Особенности семьи на различных этапах жизнедеятельности

стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или ≪время монады≫.

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

•эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

•развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;

• становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или ≪время диады≫

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

• решение вопросов главенства и установление лидерства;

•распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;

•определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

• организация досуга;

•брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

•формирование семейного самосознания ≪Мы≫, выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;

•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

• изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

• формирование родительской позиции матери и отца;

•адаптация семейной системы к включению детей;

•выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

•установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Изменения в жизни семьи и личностном развитии каждого из молодых родителей:

•развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;

•изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей;

•изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений;

• изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

•пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;

•забота о старшем поколении семьи (прародителях);

• изменение ≪весовой категории≫ поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

•решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми)

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

• реконструкция семейной системы как диады;

• формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу ≪взрослый—взрослый≫;

•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков);

• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

• повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

• сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

•изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

•поддержка центральной роли среднего поколения;

•приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;

• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

•построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

•≪пересмотр≫ итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада

Наши рекомендации