Виды групповых дискуссий и особенности их

Организации

Существуют различные виды обмена мнениями, отличающиеся степенью регламентированности, формальности, полноты обсуждения. Дискуссии могут различаться друг от друга техникой организации, целевой установкой, содержанием деятельности, количеством участников. Наиболее конструктивный вариант – группа из 6-8 человек, что позволит каждому в полной мере высказать свое мнение, внимательно выслушать партнеров. Однако группы могут включать до 20 и более человек.

Ниже приведены основные виды дискуссионных обсуждений, рассчитанных на групповую аудиторию.

1. Панельная дискуссия [2].

Проводится в группах. Проблема дискуссии формируется руководителем. Участники делятся на микрогруппы по 5-6 человек, которые располагаются в аудитории по кругу. В каждой микрогруппе выбирается представитель («лидер»), который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию. На обсуждение проблемы и выработку решения внутри микрогруппы отводится 10-15 минут. Затем представители микрогрупп собираются вместе и перед аудиторией получают возможность высказать мнение и отстаивать позиции свей микрогруппы. Остальные участники следят за ходом обсуждения, насколько верно представитель микрогруппы выражает её позицию. Они не могут высказать собственное мнение, а имеют возможность передавать «лидеру» в ходе обсуждения записки с изложением своих мыслей. Панельное обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени, либо после принятия решения. Представитель микрогруппы может взять перерыв, чтобы проконсультироваться с её членами. После окончания дискуссии «лидеры» групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решение принимается всеми участниками.

Выделяют следующие, подобные «панельным», формы организации дискуссий.

Форум-обсуждение – механизм его проведения сходен с «панельной дискуссией», однако в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители микрогрупп.

Симпозиум – более формализованное, регламентированное обсуждение проблемы, в ходе которого участники выступают с сообщениями, раскрывающими различные точки зрения на интересующую тематику, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение ведётся через ведущего.

Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямопротивоположную точку зрения по обсуждению проблемы.

2. «Круглый стол» [2].

Это беседа, в которой на равных участвуют 15-20 человек; происходит обмен мнениями между всеми участниками. Руководящий беседой не стремится при этом захватить лидерство. Перед участниками не ставится задача полностью решить проблему, их задача – рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, оценить ее, обозначить основные направления, согласовать свои точки зрения.

Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Важное условие, чтобы процесс коммуникации проходил «глаза в глаза», что приводит к возрастающей активности, росту числа высказываний, возможности каждому включиться в обсуждение, стимулирует к невербальному общению – мимикой, жестами, эмоциями.

Возможно проведение «круглого стола» с использованием техники «аквариума», предусматривающей, что ее содержание определено противоречиями, разногласиями, конфликтами участниками на заданную тему. Участникам предоставляется возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.

Руководитель и 5-6 участников садятся в центре аудитории. Это «рыбы», вокруг которых располагаются остальные участники – «рыбаки». «Рыбы» активно участвуют в обсуждении предложенного вопроса, а «рыбаки» выступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала, они дополняют ее, конкретизируют. «Рыбак» должен встать рядом с «рыбой», версия которой его привлекла. После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники меняются ролями. Желательно, чтобы все участники исполняли роль «рыбы».

3. «Снежный ком» [2].

При использовании этой техники в активное обсуждение включаются все члены групп с целью выработки и согласования единого мнения. Необходимо приготовить карточки и маркеры. Каждому участнику предлагается на 4-8 карточках написать 4-8 вариантов решения поставленного вопроса или проблемы. На каждой карточке указывается только один вариант. Затем участники объединяется в пары, в ходе обсуждения пара отбирает наиболее согласованные предложения, примерно половину из общей суммы карточек (из 8 – 4-5). На следующем этапе участники объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют около половины от их общего количества: из 10 – 5-6. Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя аудитории отобранные карточки; после чего карточки закрепляются на доске или стенде, комментируются каждой группой, классифицируются, выделяются сходные варианты. Представление карточек может осуществляться по принципу «дополнения»: после представления предложений первой микрогруппой, все остальные сопоставляют свои решения с предъявленными и исключают совпавшие предложения. Такая же работа проводится участниками после выступления каждой последующей микрогруппы, пока на стенде не останутся только не повторяющиеся предложения.

Записи должны производиться маркерами печатными буквами на листе формата А5, объем – не более 3 строчек. Текст должен быть легко читаемым.

4. «Квадро» [2].

Метод помогает выявить определенные мнения, увидеть сторонников или противников той или иной позиции, приступить к аргументированному обсуждению проблемы. Ведущий дискуссию обозначает тезис. Участники показывают карточки «квадро» с цифрами, отражающими мнение по озвученной проблеме:

1 – согласен,

2 – согласен, но …,

3 – не согласен, но … (затрудняюсь),

4 – не согласен.

