Социальная реабилитация пожилого человека
Социальная реабилитация пожилых людей представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести:
- этапность,
- дифференцированность,
- комплексность,
- преемственность,
- последовательность,
- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий,
- доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров).
Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации пожилых граждан не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные, досуговые, творческие методы, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.
В рамках социально - реабилитационной деятельности выделяют следующие направления:
- медико-социальная реабилитация;
- профессионально-трудовая реабилитация;
- социально-психологическая реабилитация;
- социально-бытовая реабилитация;
- социально-правовая реабилитация.
Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов клиента или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация.
Социальная реабилитация направлена на восстановление социального статуса клиента, достижение его материальной независимости (самообеспечения) и реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально - средовой ориентации, социально-бытовой адаптации.
Задачи социальной реабилитации:
- содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь;
- оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;
- развитие коммуникативных навыков.
Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.
Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.
Самостоятельность передвижения - это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.
Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности. Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.
Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность и соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитии своей личности).
Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами:
Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости (самообеспечению).
Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе (в соответствии с имеющимся потенциалом, с учетом возрастных особенностей) происходит развитие или восстановление после утраты (вследствие перенесенного заболевания, травмы; длительной социальной изоляции) санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.
Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены. В стационарных условиях клиент активно включается в бытовую деятельность, организуемую в учреждении социального обслуживания населения, которая включает дежурство в столовой, ответственность за поддержание порядка и хорошего санитарно-гигиенического состояния своей комнаты, поощрение помощи более ослабленным.
Для экономии времени и сведения к минимуму энергетических затрат он должен иметь представление об услугах социальной инфраструктуры (возможно, платных), а именно:
- продовольственных, промтоварных магазинов (в том числе правила поведения и процедуру приобретения необходимого товара);
- службы быта (мастерских по ремонту обуви, швейных мастерских, химчисток, прачечных);
- сберегательных банков, где производится оплата коммунальных платежей;
- железнодорожных и автовокзалов;
- учреждений связи (почты, телеграфа, интернет-клуба);
- поликлиник, государственных и частных амбулаторных учрежденийздравоохранения, стационаров;
реабилитация адаптация пожилой психологический
- учреждений культуры и образования (библиотек, театров, выставочных залов, музеев).
Четвертый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.
Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация клиента.
Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы.
По мнению Е.В. Трифонова, показателями социально-средовой ориентированности участников объединений учреждений социального обслуживания населения являются:
- умение взаимодействовать для достижения результатов деятельности;
- проявление заботы о других, отзывчивость;
- демократичность в общении;
- умение планировать совместную деятельность объединения;
- владение способами реализации, определенными в ходе коллективного обсуждения планов.
В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
Если человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, необходимо установить или восстановить позитивные отношения со своим близким окружением, он должен уметь ответить на следующие вопросы: Зачем это нужно? Как это делать? При помощи каких средств, приемов общения можно достичь поставленной цели?
На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.
Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности:
1) Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.
2) Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
3) Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.
4) Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах.
Таким образом, социальная реабилитация как интегративная технология включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию, которые проводятся целостно, не исключая каждой составляющей.
Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние.
Большое психотерапевтическое значение имеет заранее составленный план реабилитации с уведомлением пациента о его деталях. Обоснование плана реабилитации укрепляет решимость пациента бороться за свое здоровье, снимает депрессию. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть:
- активный образ жизни;
- организация посильной трудовой деятельности;
- организация досуга и отдыха;
- восстановление утраченных функций и навыков.
Для каждого пожилого человека составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей к бытовой, социальной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д., а также определяет формы реабилитации. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пожилого человека или его законного представителя.
Выполнение реабилитационной программы строится на следующих принципах:
1) Последовательность (определение показаний к реабилитации).
2) Установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определении целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации.
3) Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).
4) Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).
На первом этапе происходит проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование пожилого человека и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.
На втором этапе происходит определение реабилитационного прогноза – предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.
Третий этап заключается в определении мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пожилому человеку восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.