Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы

Цель:изучение особенностей распределения, устойчивости и концентрации внимания в процессе выполнения корректурной пробы; определение характеристик избирательности внимания (точность, продуктивность). Исследование влияния пространственной группировки символов на объем, распределение и продуктивность внимания. Изучение влияния смысловой организации текста на динамические характеристики внимания, исследование особенностей взаимодействия смысла текста и программы задания, направленной на поиск не связанных со смыслом текста знаков.

Выявление особенностей проявления утомления испытуемого, выделение факторов, влияющих на повышение и понижение продуктивности.

Оборудование:1)бланк простой корректурной пробы (проба Б. Бурдона), 2) Бланк корректурной пробы с пространственной группировкой символов, 3) Бланк корректурной пробы с осмысленным текстом, 4) карандаш или ручка, 5) секундомер, 6) протокол (табл. №7).

Порядок работы: Данная работа состоит из трех серий эксперимента, которые проводятся на одних и тех же испытуемых. В первой серии эксперимента задание строится на буквенном варианте простой корректурной пробы, состоящем из букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом. Испытуемому необходимо, просматривая последовательно буквенные строки вычеркивать заданные в инструкции три буквы тремя различными способами, каждую букву своим способом. Например, букву «К» необходимо зачеркивать по диагонали слева направо, букву «С» – по диагонали справа налево, а букву «Р» – обводить в кружок. Корректурный бланк выкладывается перед испытуемым обратной, чистой стороной, перевернуть его можно одновременно с началом работы и отсчетом времени.

Во второй серии эксперимента задание строится на буквенном варианте корректурной пробы, состоящем из букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке, объединенных в группы с разным количеством знаков в псевдослова, не имеющих аналогов в русском языке. Всего предоставляется три листа текста. Испытуемому необходимо, просматривая текст по строкам, вычеркивать из него три заданные буквы тремя заданными способами, каждую букву своим способом. Чтобы снизить влияние фактора обучения, обычно рекомендуют в инструкции ко второй серии заменить буквы или способы зачеркивания.

В третьей серии эксперимента задание строится на корректурной пробе, содержащей осмысленный текст на русском языке. Испытуемому также необходимо, просматривая текст по строкам, вычеркивать из него три заданные буквы тремя заданными способами, каждую букву своим способом. Как и предыдущей серии эксперимента рекомендуется заменить в инструкции буквы или способы зачеркивания.

До и после каждой серии необходимо взять самоотчет у испытуемого. При наличии внешних факторов, повлиявших на работу, после окончания эксперимента необходимо указать время возникновения имевших место помех и изменений в условиях проведения эксперимента.

При проведении самоотчета после второй серии эксперимента необходимо специально обратить внимание на особенности восприятия и анализа псевдослов разной длины, характер темпа при этом, его смены. Кроме того, следует обратить внимание на наличие или отсутствие установки к чтению псевдослов и особенности ее влияния на темп, его изменения, общую динамику внимания в пробе и осознание того или иного в процессе работы.

При проведении самоотчета после третьей серии эксперимента необходимо специально обратить внимание на особенности восприятия и анализа текста, а также характер темпа выполнения задания. Кроме того, следует обратить внимание на наличие или отсутствие установки к чтению и осмыслению текста, особенности влияния этого на темп, его изменения, общую динамику внимания в пробе и осознания и регулирования процесса работы [6, C.10-18; 12, C.95].

Инструкция испытуемому: «Перед Вами бланк, на котором напечатаны буквы русского алфавита. Вам необходимо, последовательно просматривая строчки букв вычеркивать три буквы (экспериментатор должен при этом нарисовать условленные буквы на доске с обозначением способов их зачеркивания) каждую своим способом. Работать будем 10 минут, через каждые 30 секунд я буду произносить слово «черта», по которому Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, рядом с той буквой, которую Вы последней просмотрели. Работа закончится, когда я произнесу слово «закончили». После этого необходимо поставить жирную точку на том месте, где Вы остановились».

Инструкции испытуемому для всех трех серий эксперимента идентичны.

Обработка результатов:

1. Проверяются результаты выполнения корректурной пробы.

2. Подсчитывается общее количество вычеркнутых букв.

3. Подсчитывается количество пропущенных букв.

4. Подсчитывается количество неправильно зачеркнутых букв.

5. Сопоставляются пункты 3 и 4 для оценки ошибок по виду модального внимания. В корректурной пробе, в первую очередь, встречаются моторные ошибки – неправильное, часто инертное зачеркивание, а также зрительные ошибки – пропуск буквы или зрительное уподобление. Ошибки по созвучию, близости артикуляции встречаются крайне редко и только в рамках редкой речевой патологии.

6. Во второй экспериментальной серии проводится качественный анализ ошибок испытуемого: сопоставляется величина псевдослов и места расположения ошибок, определяется тенденция при восприятии коротких и длинных слов, анализируются данные самоотчета испытуемого о наличии возможных изменений в стратегиях восприятия слов разной длины, в связи с этим оценивается характер изменения динамики внимания.