Ведущий констатирует представленные результаты. Если цифры на предъявленных карточках отличаются значительно, то в ходе обсуждения сначала высказывают свои аргументы те участники, которые показали «1» (согласен с выдвинутым тезисом), их дополняют показавшие цифру «2» и т.д.

Участники могут получить распечатанные тезисы (не более 15-ти). Вначале работа осуществляется индивидуально, затем зачитывается одно высказывание, все обозначают свою позицию, и начинается дискуссия.

Вариантом «квадро» может быть техника «светофор». Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку, не согласные – красную, сомневающиеся или воздержавшиеся от решения – желтую. Этот метод позволяет идентифицировать мнение каждого участника, никто не остается зрителем. Уже вскоре после начала игры возникает желание узнать причины расхождения во взглядах, обосновать свое мнение. Тезисы по своему содержанию должны вызывать несходное отношение у участников группы. Если тезис требует обсуждения, участники должны обосновать свою положительную или отрицательную реакцию. Должно быть запланировано достаточно времени на проведение дискуссии.

5. Приоритеты [2].

Дискуссия предполагает сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений об аспектах видения одной и той же темы. Участники должны расположить выданные им тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов: высказывания оцениваются по 10-ти балльной шкале. На выполнение задания отводится не более 10 минут. Затем участники объединяются в группы по 4-5 человек, где разрабатывают единую систему приоритетов. Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то он отмечается особо, доводы «за» и «против» фиксируются до последнего обсуждения на общей дискуссии, на которой микрогруппы докладывают о своих результатах и спорных случаях, формируют общее соглашение о приоритетах.

Участникам могут быть розданы не готовые тезисы, а чистые листки, сложенные пополам. По каждому вопросу участник записывает на левой половине листа 10 важнейших, по его мнению, аспектов. Затем необходимо распределить эти аспекты по их значимости (обозначить приоритеты). С этой целью на правой стороне листа выставляются оценки по 10-ти балльной системе. Суть выполняемой работы состоит не в выработке единого мнения группы, а в получении представления о многообразии аспектов темы. Заполненные листы должны быть доступны для изучения всеми участниками группы.

Можно воспользоваться цветными фишками. Возле каждого аспекта на плакате располагается соответствующее количество фишек. Оценка значимости того или иного аспекта темы становится очень наглядной благодаря зрительному восприятию фишек.

6. «Круги» [2].

Дискуссия предназначена для актуализации и обмена опытом и знаниями по предложенной теме.

Участники дискуссии разбиваются на пары, которые ведут диалог на заданную преподавателем тему. Пары встают в круг лицом друг к другу. По знаку ведущего диалоги завершаются. Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа, теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую, объявленную ведущим тему. Переходы происходят при каждой смене темы или вопроса. В целом каждый участник беседует не более чем с 6 партнерами.

Работа начинается с обсуждения тем относительно общего характера, для которых достаточно недолгого обмена мнениями. Затем вопросы становятся все более конкретными, а время обсуждения увеличивается.

После обсуждения последней темы пары объединяются в группы по 4 человека и продолжают работать дальше, получив от преподавателя четко сформулированное задание.

Этот метод подходит для обсуждения тем, по которым у участников имеется опыт или знания. Диалоги должны быть достаточно продолжительными (5-10 минут), чтобы могли высказаться оба собеседника. Этот тренинг не ставит целью исчерпывающего обсуждения темы, а должен лишь помочь участникам понять тему, ее главное содержание.

7. «На линии огня» [2].

Дискуссия должна способствовать активизации противоречий, умению аргументировать свое мнение, понимать противоположную позицию. Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу так, чтобы каждый мог иметь непосредственного противника. Одна сторона отвечает за высказывания «за» и «против».

Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагаемому положению. Один называет только аргументы «за», другой – против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте. Через 3-4 минуты они меняются местами, меняется аргументация на противоположную, теперь важно научиться использовать аргументы противоположной стороны. Через 2-4 минуты спор прекращается.

На общее обсуждение выносятся следующие вопросы.

1. Какие аргументы были использованы?

2. Удалось ли кого-то убедить и какими аргументами?

3. Чью сторону было легче отстаивать?

Дискуссия должна проходить при строгом соблюдении временных рамок (20-25 минут). Участники могут самостоятельно определять положения, выносимые для обсуждения. Допускается использование информационных материалов. Для участников может стать неожиданностью предложение отстаивать положение и приводить доводы, которые они не разделяют и не считают своими.

8. Идейная карусель [2].

Осуществляется последовательное обсуждение предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения.

