Экспериментальная психология

История становления экспериментального метода. Эмпирические методы в психологии. Психофизические эксперименты Э. Вебера и Г. Т. Фехнера. Психофизиологические эксперименты в физико-химической школе. Теория сенсорных ощущений Г. Л. Гельмгольца. Экспериментальная лаборатория В. Вундта. Метод интроспекции. Эксперименты Г. Эббингауза, Ф. Гальтона, Н. Н. Ланге. Экспериментальные лаборатории в России. Изучение высших психических функций (ВПФ) в отечественной психологии.

Место эксперимента в психологической науке. Понятие «научная проблема» и методы ее разрешения. Место и роль эмпирического исследования в процессе установления истинности научных предположений. Отличительные особенности эмпирического и теоретического исследования. Виды эмпирических исследований: фундаментальные и прикладные исследования, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные.

Научное исследование. Экспериментальная психология как наука о методе. Методология науки. Цели и задачи научного исследования. Факт, модель, теория и ее структура. Научная проблема и гипотеза. Верификация и фальсификация гипотезы. Проверка и доказательство. Парадоксы Поппера. Нормативная схема исследования.

Эмпирический метод как основной путь получения новых знаний и проверки гипотез. Понятие «проверка гипотезы». Понятие «нулевая гипотеза». Понятия «гипотетическая» и «эмпирическая» гипотезы, их отличия. Методы математической статистики как единственный способ проверки истинности эмпирических гипотез. Математические методы проверки гипотез в зависимости от поставленной задачи, специфики выборки, количества групп испытуемых и вида гипотез. Понятие «статистической значимости». Специфика организации первичных данных для возможности их проверки методами математической статистики.

Основные характеристики эксперимента. Переменная, типы переменных, определение переменной в психологическом эксперименте. Типы экспериментов: эксперимент, дублирующий реальность, «улучшающий» реальность, лабораторный. Безупречный эксперимент как эталон экспериментального исследования; идеальный, бесконечный эксперименты и эксперимент полного соответствия. Валидность эксперимента: внутренняя, внешняя, операциональная и конструктная. Ненадежность данных эксперимента, смещение (систематическое и сопутствующее). Источники артефактов. Контроль и способы контроля артефактов.

Понятия выборки, рандомизации. Методы обеспечения внешней валидности. Понятие «выборка». Репрезентативность выборки. Методы формирования выборки. Этические проблемы при формировании экспериментальных и контрольных групп испытуемых. Рандомизация как основной метод формирования выборки. Понятие «основание рандомизации». Формирование контрольной группы как основной метод проверки внешней валидности.

Виды экспериментальных планов: простые, сложные, многоуровневые, лонгитюдные. Простые экспериментальные планы: планы с одной независимой переменной. Возможности применения предварительного и последующего тестирования: достоинства и недостатки. Влияние эффектов научения при повторном тестировании и их учет. Сложные экспериментальные планы: планы с несколькими независимыми переменными. Соотношение независимых переменных как основной источник артефактов. Многоуровневые и лонгитюдные эмпирические исследования. Специфические особенности организации и проведения лонгитюдных исследований. Влияние эффекта «убытия выборки» и его учет. Методы математической статистики, используемые в лонгитюдных исследованиях. Специфика структуры гипотез в лонгитюдных исследованиях. Доэкспериментальные планы: пробное и пилотажное исследование.

Многоуровневый и факторный эксперименты. Изоляция и «очищение» независимой переменной. Многоуровневый эксперимент как контроль неполноты переменной. Способы предъявления уровней независимой переменной – экспериментальные схемы. Эффекты ряда. Преимущества латинского квадрата. Факторный эксперимент и его применения в качестве контрольного метода для оценки сопутствующего смещения базовой переменной. Виды взаимодействия. Модель дисперсионного анализа в факторном эксперименте.

Неэкспериментальные планы. Корреляционное исследование. Неэкспериментальные планы в эмпирических исследованиях. Структура и логики неэкспериментальных планов. Виды неэкспериментальных гипотез. Понятие «корреляционное исследование». Виды корреляционных исследований: линейные (по Пирсону) и ранговые (по Спирмену). Специфика организации корреляционных исследований: формирование выборки, необходимый и достаточный объем выборки; организация первичных данных. Анализ полученных результатов. Методы построения плеяд как способ интерпретации данных корреляционного исследования.

