Понятие профессиональная адаптация молодых сотрудников органов внутренних дел и этапы ее прохождения
Адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Обычно выделяют биологический (психофизиологический) и психологический аспекты адаптации, причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально-опосредованном характере, дающем возможность произвольного (сознательного) контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.
Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий.
Под процессом профессиональной адаптации молодого сотрудника ОВД следует понимать такой период его жизни, когда он активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду, условия, нормы, правила, и привычки профессионального поведения в которой ему предстоит усвоить. При этом, процессы собственно профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга[21].
Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этого процесса:
· адаптация к содержанию деятельности;
· адаптация к условиям реальности;
· адаптация к служебному коллективу;
· адаптация к отношениям с руководством;
· включение в первичную (малую) группу сослуживцев;
· включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.)[22].
Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности процесса адаптации в целом. Нарушение адаптации может приводить к низкой эффективности и качеству оперативно-служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Важная роль в предупреждении подобных негативных явлений сегодня отводится психологическому обеспечению работы с молодыми сотрудниками.
Психологическое сопровождение профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД необходимо строить дифференцированно, с учетом различных категорий:
– вновь поступившие на службу – рядовой и начальствующий состав, пополняемые из числа гражданских лиц;
– военнослужащие, уволенные в запас;
– выпускники образовательных организаций МВД России.
Объединение усилий психолога, руководителя, наставника, отдела по работе с личным составом в процессе адаптации молодого сотрудника, их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им - это задачи первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависит качество службы молодого сотрудника и эффективность его включения в оперативно-служебную деятельность подразделения.
Можно выделить несколько основных этапов адаптации молодых сотрудников в органах внутренних дел:
Подготовительный этап– это этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на службу в ОВД. Он продолжается до момента принятия молодого сотрудника на службу.
Этап профессиональной адаптации. Он начинается от момента принятия молодого сотрудника на службу и заканчивается по мере формирования составляющих интегративного показателя адаптированности, что по срокам составляет примерно до одного года.
Этап профессионального саморазвития. Он продолжается до трех-пяти лет (считая с момента принятия на службу).
Смена этапов характеризуется, во-первых, постепенным уменьшением активности «сопровождения» молодого сотрудника со стороны основных субъектов управления процессами профессиональной адаптации, во вторых – увеличением его профессиональной самоотдачи и достижением оптимальной результативности оперативно-служебной деятельности. Кроме того, по мере профессионального становления (формирования необходимых знаний, умений, навыков, системы ценностей, структуры взаимоотношений) и саморазвития (формирования мотивов совершенствования профессионализма, постановка целей и определение задач профессионального и личностного роста), можно отметить, как один из признаков адаптации в профессии, уменьшение психофизиологической «цены» деятельности. Это понятие отражает тот очевидный факт, что профессионалу работать легче, чем новичку. Его ресурсы, психологический потенциал перераспределяются оптимальным образом с учетом требований деятельности, возрастает роль творческих компонентов, расширяется сфера применения профессиональных знаний, постепенно формируются качества специалиста и даже наставника.