Каждому члену микрогруппы (4-5 человек) выдается чистый лист бумаги и задается один и тот же вопрос. Все участники записывают на своих листках спонтанные формулировки ответов на него, не обмениваясь мнениями с другими, в режиме дефицита времени на обдумывание. Листки с записями передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе, при этом каждый должен сделать новую запись, не повторяя имеющуюся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. Затем в микрогруппе происходит обсуждение сформулированных участниками ответов и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них. Далее каждый лист с вопросом и написанным решением передается следующей микрогруппе, которая после обсуждения также фиксирует свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп. После окончания работы каждой группе возвращается выданный ей первоначальный лист, дается время на анализ и согласование записанных на нем точек зрения. После этого микрогруппы озвучивают свое решение. Подводятся итоги, анализируется работа каждой группы.

9. Ролевая дискуссия [2].

Дискуссия построена на обсуждение вопроса в соответствии с определенной ролью, которая обозначена заранее. Участники не должны знать о позиции остальных, но должны вести в соответствии с полученной ролью. При этом выявляются слабые и сильные стороны каждой ролевой позиции, значимости той или иной роли в определенной ситуации.

Тема дискуссии может быть задана самими участниками, что раскрывает их интересы; либо задается ведущим дискуссию в целях выявления какой-либо позиции слушателей в обозначенной ситуации. Роли распределяются с описанием их характеристик (на карточках). Можно дать участнику не свойственную ему роль, чтобы он мог представить модель ее поведения в соответствии со своими установками, либо осознал свои слабые и сильные стороны. Дается время на подготовку (20-25 минут). Затем в течение 10-15 минут идет дискуссия. Остальные члены группы наблюдают: они должны угадать, кто и какую роль исполнил; объяснить, что указывало на эту роль.

Возможно проведение второго раунда дискуссии со сменой ролей или с другими участниками. Смена ролей заставляет научиться слушать и видеть окружающих, а других – раскрыться по-новому, вопреки своему привычному имиджу.

Описание ролей.

«Организатор» – обеспечивает выявление своих позиций. Побуждает высказываться всех, задает уточняющие вопросы, подводит промежуточные итоги, свою позицию высказывает последним.

«Соглашатель» – выражает свое согласие с любыми точками зрения, поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирные бесконфликтные взаимоотношения в группе.

«Оригинал» – не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает неожиданные, одному ему понятные предложения, связь которых с обсуждаемым вопросом не всегда ясна. В споре мало участвует, вмешиваясь в него не менее 3-х, но не более 5 раз.

«Заводила» – с самого начала дискуссии стремится захватить инициативу и склонить группу к своему мнению. Не желает никого слушать, если мнение других не совпадает с его идеями.

«Спорщик» – встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание, защищает противоположные точки зрения.

«Деструктор» – все время нарушает течение дискуссии (что-то роняет, не во время хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться и т.д.).

«Молчун» – всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

В процессе обсуждения формируются навыки общения и сотрудничества. Во время дискуссии происходит столкновение различных точек зрения. Трудность заключается в том, что следует различать личность участника и ту роль, которая ему отведена в процессе групповой работы. Например, оригинал может высказать любые, даже непредсказуемые, нереальные идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за абсурдные положения.

10. Мыслительные «шапки» [2].

Подобная дискуссия предполагает отработку умения видеть и принимать разные мыслительные стратегии и подходы к решению проблем.

Используются шапки, коробки, папки, бумажные эмблемы разных цветов, символизирующих разные подходы к анализу проблемы, поиску решений и аргументов:

– белый – призывает «нейтральные» факты, цифры, информацию, аргументирует весом фактов;

– красный – выражает эмоции, чувства, руководствуется интуицией и догадками;

– черный – несет трудности, невозможность решения, негативные оценки;

– синий – означает удаленность, контроль над собой и другими участниками;

– желтый – характеризует оптимизм, радость жизни, позитивен и конструктивен.

Пятеро участников выбирают себе предметы определенного цвета, и тем самым обозначает свою позицию. После небольшой подготовки проводится первый этап дискуссии. Через 10 минут участники меняются выбранными цветными символами и, соответственно, направлением аргументации. Остальные слушатели наблюдают за дискуссией: фиксируют язык тела, качество аргументации, воздействие смены ролей на отдельных участников. По окончании дискуссии слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.

Носитель синего символа имеет компетенцию ведущего дискуссию. Регулирует время смены ролей в зависимости от интенсивности течения дискуссии.

11. Позиции [2].

Дискуссия содействует осуществлению невербального обмена мнениями.