7. В третьей экспериментальной серии также проводится качественный анализ ошибок испытуемого: оценивается величина слов, в которых были совершены ошибки, оцениваются качественные параметры давления смысла слова при выполнении задания, определяется характер взаимодействия длины слова и его значения при выделении стимулов, определяется характер влияния общего смысла текста на поиск стимулов.

8. Рассчитывается показатель точности избирательности внимания по формуле Уиппла, оценивающий точность выполнения задания (А):

А= Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где N – общее количество обнаруженных стимулов; р – количество пропущенных стимулов; r – количество неправильно обнаруженных стимулов.

9. Рассчитывается время, затраченное испытуемым на поиск отдельного стимула (S). Его можно рассматривать как условный показатель скорости выбора, то есть время затраченное на выделение отдельного стимула (S). Скорость выбора определяют по формуле:

S= Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где T – общее время выполнения задания, m – количество правильно обнаруженных стимулов.

10. Устойчивость внимания, оценивается по изменению скорости выполнения задания в разные промежутки времени. Результаты подсчитываются для каждого временного отрезка в 30 секунд. Таким образом, устойчивость внимания оценивается по формуле:

У= Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где У – показатель устойчивости внимания (темп выполнения), n – общее количество просмотренных стимулов за определенный временной промежуток, а t – время выполнения задания (поскольку рассматриваются фиксированные временные отрезки, t=30 сек.)

11. Концентрация внимания оценивается по формуле:

Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где К – показатель концентрации внимания, С – число строк бланка, просмотренных испытуемым, а (p + r) – общее количество ошибок.

12. Строятся графики динамики протекания внимания в процессе выполнения корректурных проб. Для этого на оси абсцисс откладываются временные отрезки, промежутки по 30 секунд, а на оси ординат – количество просмотренных букв, включая зачеркнутые, пропущенные и фоновые буквы, то есть общее количество. На этом же графике диаграммами следует отметить количество ошибок.

13. По графикам оцениваются этапы работы, выделяются принципиальные стадии, выявляются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость и концентрация внимания по характеру графиков и сведениям самоотчетов.

14. Сопоставляются качественные и количественные особенности графиков в первой, второй и третьей экспериментальных сериях.

15. Сопоставляются количественные показатели выполнения простой корректурной пробы Б. Бурдона с количественными показателями выполнения корректурной пробы с пространственной группировкой символов, а также корректурной пробы с осмысленным текстом. То есть, сопоставляются и оцениваются различия в результатах вычисления точности избирательности внимания (А), изменения скорости выбора (S), динамики устойчивости внимания (У), а также концентрации внимания (К) во всех трех сериях эксперимента. Делаются выводы о роли в этих изменениях качественных параметров организации текста корректурной пробы. Делаются выводы об особенностях внимания и проявлении его характеристик в разных условиях организации текста.

16. Оцениваются особенности изменения продуктивности внимания от серии к серии, а также характер динамики внимания, амплитуда колебаний, уровень устойчивости и концентрации внимания в различных сериях, изучаются особенности наступления утомления.

17. Делаются выводы о роли в этих изменениях качественных параметров организации текста корректурной пробы. Кроме того, делаются выводы, конкретно характеризующие распределение, избирательность, точность, устойчивость и концентрацию внимания данного испытуемого, а также тип реагирования на внешние помехи, особенности врабатываемости и утомляемости.

18. Дополнительно оценивается проявление факторов повышающих и понижающих продуктивность внимания в трех экспериментальных сериях, различающихся характером организации стимульного материала.

* * *

Существует множество модификаций данного теста. При варьировании инструкции испытуемого, а также времени выполнения задания, можно исследовать дополнительные показатели внимания. В частности, при неограниченном во времени выполнении простой корректурной пробы (буквенного или цифрового варианта) до полного её выполнения возможно вычисление таких показателей как «индекс утомляемости» испытуемого (ИУ) и функциональная асимметрия внимания (ФАВ). «Индекс утомляемости» испытуемого вычисляется по формуле:

ИУ= Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где ИУ – индекс утомляемости, t1 – время выполнения верхней половины корректурной пробы, а t2 – время выполнения нижней половины корректурной пробы. Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т.п.). Если ИУ выше или близок к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.

Показатель функциональной асимметрии внимания рассчитывается по формуле:

ФАВ= Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где ФАВ – показатель функциональной асимметрии внимания, М1 – количество ошибок в правой половине корректурной пробы, М2 – количество ошибок в левой половине корректурной пробы. Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их воспроизводимость (постоянство) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным диагностическим признаком.

При модификации инструкции может быть измерен показатель переключаемости внимания. При его оценке испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной пробы. Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы - student2.ru ,

где С – показатель переключаемости внимания, Sо – количество ошибочно проработанных строк, S – общее количество строк в проработанной испытуемым части корректурной пробы.

Таблица №7. Протокол регистрации результатов корректурной пробы

Времен­ные проме­жутки по 30 сек. Результаты выполнения корректурной пробы Характеристики внимания
Пра­виль­ные отве­ты (m) ошибки Скорость выбора (S) Коэффициент точности (А) Устойчивость внимания (У) Показатель концентрации внимания (К)
r p
               
               
               

Наши рекомендации