм, условий функционирования (это организация, трудовой
коллектив, семья и другие группы, существование которых определе
но формальными характеристиками);
- динамическая устойчивость- характеризуется инвариантнос
тью эмоциональных, деловых, нравственных норм функционирова
ния. Группа тем более динамически устойчива, чем более она сплоче
на (сплоченность рассматривается как упорядоченность, согласован
ность и устойчивость межличностных связей, обеспечивающих ста
бильность и преемственность жизнедеятельности группы);
- активно-вариабельная устойчивость - предполагает инвариан
тность целей функционирования и развития группы.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне.
Существуют некоторые взаимосвязи конфликтности и уровня развития группы:
1.Велика вероятность внутригрупповых конфликтов в диффуз
ных, малосплоченных группах.
2.Уровень конфликтности в группе связан с несовпадением лич
ностного и группового. Чем выше ценностно-ориентационное един
ство группы, тем ниже конфликтность.
3.Группы разного уровня развития по-разному реагируют на кон
фликт. Зрелая группа сама может разрешить свои внутренние конф
ликты.
К разряду внутригрупповых конфликтов можно отнести конфликты между руководителем и коллективом, между личностью и группой. В качестве примера можно привести ситуацию взаимодействия с коллективом нового руководителя, когда группа устанавливает свои нормы или жестко придерживается старых норм взаимодействия, или же ситуацию, когда ожидания одних членов группы расходятся с ожиданиями других ее членов (по поводу новых окладов, сокращения кадров и пр.). В таких случаях регулировать конфликт часто вынужден руководитель, вплоть до принятия дисциплинарных мер.
1. Конфликт между рядовыми работниками - это могут быть сотрудники одного отдела, занимающие одинаковые должности, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты. Например, сотрудники отдела конкурируют между собой, стараясь произвести благоприятное впечатление на своего начальника. Основанием для возникновения конфликтов является несовместимость интересов сотрудников.
2. Конфликт между руководителями и подчиненными - в его основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания - это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения. Так, работники, обладающие авторитарным типом личности, с трудом подчиняются власти других. Имея дело с жестким, несгибаемым начальником, они подчиняются ему только внешне. Люди с таким типом личности могут быть источником конфликта.
3. Конфликт между работниками различной квалификации и возраста. Часто возникают такие конфликты в группах, где, например, при увеличении интенсивности труда возникает возможность значительно повышать заработную плату. Но в этих структурах часто работают люди пожилого возраста и работники, в силу своих физических возможностей не способные значительно повышать интенсивность своего труда. Подобные обстоятельства способствуют их отчуждению и возникновению социально-психологического напряжения в группе, что вынуждает людей искать другое место работы.