Участвующие в дискуссии располагаются в центре аудитории. Один угол помещения отводится для нахождения лиц, давших положительный ответ, а вторая – для выразивших отрицательное отношение к высказанным ведущим суждениям. После объявленного тезиса следует дать немного времени, чтобы каждый из участников мог занять соответствующий угол и сравнить свою позицию с принятой другими членами группы. Занявшие крайние противоположные позиции должны обосновать, чем они могут объяснить свое положительное или отрицательное отношение к данному тезису. Объяснения выслушиваются группой без комментариев и обсуждений. Если кого-то убедили аргументы представителей противоположной стороны, то можно оставить свою позицию, перейти или приблизиться к группе с иной точкой зрения.

Такая форма дискуссии не обеспечивает полноты обсуждения, главная ее задача – выслушивание различных мнений и принятие их как результата. В этом случае можно увидеть все разнообразные позиции; совсем не обязательно добиваться согласия участников. При такой постановке дискуссии невозможна ситуация, когда у кого-то отсутствует собственное мнение. Каждый участник на линии занимает ту или иную позицию.

12. «Мозговой штурм» [2].

Метод является наиболее свободной формой дискуссии, способом быстрого включения всей группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемой проблеме. Применяется при разработке конкретных проектов с целью генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки. При организации подобной дискуссии можно придерживаться следующих принципов.

1) Принцип синергетики: при совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности за счет интерактивного эффекта. Идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, доводится до совершенства другими, становится все более конструктивной и пригодной к применению.

2) Второй принцип предполагает, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой выдвигаемых предложений.

«Мозговой штурм» включает в себя 3 этапа.

1. Подготовительный этап предполагает решение организационных вопросов: подготовку помещения, оргтехники, распределение ролей, средства тонизирования (чай, кофе, минеральная вода), релаксация (тихая фоновая музыка). Ведущий обозначает цели и задачи дискуссии. Задание для участников определяется вопросами: «Почему? Зачем? Как решить? Что следует сделать?» Участников знакомят с правилами, регламентом, процедурой «мозгового штурма».

Определяется группа «генераторов» – это участники с позитивной установкой, яркой фантазией, способные развивать свои идеи, быстро подхватывать чужие идеи.

Группа «аналитиков» должна быть способной проанализировать и критически оценить выдвинутые идеи, а также развивать выдвинутые на этом этапе генерирования идеи до их конкретизации, проводить их экспертизу.

«Секретарь» фиксирует все, что отмечают участники дискуссии.

2. Этап генерирования новых идеи продолжается около 15-20 минут. Принимаются любые идеи: от здравых, обдуманных до фантастических, абсурдных. Авторами идей может быть дан краткий комментарий по существу своих мыслей.

3. Заключительный этап анализа идей (до 30-45 минут) проводится после небольшого перерыва и предполагает составление отредактированного списка идей; оценку, критику, аргументирование и ранжирование значимых для решения проблемы идей; выбор и оформление наиболее оптимальных идей и предложений, по которым было меньше всего критических замечаний; анализ и оценку деятельности «генераторов», «аналитиков».

«Мозговой штурм» проводится в небольших группах по 6-10 человек. На заключительном этапе микрогруппы презентуют свои варианты решений, которые анализируются и оцениваются группой выбранных экспертов или выбранных участников.

При проведении дискуссии методом «мозгового штурма» должны соблюдаться следующие правила:

– отсутствие всякой критики, неодобрительных замечаний, иронических реплик во время выдвижения идей. Нежелательно неявное выслеживание или чрезмерное покровительство чьей-либо идеи. Запрещается демонстрировать критичное отношение невербальными жестами и мимикой, несмотря на то, что идеи могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;

– поощрение всех высказанных идей, причем ценится количество предложений в самых разных направлениях;

– равноправие участников «мозгового штурма» стимулирует к выдвижению идей; каждый должен быть уверен, что его предложение будет рассмотрено. Желательно высказывать соображение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всеми членами группы. В случае возникновения ситуации, когда все предложения будут исчерпаны, ведущий «штурм» может простимулировать группу какими-либо рекомендациями или инициативами;

– свобода ассоциаций и творческого воображения. Любые предложения стоят рассмотрения, так как могут вызвать рождение новых мыслей и идей, получение на их основе новых комбинаций;

– творческая атмосфера поддерживается партнерскими и дружественными отношениями, обеспечением атмосферы максимального психологического комфорта;

– обязательная фиксация всех высказанных идей теми же словами, какие использовал автор идеи. Требования «уточнить формулировку» недопустимо, так как это может прервать ход мыслей «генератора» идеи и преждевременно вызвать у слушателей доводы в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложения. Ни одно из предложений не должно быть пропущено при обсуждении;

– группе необходимо дать время, чтобы участники могли обдумать все зафиксированные идеи, рассмотреть любые альтернативные решения. Не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику.

Преимущество дискуссии по методу «мозгового штурма» состоит в том, что имеется возможность достаточно демократично обсудить различные вопросы.

Наши рекомендации