Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии
Создатель первой программы психологии как самостоятельной науки. Начинал с исследований восприятия, развивая идеи о психологии как экспериментальной науке. Со школы Вундта начинается история психологии как самостоятельной науки.
Наряду с экспериментом рассматривает как метод анализ продуктов человеческого духа.
К началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода: экспериментальный и культурно-исторический.
1874 год, «Основания физиологической психологии»: объект – ощущения и простейшие чувствования. Имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и должны объясняться как физиологией, так и психологией.
С 1875 г. – работа в Лейпцигском университете. В 1879 г. там создал первую психологическую лабораторию, на базе которой через 2 года был создан Институт экспериментальной психологии. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпе, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж. Н.Н. Ланге и др.
Труды: 1896 г. – "Очерки психологии"; 1911 г. – "Введение в психологию"; С 1900 г. – 10-томная "Психология народов" (до 1920 г.).
Основал журнал "Психологические исследования" (ранее "Философские исследования")
Критиковал прежние представления о предмете психологии как науки о душе и о внутреннем опыте. По Вундту, пси - наука о непосредственном опыте. Объект и субъект неразделимы в опыте, т.к. объект представляется субъектом. Сомнение независимости существования объективного мира от субъекта.
По Вундту, опыт может рассматриваться с двух точек зрения:
1. опосредованный опыт: берется в отвлечении от познающего субъекта, направлен на выявление связей объективных явлений (естествознание), познание внешнего мира;
2. непосредственный опыт: рассмотрение в отношении к субъекту, включая те свойства, которые ему приписываются субъектом (психология), познание внутреннего мира.
Психология показывает содержания опыта в том виде, в саком он дан субъекту.
Объектом изучения остается сознание (объективные явления – поведение, деятельность – исключены: изучение не того, как человек является извне, а как он дан самому себе),предметом становится непосредственный опыт.
Методы: экспериментальный не отменяет самонаблюдения, позволяя сделать последний более точным. Эксперимент Вундт понимает ограниченно - как психофизический и психофизиологический, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию эффекта. В эксперименте не допускалось общение между экспериментатором и испытуемым. Область изучения сужается до простейших психических процессов – ощущений, представлений, ассоциаций, времени реакции. Вундт использовал психофизические методы (Фехнер), измерение реакции. Интроспекция.
Исследование ВПФ требует других методов. По Вундту:анализ продуктов человеческого духа (язык, мифы, обычаи). Противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии психологию народов. (Это разделение двух психологий – один из кирпичей открытого кризиса!).
Дуализм психологической программы:
физиологическая (экспериментальная) психология: цели, методы, темы исследований;
психология народов.
Вундтовская программа предполагала последовательноерешение 3 задач:
1) разложение опыта на составные части (элементарные составляющие),
2) изучение связей между ними,
3) выявление законов душевной жизни.
1 задача: разделение на познавательную и эмоционально-мотивационную сферу.
Сознание (к-рое отождествлял с психикой, отрицая наличие БСЗ) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления,отражающие объективную действительность. Это ощущения ичувства.
К основным элементам сознания относил также чувства.Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет 3 измерения:удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности,возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чемпознание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило названиеволюнтаризм.
Введение апперцептивной связи пошатнуло авторитет ассоцианизма – до этого ассоциации представлялись универсальным механизмом.
Один из пунктов критики: атомизм (изучение отдельных элементов – ощущений и чувствований). Вундт старался преодолеть его. Рассматривал сложные качества как несводимые к сумме их частей.
Был противником функционализма: рассматривалпсихические функции как результат единого механизма ассоциаций.
2 задача: Учение о связях между элементами сознания.
Пассивные связи – ассоциации, активные связи – апперцепция. Характеристика ассоциативного процесса как пассивного, протекающего без активного участия субъекта. Ассоциацииделятся на одновременные и последовательные. Одновременные – слияние, ассимиляция-диссимиляция, компликация. Последовательные – узнавания и воспоминания. За ними скрывается восприятие и память.