Организация эмпирических исследований со специфическими выборками. Этические проблемы при организации эмпирических (экспериментальных и корреляционных) исследований со специфическими выборками испытуемых. Работа с людьми, имеющими психические заболевания. Методы учета соматических и психических заболеваний при комплектовании выборки и организации экспериментального воздействия на независимую переменную. Источники артефактов при работе с людьми с нарушенным психическим развитием. Олигофренический синдром и его особенности как фактор, влияющий на внутреннюю валидность эксперимента.

Разработка психологического инструментария как особый вид экспериментального исследования. Разработка психологического (психодиагностического) инструментария как пример многоуровневого эксперимента. Основные этапы разработки психодиагностического инструментария. Экспериментальные планы на этапах: апробации, верификации, стандартизации, оценки надежности и валидности создаваемых психодиагностических методик. Возможности привлечения одной выборки на различных этапах создания психологического инструментария. Методы обеспечения общей валидности эксперимента при разработке психодиагностических методик. Специфика формулирования гипотезы при создании психодиагностических методик.

Психология эксперимента. Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. Испытуемый: его личность и деятельность в эксперименте. Экспериментатор и испытуемый как источники артефактов. Эффект плацебо, эффекты Хотторна и Зайонца, эффект Пигмалиона. Способы контроля: «двойной слепой метод», «обман», «скрытый» эксперимент. Ошибки интерпретации экспе­риментальных данных.

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Клиническая психология как область психологической науки об особенностях психических процессов, свойств и состояний, влияющих на возникновение, течение и преодоление недугов, на повышение адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья. История развития клинической психологии. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики на разных этапах развития человеческого общества и истории медицины и философии. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России (1885) — лаборатория медицинской психологии. Вклад крупнейших отечественных ученых — В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С. Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р. Лурия, В.Н.Мясищева и др. в развитие клинической психологии..

Предмет клинической психологии. Объект клинической психологии. Патопсихология. Нейропсихология. Современные представления об организации и регуляции поведения человека. Модель функциональной системы П.К. Анохина. Психосоматика и психология телесности. Психология аномального онтогенеза. Реабилитация. Психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование. Психология здоровья в структуре клинической психологии.

Клиническая психология как специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога и ее направленность на повышение психических ресурсов и адаптивных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику недугов, психологическую реабилитацию.

Методологические проблемы клинической психологии. Проблема предмета клинической психологии. Проблема метода в клинической психологии. Проблема использования терминологии, адекватной предмету клинической психологи. Основные научные категории клинической психологии. Проблема функционального диагноза.

Нарушения психической деятельности при психических и соматических заболеваниях. Расстройства личности и поведения.

Норма и патология, здоровье и болезнь. Модель здоровья, модель болезни в отечественных и зарубежных концепциях и подходах. Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств и состояний и клинико-психологический подход к их изучению.

Клиническая феноменология и психологические механизмы нарушений восприятия, произвольных движений и действий, памяти, речи, мышления при локальной мозговой патологии и психических расстройствах. Принципы и методы их клинико-психологического анализа.

Соотношение психологических и клинических подходов к пониманию личности. Расстройства личности: от классических работ к современным исследованиям. Роль социальных факторов в компенсации и декомпенсации расстройств личности. Типология расстройств зрелой личности и поведения. Структура мотивационной сферы и ее детерминация. Влияние биологических (генетических, функциональных) и средовых факторов на изменения структуры мотивационной сферы. Нарушения мотивации при различных формах психической патологии. Аффективные расстройства настроения. Методологические подходы к исследованию нарушений эмоционально-мотивационной сферы и личности.

Категория сознания в психологии и медицине. Виды нарушений сознания при разных патологических состояниях мозговой деятельности. Варианты нарушений сознания в психиатрической, неврологической и соматической клиниках. Возможности психологического исследования нарушений сознания. Проблема сознания и бессознательного. Неосознаваемые формы психической деятельности и их проявления при посттравматических стрессовых расстройствах, при истерических, невротических и соматоформных расстройствах и т.д. Нарушения самосознания.

