Стадии развода и их влияние на супругов и детей
Выделяют 2 периода развода: собственно развод и постразводный период.
«Собственно развод» включает в себя три фазы:
обдумывание и принятие решения о разводе (накопление негативных эмоций, рост конфронтации в общении, оглашение проблем и решения о разводе одним из супругов, обсуждение возможных решений проблемы, осознанная реорганизация жизни семьи и эмоциональных отношений между супругами);
планирование ликвидации семейной системы (начинается с момента принятия окончательного решения о разводе одним или обоими супругами; изменение ролевой структуры семьи, перераспределение ее основных функций и построение нового образа жизни);
сепарация (прекращение ведения общего хозяйства, быта).
«Постразводный период» также включает в себя три фазы:
послеразводная фаза (около года). Выработка нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи. Эта перестройка проходит в эмоциональной, материальной, воспитательной и других областях жизни семьи, а также в сфере социального взаимодействия бывших супругов (с друзьями, коллегами, прародителями). Переживание личностного кризиса бывшими супругами. Адаптация детей к новым условиям жизни семьи.
Фаза перестройки (2-3 года). Стабилизация жизни в бытовой и материальных сферах. Завершение «эмоционального развода» между супругами, попытки создать новые семьи с другими партнерами. Изменение семейного воспитания в связи с занятостью и отстраненностью родителей.
Фаза стабилизации (2-3 года). Проблемы перестройки семьи успешно решены, между бывшими супругами устанавливаются ровные партнерские отношения, становится возможным их эффективное сотрудничество в воспитании детей.
51. Стиль воспитания: понятие, классификации, основные виды.
Джеймс Марк Болдуин на основе 4 критериев (родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка), выделил два стиля родительского воспитания:
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четком понимании ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут предъявляются довольно жестко, постоянно и последовательно, и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Диана Баумринд на основе наблюдений выделяет 3 различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения и соответствующие этим стилям характеристики детей:
1. Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Решения родителей не кажутся произвольными и несправедливыми для детей, поэтому дети легко соглашаются с ними.
2. Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Высокий уровень контроля: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
3. Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. По мнению Баумринд Д., родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
4. Безразличные родители – озлобленные дети (добавлен к типологии Элеонорой Маккоби и Джоном Мартином). Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Марина Юриковна Арутюнян говорит о воспитании ребенка всей семейной системой, выделяет три варианта семьи:
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу
Супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам).
Супружеские конфликты.
Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии
• возникновение объективной конфликтной ситуации;
• осознание объективной конфликтной ситуации;
• переход к конфликтному поведению;
• разрешение конфликта.
Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность.
Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:
•проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;
•в результате укрепляются отношения между супругами
•после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом
Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:
• проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимоеперемирие)
• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными;
• в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.
В зависимости от динамики различают конфликты актуальные, т.е. реализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определенной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников все более нарастает.
По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми.
В зависимости от частоты, глубины и характера выраженности конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. В кризисной семье противоречия интересов и потребностей супругов охватывают все важные сферы жизнедеятельности семьи, партнеры проявляют враждебность и отсутствие конструктивного подхода к разрешению конфликтов. Конфликтная семья характеризуется постоянством столкновений интересов, однако усилия партнеров направлены на поиск пути разрешения конфликтов. Проблемная семья отличается длительным сохранением ситуации депривации потребностей членов семьи, что находит отражение в высокой готовности к конфликтам и обострении отношений между супругами. Высокий уровень семейной тревоги, эмоциональная напряженность и лабильность, фрустрированность членов семьи характеризуют семью невротическую.
Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Дж. Г. Скотт [1991] выделяет следующие стратегии, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступчивость; компромисс; сотрудничество.
Основные формы переработки конфликтов: телесную — через ощущение и восприятие; деятельностную — через разум и деятельность; социально-коммуникативную — через контакты, использование традиций; и общения — через воображение и интуицию. Эффективную переработку конфликта обеспечивают единство и согласованное взаимодействие всех четырех форм.
Н. Пезешкиан выделяет два типа конфликта — базовый и актуальный. Ак-туальный характеризуется актуальной структурой отношений, однако его генезис и развитие определяются базовым конфликтом. Базовый конфликт, носителем которого является человек, представляет собой как бы кристаллизацию истории рода. Родовой опыт актуализируется человеком в собственной семье и порождает актуальный конфликт.
Эффективным путем решения конфликтов является модель «семейного совета». Конструктивный подход состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников конфликта независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Преимуществом метода «семейного совета» является и то, что он требует значительно меньше времени и трудозатрат, чем психотерапевтическая работа с семьей.