Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации

Поскольку менеджер достигает целей организации че­рез своих подчиненных, то в этом смысле функция моти­вации является самой существенной.

Мотивация — процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. Мотивация к труду, таким образом, понимается как причины, доводы, основания в пользу трудовой деятельности. Можно сказать и так: мотивация— это позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.

Истинные побуждения, которые заставляют отдавать ра­боте максимум усилий, чрезвычайно сложны.

По оценкам западных специалистов, от 30 до 50 % ра­ботников побуждаются к эффективной работе деньгами. Остальных побуждают к действию более возвышенные по­требности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми дви­жут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеж­дения, привычки, традиции и т.д. На рис. 4 представлены результаты одного опроса.

Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации - student2.ru

Рис 4. Побуждения, мотивирующие работника

Известен старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнить определенную работу, — метод «кнута и пряника». Причем в странах Запада в период про­мышленной революции (последняя треть XVIII века) и весь XIX век люди работали по 10—14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хвата­ло для выживания! Под «пряником» понималась возмож­ность выжить. Р. Оуэн и A. Смит считали деньги един­ственным мотивирующим фактором. Согласно их трактов­ке- люди — чисто экономические существа, которые рабо­тают только для получения средств, необходимых для при­обретения пищи, одежды, жилищ д.

Но уже к началу XX века, хотя жизнь простых людей особенно не улучшилась, Ф. Тейлор и его сторонники осо­знали неэффективность заработков на грани голода. Метод «кнута и пряника» Тейлор использовал в сочетании с более эффективным применением специализации, стандартиза­ции. Объективно определив понятие «достаточной дневной выработки»* Тейлор предложил оплачивать труд тех, кто производит больше, пропорционально их вкладу.

По мере улучшения Жизни обычных средних людей «пря­ник» не всегда заставлял человека трудиться усерднее. Это побуждало искать новые решения проблемы мотивации.

В начале XX века «теория подсознательного» 3. Фрейда уже увидела свет, но менеджеры rie сразу обратили внима­ние на фрейдовский тезис о том, что люди не всегда посту­пают рационально.

Первым, кто обнаружил, что четко разработанные ра­бочие операции и хорошая заработная плата не всегда ве­дут к повышению производительности труда, был Э. Мэйо. Работы Э. Мэйо говорили, что важно принимать во внима­ние психологию человека, его некоторую «нелогичность». В конце концов появилась новая теория «человеческих от­ношений». Однако психологические теории мотивации по­явились позднее — в 40-х годах XX века — и развиваются по настоящее время.

Наши рекомендации