Проблема психосоматических расстройств в отечественных и зарубежных концепциях. Проблема связи психической и соматической «сферы». Психосоматические болезни как модели изучения этой проблемы. Роль психических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний. Преморбидная личность и болезнь. Изучение этиопатогенеза и структуры психосоматических феноменов, их классификация. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях. Проблемы психологической предикации и профилактики психосоматических недугов. Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для восстановительной работы с соматическими больными.

Внутренняя картина болезни как элемент самосознания, сформированный в результате самопознания и имеющий определенный нейрофизиологический базис. Компоненты внутренней картины болезни: сенситивный, эмоциональный, рациональный, мотивационный (волевой). Модель ВКБ М.М. Кабанова, А.Е. Личко. и В.М. Смирнова.Модель прогноза течения заболевания – как эмоционально напряженный комплекс представлений больного о его вероятном течении и исходе.Модель ожидаемых результатов лечения - образ или набор образов, предвосхищающих такой результат лечения, на который рассчитывает сам больной, и на некоторых этапах лечения может определить поведение больного – оптимистическое или пессимистическое.Тип эмоциональных отношений (ТЭО) больного к болезни. Факторы ВКБ:

Задачи и функции клинико-психологической диагностики.

Разнообразие диагностических задач. Клинико-нозологическая (дифференциальная) диагностика. Топическая нейропсихологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга. Определение структуры и степени выраженности дефекта. Диагностика уровня психического и ум­ственного развития детей и подростков при разных вариантах нарушений развития. Личностная (индивидуально-типологическая) диагностика групп повышенного риска психических и поведенческих расстройств. Диагностика в целях психологической коррекции (выявление «мишеней» коррекции, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия). Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Общие принципы и специфика участия клинических психологов в решении разных экспертных задач. Психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза развития ребенка и рекомендации форм обучения и коррекции психики. Роль психологического исследования при врачебно-трудовой экспертизе. Учет нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности, соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психологическими требованиями той или иной профессии. Задачи психологического обследования в условиях военно-медицинской экспертизы. Роль клинического психолога при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Этапы клинико-психологической диагностики: сбор информации, постановка диагноза, формулирование рекомендаций. Функции: описание, классификация объяснение, прогноз, оценка.

Систематика методов исследования в клинической психологии. Функциональный диагноз. Наблюдение, клиническая беседа, требования к оформлению результатов. Опросники, проективные методы. Психофизиологические методы в клинической психологии.

Организационные и содержательные аспекты деятельности клинического психолога. Объект и предмет профессиональной деятельности клинического психолога. Принципы психологической помощи: приближения, системности, непрерывности. Цель и задачи клинико-психологического воздействия.

Психотерапия и психологическая коррекция в лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами.

Психотерапия и психокоррекция как специфические эффективные формы воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья. Классификация методов психотерапии.Психологическая коррекция поведения с целью совершенствования адаптационных возможностей и предупреждения невротических, связанных со стрессом, соматоформных и других расстройств. Психологическое консультирование - профессиональная помощь человеку в поиске путей разрешения или решения определенной трудной или проблемной ситуации (школьное, семейное, профессиональное консультирование).

Реабилитация - системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного (полного или частичного) особым методом, главным содержанием которого является опосредование через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий. Реабилитация социально-трудового статуса: система комплексных мероприятий медицинского, психологического, социально-экономического характера. Психологические аспекты реабилитации. Психологические задачи реабилитации больных разного профиля — психических, неврологических, соматических и др. Первые попытки подготовки специалистов психологов-реабилитологов. Направленность психологических реабилитационных мероприятий на предупреждение инвалидизации, на сохранение и восстановление личностного, трудового и социального статуса. Значение установок и системы ценностей личности, особенностей «внутренней картины болезни» и «зоны конфликтных переживаний» для успешности реабилитации и адаптации. Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. Нейропсихологическая реабилитация. Основные принципы, формы и методы восстановительного обучения психически больных людей.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Психическое и психологическое здоровье как составляющие общего здоровья человека. Психическое здоровье как узловая точка взаимодействия человека и общества, являющаяся критерием успешности (или деградации) их развития. Состояние психического (духовного) благополучия и социальная активность человека. Оптимальные и пессимистические варианты этой связи. Психическое здоровье и формирование жизненной позиции, социальной и деловой активности подрастающего поколения. Критерии здоровья: структурная и функциональная сохранность органов и систем; высокая индивидуальная приспособляемость организма к изменениям в типичной для него природной и социальной среде; сохранность привычного самочувствия.