Кроме ассоциативного, описывал апперцептивный процесс(ассоциации могли объяснить процессы восприятия, памяти, но их не хватало для объяснения мышления), который протекал при активном участии сознания. Апперцепция – особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Мышление и воображение – функции апперцепции. Из всей совокупности перцептируемых(находящихся в сознании) элементов, апперцепция выделяет объект, который начинает восприниматься более ясно и отчетливо. Апперцепция, направленная на выбор между 2 основаниями в процессе подготовки действия есть воля. Понятия апперцепции, внимания и воли сближаются.
3 задача: Учение о законах психической жизни.
Попытка выявить собственно свойства психического мира в отличие от физиологических механизмов психических процессов (называет их самостоятельной психической причинностью). Это качественно своеобразная сторона психики человека, не сводимая к законам природы.
К важнейшим законам он относил:
- закон творческого синтеза: слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально отличны от прежних и необъяснимы по аналогии с исходными (сложные психические явления не сводятся к сумме их составляющих). Противоречит элементаризму.
- закон психических отношений: зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса (все элементы связаны между собой и каждый зависит от связи с другими). Н.: мелодии и отношения, в которых находятся между собой отдельные тона.
- закон контраста: если элементы сознания связаны отношениями контраста, они воспринимаются более яркими. Распространял на эмоциональную сферу: противоположности усиливают друг друга (например, после горя даже небольшая радость кажется значительной).
- закон гетерогенности целей: при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив (в процессе достижения цели возможно порождение новых целей как побочных продуктов).
Масштабность программы – от простейших ощущений до проблем культуры.
Вундт механически совмещает рационалистические и эмпирические идеи (эклектика). Ассоциации от эмпиризма, апперцепция от рационализма.
У Вундта нет общепсихологической теории. Структурализм, элементаризм и сенсуализм.
Психология народов. Задача изучения индивидуального сознания методом проникновения в продукты духовного развития.
Психология – это наука об исследовании психики, а не о решении практических задач.
Джеймс Роулэнд Энджелл превратил движение функционализма в настоящую психологическую школу. Благодаря ему отделение психологии Чикагского университета стало самым влиятельным из подобных факультетов того времени, главным центром подготовки психологов — функционалистов. Энджелл родился в Вермонте, в семье с академическими традициями. Его дед был президентом университета Брауна в городе Провиденс (штат Род — Айленд), а отец — президентом сначала Вермонтского университета, а позже — Мичиганского. Энджелл учился в Мичигане у Дьюи. «Основы психологии» Джемса, по признанию Энджелла, оказали на его взгляды огромное влияние. В течение года он работал под руководством Джемса в Гарварде; степень магистра получил в 1892 году.
Энджелл мечтал учиться у Вундта, но тот уже закончил набор учеников, поэтому Энджелл продолжил учебу в университете Галле. Но докторской степени по окончании учебы ему не присвоили: диссертация была одобрена лишь частично в силу несовершенства немецкого языка, на котором была написана. Чтобы ее переписать, Энджеллу пришлось бы остаться в Галле — совсем без средств. Поэтому он принял предложение о работе из университета Миннесоты, где ему было положено небольшое жалованье — все же лучше, чем ничего, для молодого ученого, который уже четыре года был помолвлен и с нетерпением ждал свадьбы. Доктором философии он так и не стал, но помогал многим другим соискателям, да и сам за свою карьеру был удостоен множества авторитетных званий. Проведя год в Миннесоте, Энджелл уехал в Чикаго, где проработал в университете двадцать пять лет. Следуя семейной традиции, он стал президентом Иельского университета, в котором многое сделал для развития Института отношений человека. В 1906 году он был избран 15–м президентом Американской психологической ассоциации. Отойдя от фундаментальной науки, работал в правлении Национальной радиовещательной компании США (NBC).