Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)

Тип проблемы Субъекты Содержание проблемы Возможные причины Возможные пути решения (методы)
Характеристика семьи: молодая семья, полная, один ребёнок, отношения в семье доверительные. Родители очень балуют своего ребёнка, ни в чём не отказывают.Дочь посещает детский сад. Мама не работает. Коммуникативные связи семьи не ограниченны.
Агрессивность ребёнка Ребёнок 7 лет У ребёнка покраснение лица, истерика, крик 1. Гиперопёка со стороны родителей и родственников. 2. Неумение ребёнка сдерживать свои эмоции 3.Негативно относится к замечаниям. 1. Беседа с родителями, обучение их навыкам игровой деятельности с ребёнком. 2. Занятия с ребёнком, с использованием игровых упражнений на снижение уровня агрессивности.    

5. Организация диагностической работы с семьёй Барановых

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей. Мы наблюдали за ребёнком в естественной обстановке.

Цель:получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению Юлии Барановой

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

7. Портит общественную и личную собственность.

8. Негативно относится к замечаниям.

9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

17. Пристает к более слабым.

18. Дерется не соответствующим образом.

Методика РНЖ – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения.

Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.

Для оценки агрессивности ребёнка использовалась следующая таблица:

Симптокомплексы теста «Несуществующее животное»

Симпто-комплекс Симптом Балл
Сильная, уверенная линия рисунка. 0,1
Неаккуратность рисунка. 0,1
Большое количество острых углов. 0,1,2
Верхнее размещение углов. 0,1
Крупное изображение. 0,1,2
Голова обращена вправо или анфас. 0,1
Хвост поднят вверх, пышный. 0,1
Угрожающее выражение. 0,1
Угрожающая поза. 0,1
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти). 0,1,2
Хищник. 0,1
Вожак или одинокий. 0,1
При нападении дерется традиционным способом. 0,1
Ночное животное. 0,1
Другие признаки. 0,1

По результатам оценивания детского рисунка по методике РНЖ выявилось, что ребёнок набрал – 0,2 – 0,5 балла, что соответствует среднему уровню агрессии.

Tecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориен­тированный на выявление родительского отношения.

Родительское отношение понимается как система разно­образных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

По результатам исследования выявилось, что формирование агрессивных тенденций ребёнка, которые могут наблюдаться происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в ребёнке непосредственно либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде.

2. родители, не наказывают своего ребёнка за проявление агрессивности.

Наши рекомендации