Психические факторы и их роль как в укреплении, так и в нарушении здоровья. Два значения понятия «психология здоровья». Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану и укрепление здоровья населения. Психология здоровья как психологическая культура человека. Личная ответственность субъекта за свое здоровье. Категория психической нормы. Проблема «нормы» в психологии. Анализ существующих критериев определения «нормы». Клинико-психологический и общепсихологический аспекты в понимании проблемы «нормы».

Современные подходы к сохранению здоровья. Валеологизация пространства жизнедеятельности человека.

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. Возникновение нейропсихологии на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. А.Р. Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, психофармакология и др. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология; нейропсихология детского, старческого возраста; нейропсихология индивидуальных различий (в норме); психофизиологическое направление; нейропсихология пограничных состояний и др. Задачи и методы каждого направления. Клиническая нейропсихология как основное направление. Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы. Методы клинического нейропсихологического исследования А.Р. Лурия. Синдромный анализ. Значение нейропсихологии для здравоохранения (диагностика локальных поражений головного мозга, восстановление высших психических функций и др.), педагогики и других областей практики.

Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Принципы локализации физиологических и психических функций. Роль левого и правого полушарий мозга в мозговой организации каждой психической функции. Роль лобных долей в формировании высших психических функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций и современные нейроанатомические и нейрофизиологические исследования. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов.

Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Формы нарушений высших психических функций (расстройство, ослабление, снижение уровня выполнения и др.). Качественная характеристика симптома. Первичные и вторичные нарушения. Нарушенные и сохранные функции. Общемозговые и локальные симптомы. Топический диагноз. Зависимость нейропсихологического синдрома от локализации, характера патологического процесса и преморбида. Корковые нейропсихологические синдромы. Подкорковые нейропсихологические синдромы. Принципы выделения синдромов. Качественный и количественный анализ нейропсихологических синдромов как основная задача клинической нейропсихологию Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением общемозговых факторов. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов, связанная с левополушарной и правополушарной стратегией переработки информации и управления функциями.

Клиническая нейропсихологическая диагностика состояний высших психических функций. Теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики. Отличия нейропсихологической диагностики от других типов клинико-психологической диагностики. Общая характеристика нейропсихологического обследования. Принципы построения нейропсихологических диагностических методик. Специфика проведения нейропсихологического обследования в детском возрасте. Нейропсихологические методики исследования психических функций. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая реабилитация и ее место в системе научного знания. Основные принципы, формы и методы восстановительного обучения больных людей с нарушениями высших психических функций. Основные концепции реабилитации. Пути восстановления высших психических функций. Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Патопсихология: предмет, теоретические основы и актуальные проблемы

Возникновение патопсихологии на стыке психологии и психиатрии. Соотношение «патопсихологии» и «психопатологии» как медицинской науки. Вклад В.М. Бехтерева, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищева в развитие патопсихологии. Определение общей патопсихологии как науки о закономерностях нарушений структуры психических процессов и свойств личности при разных патологических состояниях. Клиническая патопсихология. Расширение круга проблем, решаемых патопсихологией. Многоуровневость организации исследований патологии психики. Интерес к личностным и мотивационным детерминантам познавательной деятельности. Взаимодействие средовых и биологических (конституционно-генетических) факторов в возникновении нарушений психики. Психологические и генетические предикторы риска психических расстройств. Проблема разработки патопсихологических синдромов. Тесная взаимосвязь теории и практики в развитии патопсихологии. Прикладные задачи патопсихологии. Место и роль патопсихологических исследований в системе мультидисциплинарного изучения природы психических и пове­денческих расстройств.

ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ

Популяционная изменчивость. Популяции, изоляты, демы. Закон Харди-Вайнберга и факторы, меняющие частоты генов в популяции. Мутации, миграции, отбор, дрейф генов. Ассортативность и инбридинг.

Представления об индивидуальности, ее диагностике и происхождении в истории культуры, философии и психологии. Начало экспе­риментального исследования индивидуальности во второй половине XIX—начале XX вв. Работы Ф.Гальтона, В.Штерна.

