Особенности драматургии Л. Петрушевской.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, «История Клариссы», был опубликован в 1972 году.
Пьеса «Уроки музыки» (1973) впервые была поставлена режиссёром Р. Виктюком в Студенческом театре МГУ.
Первая постановка на профессиональной сцене – пьеса «Любовь» (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов).
Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в непростых жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров её персонажей.
В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы «Чинзано» (1973) и «День рождения Смирновой» (1977), а также пьеса «Уроки музыки». В финале «Уроков музыки» происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми.
Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М. Туровской, «современная бытовая речь... сгущена у неё до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность».
Одна из самых известных пьес Петрушевской – «Три девушки в голубом». Внутреннее богатство её главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.
Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность. Поэтому у неё выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань.
Так происходит в одноактной пьесе «Анданте» (1975). В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом.
Литературовед Р. Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами».
Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и её драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Её рассказам присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова).
Так, в рассказе «Бессмертная любовь» (1988) писательница подробно описывает историю нелёгкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер.
Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жёсткими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа «Свой круг» (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице «демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» (Борисова).
Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения «Карамзин» (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев.
В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Её «Сказки для всей семьи» (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и «Алису в Стране Чудес» Л. Кэррола.
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
Отмечена Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), журнала «Звезда» (1999), «Триумф» (2002), Государственной премией России (2002) и др.
Драматургия А. Вампилова
Пьесы Ал. Вампилова появились на сцене в конце 60-х—начале 70-х годов ХХ века. В это времяв развитии драмы обозначился явный кризис. Безликое однообразие многих новых пьес не моглостимулировать бурно развивающийся режиссерский театр. А прочная привычка к героям и театральнымперсонажам Ал. Арбузова, В. Розова, Ал. Володина стала перерастать в замкнутую традицию.
Драматургия Ал. Вампилова стала выходом из создавшегося положения. Она предъявила нового героя, более сложного и непривычного; разрушила заданный оптимизм сюжета, схематизм основного конфликта.
Художественный мир вампиловской драматургии обладает одной достаточно редкой особенностью. Драматургии Вампилова присущи два рода театра, которые, условно говоря, можно назвать трагическими эксцентрическим типами освоения и преломления действительности, и соответственно два типа пьес, которые по характеру их архитектоники можно было бы определить как пьесы центростремительнойи центробежной композиции.
К первому типу пьес относятся «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Смоленске»,ко второму — «Старший сын», «Провинциальные анекдоты».
Первому типу пьес присуще иерархическое построение системы героев с выведением на первый план центрального персонажа, острая нравственная коллизия, на разрешении которой сосредоточено все действие. Для второго типа характерно отсутствие центрального героя и иерархическойупорядоченности действующих лиц. Здесь обстоятельства властвуют над людьми.
Главное достижение Вампилова — сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Особый интерес драматург проявлял к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое местов окружающем его многообразном и сложном мире. Предъявляя особую меру требовательностик своему герою, Вампилов видит всю сложность его жизни и верит в него, в его способность выстоятьи победить.
Хотя драматическое наследие писателя сравнительно невелико (всего четыре многоактных и триодноактных пьесы), оно характеризуется внутренним единством и образует художественное явление, которое можно назвать театром Вампилова.
В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями.В неповторимом художественном мире пьес драматурга целеустремленно, выразительно и яркораскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливостьи подлинную человечность.