Исследования интеллекта. Суммарные результаты психогенетических исследований общего, вербального и невербального интеллекта, отдельных способностей. Генотип-средовые соотношения в вариатив­ности оценок, получаемых по отдельным субтестам интеллекта.

Генотип-средовые корреляции, генотип-средовые взаимодействия, ассортативность. Фенотипическая изменчивость количественного признака: ее диапазон, генетические и средовые составляющие. Основная формула генетики количественных признаков. Исследование среды в психогенетике: общая и индивидуальная (систематическая и случайная) среда. Взаимодействие и ковариация (корреляция) генотипа и среды; три пути формирования генотип-средовых ковариаций и три метода их диагностики.

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Проблема стресса как междисциплинарный объект исследования.

Понятие психологического стресса. Использование термина «стресс» в физиологии, психологии, медицине. Отсутствие общей теории стресса, точного определения стресса, противоречивость моделей стресса.

Этапные теории и модели стресса. понятие "общерассовой реакции", как общего адаптационного синдрома. Генетически конституциональная теория. Модель предрасположенности к стрессу. Психодинамическая модель. Междисциплинарная модель стресса. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Системная и интегративная модель стресса. Модель "нормальной и патологической фаз постстрессовых реакций".

Методологические проблемы в изучении проблемы стресса. Проблема функционального диагноза.

Фазы развития стресса. Основные характеристики и физиологические механизмы формирования фаз тревоги, адаптации и истощения.

Проблема совладания со стрессом в современной психологии: общепсихологический, возрастно-психологический и медицинский аспекты. Копинг-поведение - основные понятия и структура. Системные детерминанты стресса.

Виды стресса. Основные психологические феномены травматического стресса: стрессо-реактивный цикл, цикл преодоления стресса. Подходы к понятию профессионального стресса. Теории и модели профессионального стресса. Концепция профессионального стресса как проблемной ситуации. Информационный стресс.

Психическая организация и стресс. Психодиагностические методы стресса. Опросники, проективные и психофизиологические методы. Особенности диагностики эмоционального состояния человека - объекта консультационной работы.

Проблема профилактики стресса. Выявление личностных предиспозиций, особенно предрасположенных к ТС-реакциям и нарушениям. Психологическая работа с эмоционально-личностными проблемами. Место и роль психолога в антистрессовой профилактике.

Основные принципы оказания психологической помощи при стрессе. Зависимость психотехники переживания от типа жизненного мира личности. Особенности переживания гедонистического, реалистического, ценностного, творческого стресса; фрустрации; конфликта; кризиса. Понятие “успешного” совладания с ситуацией, если “ранг”переживания превышает “ранг” критической ситуации.

Возможности психологического консультирования в случаях переживания стресса. Понятие о внешних и внутренних характеристиках эмоциогенной ситуации. Элементы психотерапии: индивидуальная психодинамическая; поведенческая, когнитивная групповая. Психокоррекционные походы, цели, техники, их применение и специфика на различных этапах стресса и при работе с различными возрастными группами и категориями. Индивидуальные и групповые техники, направленные на отреагирование, аутотренинг, техники саморегуляции, релаксационные техники, кинесиология, дебрифинг «стресса критических инцидентов», арттерапия, трансовые техники, психодрама, поведенческая психотероапия, когнитивная психотерапия, клиент-центрированный подход, гещтальт-терапия, интегративная трансперсональная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальная психология как область психологической науки, изучающая психологию людей с отклонением в психическом развитии, связанными с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы. Предмет и задачи специальной психологии. Место специальной психологии в ряду дисциплин психологического, педагогического, медицинского и естественно-научного циклов. Предметные области специальной психологии. Краткий исторический очерк развития специальной психологии. Современные тенденции развития специальной психологии.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии человека. Актуальность проблемы нормального и отклоняющегося развития. Среднестатистическая норма как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средне-количественным показателям, полученной при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Нарушенное развитие как отставание в психофизическом развитии вследствие нарушений функций центральной нервной системы или анализаторов.Злободневность вопроса использования специалистами психологически адекватной терминологии, позволяющей четко очертить нарушенное развитие и не повторяющей наработанный смежными областями опыт.

Проблема психического дизонтогенеза - стойкого нарушения темпа и сроков развития психики человека. Формы психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоничное развитие, искаженное развитие. Концепция детерминации психического развития аномального ребенка Л.С. Выготского. Психологические параметры дизонтогенеза (В.В. Лебединский с опорой на подходы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник). Этиология и

Роль биологического и социального в природе нарушенного развития. Условия нормального развития. Многофакторность нарушенного психического развития человека: биологическое и социальное в природе нарушений. Роль наследственных факторов а происхождении нарушений в развитии. Факторы, действующие в период пренатального развития и родов. Факторы, действующие в постнатальный период. Социальные факторы.

Умственное недоразвитие и задержка психического развития.

Ретардация как тип нарушенного развития. Недоразвитие как состояние, характеризующееся стойким нарушением познавательной деятельности вследствие органического нарушения головного мозга или его недоразвития генетического происхождения. Степени недоразвития. Синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций – задержка психического развития (ЗПР). Виды: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения. Современные представления об этиопатогенгезе недоразвития и ЗПР. Симптомокомплекс.

Дефицитарное развитие- - дефицит (недостаточность) развития функции. Виды дефицитарного развития: нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Поврежденное развитие - приобретенный интеллектуальный дефект, характеризующийся распадом психических функций. Характерные проявления: парциальность расстройств (нарушения гнозиса, праксиса, расстройства эмоционально-волевой сферы, поведения), полиморфность расстройств (разнообразные нарушения). Степени поврежденного развития. Современные представления об этиопатогенгезе недоразвития и ЗПР. Симптомокомплекс.

Современные представления об искаженном развитии как о сложном сочетании общего психического недоразвития, задержанного развития, ускоренного развития отдельных психических функций. Этиопатогенез, основные признаки и прогноз.

Дисгармоничное развитие - форма патологии личности, сущность которой заключается в общей дисгармонии, нарушающей социальную адаптацию. Дисгармоничное развитие при психопатиях, патохарактерологическом развитии, психопатизации. Этиопатогенез, основные признаки и прогноз.

Психология детей с комбинированными (сложными) нарушениями в развитии

Понятие сложного нарушения. Л.С. Выготский о системном строении (структуре) дефекта. Первичное и вторичное нарушение в структуре дефекта. Этиопатогенез, основные признаки и прогноз.

Девиантное поведение у детей и подростков

Современные подходы к поведенческой норме. Проблема девиантного поведения в современной специальной психологии. Социольно-биологические предпосылки девиантного поведения, основные признаки и прогноз. Антидисциплинарное, асоциальное и делинквентное поведение. Девиантное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием.

Службы комплексного сопровождения развития детей с нарушениями психического развития

Психологическое сопровождение ребенка с нарушенным развитием - система деятельности психологов, социальных работников, педагогов, врачей, направленная на создание оптимальных медико-социально-психологических условий для полноценного психофизического развития, оздоровления, успешного обучения ребенка и его благоприятной адаптации к меняющимся жизненным ситуациям. Составляющие процесса сопровождения: поддержка и коррекция проявлений нарушенного развития. Содержательные компоненты, направления деятельности психолога.

Консультативно-диагностическая, коррекционно-педагогическая и реабилитационная работа с детьми.

Цель консультативно-диагностической работы - информационное обеспечение процесса сопровождения развития ребенка. Три аспектаконсультативно-диагностическогонаправления: динамический контроль развития и состояния здоровья детей; изучение особенностей жизни и деятельности детей; систематический мониторинг здоровья и развития детей в контексте их готовности к самостоятельной жизнедеятельности, адаптации в социуме. Валеологический и социально-психологический портрет ребенка.

Восстановление возникших сдвигов в функционировании организма, коррекция нарушений в развитии - реабилитационно-коррекционное направление в работе с детьми. Сущность оздоровительного (лечебное) и коррекционно-развивающего психолого-педагогическое воздействия.

Образование и интеграция в общество лиц с нарушениями в развитии

Общие вопросы специального образования лиц с нарушениями психического развития. Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социально-педагогический патронаж. Дошкольное образование. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионально образования, профессиональная адаптация лиц с нарушениями психического развития. Педагогические системы специального образования для лиц с разными видами нарушений в развитии. Перспективы развития специального образования. Социально-психологические условия интеграции в общество лиц с нарушениями психического развития.

Наши рекомендации